Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Как сделать звукосниматель для акустической гитары

Типы звукоснимателей для акустической гитары

Звукосниматели различаются по типу конструкции и по техническим характеристикам. Устройства с одной встроенной катушкой называются синглы (одинарные), с двумя – хамбакеры (спаренные). По техническому наполнению различают магнитоэлектрические и пьезоэлектрические.

Первые визуально напоминают датчики, встраиваемые в электрогитары. Но принимают звук на других частотах.

Установка магнитных механизмов практически не вредит корпусу – устройство помещается в специальную розетку (отверстие в верхней части деки). Можно снимать в любое время и ставить обратно. Подходит только для работы с металлическими струнами, колебания нейлоновых и других просто не уловит.

Пьезоэлектрический (пьезокерамический) тип больше подходит акустическим инструментам. Способен поймать, преобразовать и усилить все колебания – струн, движений рук, вибраций корпуса. Работает на основе пьезокристалла, отсюда и название. Звучание получается глубоким, мягким, реалистичным. Модели пьезодатчиков бывают стационарные, съемные.

В свою очередь пьезоэлектрические звукосниматели бывают разных видов: «таблетка», «узкая палочка». Первый – крепится на липучки, располагается внутри корпуса и снаружи. Оптимальное расположение музыканты подбирают методом пробы. Второй – более дорогой, стационарный. Преобразование звука более четкое, качественное. Без соответствующей практики лучше не устанавливать самостоятельно.

Не те винты

Проблема оказалась в том, что винты от моей гитары имели диаметр 3мм, а диаметр отверстий на новом звукоснимателе был 2.5мм. Где взять винты такой длины на 2.5 мм??

Так как завтра репетиция, а гитара уже раскручена, то с поиском винтов было решено не заморачиваться. Достаем из закромов шкафа что-то умеющее сверлить.

И сверлом на 2.5мм рассверливаем крепежные отверстия .

Теперь можно легко нарезать резьбу на 3мм. Хорошо, что это позволили латунные вставки, вплавленные в пластик корпуса звукоснимателя. Иначе пришлось бы подтягивать звукосниматель гаечками. Но тогда для регулировки придется каждый раз выкручивать звукосниматель. Хотя делается это как правило один раз.

Собственно на этом скрещивание двух звукоснимателей было окончено. В собранном виде это выглядит следующим образом:

Отлично, звукосниматель для гитары со всей крепежкой готов, остается имплантировать его в гитару. Для этого откручиваем крышку, закрывающую регуляторы и переключателями. Как и у многих современных гитар, на моей она располагается с задней стороны.

Добравшись до проводки, определяемся, куда приходят провода родного звучка. Запоминаем и отпаиваем их. После чего, просунув провода нового звукоснимателя в отверстие, припаиваем их аналогично старому звучку.

Расцветка проводов может быть различна. В моем случае это черный и белый. По общепринятым нормам темными цветами и оттенками обозначают провода идущие на землю (т.е.это минус), а яркими — то что пойдет на переключатель (плюс). Если провод звукоснимателя экранированный, то экран тоже припаивается к земле.

После припаивания втыкаем гитару в усилитель и стучим по звукоснимателю железным предметом. Например отверткой. Если услышали стук через усилитель. значит все ОК. Теперь можно вкрутить новый звукосниматель на отведенное ему место.

Натягиваем струны и радуемся новому звуку, крутя регуляторы примочек во все стороны. А так же не забываем ухаживать за любимой гитарой:

Чистка грифа и лимонное масло для гитары

Виды звукоснимателей

Начнем с простого: датчики делятся на активные и пассивные. Основным отличием является то, что пассивный звукосниматель имеет больше витков в катушках, а значит, воспринимает больший диапазон частот. Мощность звукоснимателя зависит от количества обмотки, но сам звук при этом становится мягче. Чтобы добавить мощности и сделать звук жестче, были созданы активные звукосниматели.

Активными считаются те, которые содержат в себе дифференциальный усилитель сигнала. Есть мнение, что любой буфер, бустер или предусилитель делает его активным, но это не так. Нужно специальный усилитель встраивать прямо в датчик, а все расчеты должны быть идеально точными.

Еще можно классифицировать звукосниматели по характеру обмотки и типу магнита.

Виды датчиков по характеру обмотки: синглы, хамбакеры

Сингл (Single-coil) – назван по количеству катушек, а точнее – всего одной. Максимально чисто передают звук, но довольно тихие и ловят много электромагнитных помех.

или (прим. для дизайнера: на картинке убрать лого)

Хамбакер (Humbucker) – двухкатушечный звукосниматель. Использует принцип шумоподавления. Катушки в нем последовательно подключены в противофазе. Из-за особенностей устройства датчика высокие частоты звучат менее выражено, чем на сингле, но позволяют избавиться от посторонних шумов.

Хамканселлер (Humcanceller) – двухкатушечный звукосниматель, в котором катушки находятся не рядом, а друг над другом. Имеет практически звук сингла, но без постороннего фона. Полезный сигнал не искажается.

В рельсовых хамбакерах вместо магнитопровода находятся так называемые рельсы, и это помогает исключить провалы громкости.

Виды датчиков по типу магнита

Магниты чаще всего делают из одного и того же материала – это сплав альнико (алюминий, никель, кобальт). В зависимости от их соотношения меняется и звук.

Если говорить о том, как сплав влияет на атаку и звучание, то большинство гитаристов выбирают альнико 5. Хотя существуют и другие варианты:

  • альнико 2 – магнит, который дает винтажный звук, Слэш играет на таких датчиках;
  • альнико 3 – самый маломощный магнит с большой чувствительностью;
  • альнико 8 – один из самых интересных вариантов для поклонников тяжелой музыки.

Также существуют и керамические датчики. Такие звукосниматели выдают мощный звук с обилием верха. Но некоторые гитаристы отмечают у них перекомпрессированный звук.

Настройка звукоснимателей

Каждому человеку имеющего у себя в наличии звукосниматель,
рано или поздно придется проводить его регулировку. Представим вашему вниманию
как ее провести.

Регулировка высоты звукоснимателя

Регулировка высоты звукоснимателя представляет собой процесс затягивания
или отпускания его винтов, которые располагаются по краям его корпуса. Они
предназначены не только для того, чтобы закрепит устройство на корпусе гитары,
но еще и для того, чтобы отрегулировать его высоту касательно струн
музыкального инструмента.

В настоящее время существует огромное количество фирм-производителей
данного музыкального оборудования. Поэтому довольно часто можно встретить, что винты
для регулировки высоты звукоснимателя могут находиться под его крышкой.  Для того чтобы поднять высоту устройства
нужно закручивать винты (крутить по часовой стрелке), а для того чтобы опустить
– соответственно влево (против часовой стрелки).

Для того, чтобы добиться сильного и плотного звучания звука нужно как можно
выше подтянуть звукосниматель к струнам инструмента, однако следите за тем,
чтобы при игре они не прикасались к самому звукоснимателю. Впоследствии это
крайне негативно может отобразиться на звучании. Для того, чтобы получить звук
менее агрессивного типа, необходимо отрегулировать положение высоты
звукоснимателя как можно ниже в отношении к струнам гитары.

Получить идеальное звучание можно лишь исследовательским методом путем проб
и ошибок, подобрав для себя оптимальную высоту. Профессионалы советуют
проводить регулировку высоты звукоснимателя постепенно, после каждый настройки
подключать его к усилителю и проверять качество звука

К тому же, уделите
внимание также и вращению винтов, они должны вращаться равномерно

Настройка сердечника

После того как вы отрегулировали высоту звукоснимателя
относительно струн гитары, следует также провести заняться и регулировкой самих
его сердечников.

Магнитные сердечники представляют собой шесть магнитных
стержней металлического типа (для сингла) или двенадцать для хамбекера. В
первую очередь следует отметить, что регулировать сердечники можно не на всех
звукоснимателях. Проверить это довольно просто: посмотрите на них, если вы
увидите небольшие винтики для отвертки или отверстия для шестигранного ключа,
тогда вы сможете их отрегулировать. Если их не обнаружили, значит, возможность
их регулировки на вашем звукоснимателе недоступна.

Если вы хотите его поднять, то нужно всего лишь ослабить
винтовые крепления до того, пока не получите необходимую высоту. Однако следует
знать, что на некоторых звукоснимателях нельзя ее менять, это часто указывается
в инструкции (техническом паспорте) купленного звукоснимателя. Настройка высоты
сердечников доступна на большинстве хамбекеров, значительно реже встречается у
синглов.

Следует знать, что настройка сердечников – это очень
кропотливый и ювелирный процесс. Не поднимайте их слишком близко к струнам, вы
сможете сильно ухудшить качество выходящего в усилитель звучания.

Отличное видео по звукоснимателям от Кирилла с канала HardSound!

Что такое звукосниматель

Что же представляет собой звукосниматель для гитары? Если простыми словами и кратко — это металлические сердечники с магнитами, помещенные внутри катушки индуктивности.

Стальные струны, изменяя свое положение над металлическими сердечниками, создают магнитные колебания. С помощью катушки индуктивности эти изменения магнитного поля превращаются в слабые электрические сигналы.

Выводы катушки индуктивности подключаются к чувствительному входу устройства усиления и обработки звуковых сигналов. Как правило, это специальный вход с высоким коэффициентом усиления сигнала, примером может служить — микрофонный вход звуковой карты персонального компьютера или другого устройства обработки низкочастотных сигналов (20-20000 Герц).

Микрофонный вход обладает высоким коэффициентом усиления и отлично подходит для данных целей, будем его использовать в эксперименте.

С чего начать выбор звукоснимателя

Представим, что ты уже знаешь, что тебе нужно заменить: активный звукосниматель или пассивный, хамбакер или сингл. Теперь внимательно изучи свой инструмент: породу дерева, тембральную особенность гитары. Определись, какую музыку ты будешь играть. Только после этого можно подбирать тембр датчика.

Если нет опыта, не советуем экспериментировать: для первой замены датчиков выбирай классические сочетания.

Новости

Микрофон для акустической гитары

Есть и такие музыканты, которые предпочитают использовать для подзвучки акустической гитары именно микрофоны, а не звукосниматели. Конечно, это должны быть специализированные микрофоны, способные наиболее реалистично передать звучание гитары и при этом иметь минимальную восприимчивость к обратной связи.
Многообразие микрофонов, подходящих для подзвучки гитары, можно разделить на внешние и внутренние.Внешние микрофоны называются так, потому что крепятся снаружи гитары, они обеспечивают более чистое звучание, чем внутренние, но очень подвержены резонансам и искажениям звука при игре на третьей и пятой струнах, а также более восприимчивы к обратной связи.Внутренние микрофоны, как вы понимаете, располагаются внутри корпуса гитары, менее подвержены обратной связи, обеспечивают менее равномерное звучание, что связано с многократным отражением звуковых волн. Поэтому такие микрофоны редко используют отдельно, чаще в дополнение к основной подзвучке, чтобы добавить объема звуку.

Преимущество использования микрофонов вместо звукоснимателей только одно – они лучше передают звук гитары, но и это при наличии хорошего оборудования и опытного звукоинженера. Недостатки использования микрофонов: обратная связь, шумы, помехи, да и цена выше, чем у звукоснимателей.
Заключение
Пьезоэлектрические звукосниматели представляют собой золотую середину в мире устройств для подзвучивания акустических гитар. Не зря они самые популярные среди звукоснимателей, так как передают натуральное звучание гитары, усиливая его. Звукосниматели накладные — более простой вариант, который подойдет новичкам, в отличие от врезных, которые, несомненно, являются лучшим выбором для передачи богатого звучания инструмента, хотя и дорогим.

Микрофон может доставить неприятности в виде обратной связи и посторонних шумов. Идеально совмещение внутреннего микрофона, пьезоэлектрического звукоснимателя и профессионального звукорежиссера.

Таким образом, чтобы усилить звучание акустической гитары, вы можете использовать звукосниматель либо микрофон, которые будут улавливать ноты и передавать их в усилительную аппаратуру. Выбор за вами.

Из микрофона

Самый простой и тривиальный метод усилить звук — внедрить в акустическую гитару микрофон. Если ваша гитара имеет эквалайзер на склейке деки, то микрофон уже присутствует, и все что вам остается — прибавить звук на нем. Настройки такого эквалайзера позволяют менять тон, при этом не ухудшая целостность звука.

Но если у вас все же нет внутреннего усилителя, то можно посредством обыкновенного инструментального микрофона усилить звук. Звукосниматель для акустической гитары своими руками из микрофона сделать проще всего:

  1. Нужно всего лишь поместить микрофон во внутреннюю часть деки таким образом, чтобы звук не искажался и микрофон не ловил посторонние шумы.
  2. Здесь все просто — чем дальше от розетки вы спрячете микрофон в гитару, тем меньше посторонних звуков он будет записывать.
  3. Выход у микрофона можно не менять и оставить таким, какой он есть, ведь вы будете подключать гитару в микшерный пульт или напрямую в компьютер, а не в усилитель.

Этот способ отлично подойдет тем, кто выступает на концертах или вживую. Все, что вам нужно — колонка или кабинет, усилитель в этом случае не нужен.

В метро или в переходах уличные музыканты чаще всего используют микрофоны, ведь в определенный момент его можно просто заглушить, в отличие от остальных самодельных звукоснимателей.

Рекомендации по установке солнечных батарей дома и на участке

Пьезоэлектрические звукосниматели

Название этих датчиков происходит от пьезоэлектрического эффекта, который лежит в основе их работы. Пьезоэлектрические звукосниматели преобразуют колебания струны в электросигнал, благодаря встроенному пьезокристаллу: деформируясь, он поляризуется, и тогда в цепи начинает течь электрический ток.
В 70-е годы предыдущего столетия инженеры смогли достичь оптимальной чувствительности пьезоэлектрических звукоснимателей при передаче максимального частотного диапазона. Прорыв заключался в том, что пьезоэлектрические датчики обеспечивают более натуральный и живой акустический звук, подкрепляемый еще и чувствительностью датчика к колебаниям гитарной деки.

Накладные звукосниматели («таблетки») имеют меньшую стоимость, легко снимаются и устанавливаются с помощью липучки к внутренней или наружной стороне корпуса, могут иметь встроенные предусилитель и эквалайзер. Несмотря на ,казалось бы, легкость установки, необходимо найти такое положение на гитарной деке, которое обеспечит максимально мощный и натуральный звук на выходе.

Достоинства пьезоэлектрических звукоснимателей:

  • возможность их установки на гитары с металлическими и нейлоновыми струнами;
  • обеспечивают более объемное и глубокое звучание

Недостаток у пьезоэлектрических звукоснимателей только один – цена, но и она оправдана более качественным звуком

Как сделать звукосниматель для гитары

В домашних условиях можно сделать звукосниматели обоих типов. Интереснее в плане экспериментов является преобразование акустики в электрогитару. Для этого необходимо делать магнитный звукосниматель.

Первым делом вырезаются две пластинки, которые крепятся к основанию с шестью отверстиями. Они крепятся сверху и снизу, для образования челнока под намотку катушки индуктивности. Материал изготовления листы фольгированного стеклотекстолита.

Каркас может быть вырезан из твердых пород дерева или пластика. Он помещается между тонкими пластинами стеклотекстолита.

Далее для сердечника необходимо взять стальные прутки диаметром не более 5 мм. Далее исходя из размеров сердечников необходимо просверлить подходящие отверстия в основании, а затем в платинах.

Чтобы процесс сверления был удобным и безопасным, основание заматывается в тонкий картон и зажимается в тисках. Отверстия сверлятся острым сверлом на высоких оборотах. Домашней дрелью сделать подобные ровные отверстия сложно, поэтому в качестве основания можно взять более твердый и прочный материал без магнитных свойств. В данном случае берется оргстекло.

Далее делаются сердечники, которые должны быть чуть длиннее конструкции из основания и пластин. После каркас из сердечников, основания и пластин собирается.

Далее понадобятся мощные магниты маленькой высоты. Для намотки берется тонкая медная проволока. Для создания катушки индуктивности необходимо намотать проволоку в 3000 витков.  Также для намотки можно взять тонкий провод с диаметром 0,1 мм.

Далее конец провода очищается от эмали, берется изолированный проводник, который припаивается к проволоке. Место спайки закрывается изолентой. После провод укладывается в катушку и закрепляется несколькими витками намотки.

После окончания всей намотки конец проволоки припаивается ко второму изолированному проводнику. Все надежно с помощью нити приматывается к катушке. Далее намотка экранируется обычный фольгой. Магниты прикрепляются снизу. Звукосниматель для гитары готов.

Приступаем к изготовлению

Сперва каркас был изготовлен из дерева, верхняя и нижняя пластины вырезаны из двухстороннего тонкого фольгированного стеклотекстолита. Дерево желательно брать твердое и плотное, неплохо подойдут — ясень, бук. Вместо дерева можно использовать другие материалы без магнитных свойств — пластмассы, пластик и т.п.

Рис. 2. Деревянный каркас звукоснимателя для гитары.

Рис. 3. Деревянный каркас звукоснимателя для гитары с пластинами из стеклотекстолита.

Зачем пластины из фольгированного стеклотекстолита? — позже, контакт с фольгой для каждой из пластин будет подключен к земле (общему проводу), таким образом образуем дополнительный экран и защиту от помех и наводок.

Углы пластин из стеклотекстолита не заокругливал, позже эта площадь пригодится для крепления в резонирующее отверстие акустической гитары.

Далее нужно было найти материал для сердечников — стальные прутки диаметром около 4мм. Для данной цели была использована стальная направляющая от старого матричного принтера, она немножко большого диаметра — 5мм, тем не менее это отличный материал для сердечников.

Рис. 4. Стальная направляющая от старого матричного принтера.

Подготовив все материалы и зная диаметр сердечников (5мм), можно сверлить шесть отверстий в основании, а потом и в боковых пластинах будущего каркаса.

С помощью линейки и карандаша были размечены шесть отверстий, как изображено на чертеже что на рисунке 1. Для уверенности что все верно, основание каркаса было погружено под струны гитары, в таком положении можно проверить соответствуют ли оси намеченных отверстий осям стру — пришлось немножко подкорректировать.

Для удобства и безопасности сверления, основание из дерева было два раза обернуто в тонкий картон и потом зажато в тиски.

Зажимать нужно аккуратно, с не большим усилием, главное чтобы уверенно держалось. Сверлим отверстия не спеша, очень острым новым сверлом и на больших оборотах. С применением ручной дрели дело это оказалось не простым…

Рис. 5. Сверление отверстий в деревянном основании каркаса звукоснимателя.

Просверлив несколько отверстий ручной дрелью стало понятно что дела плохи. Никак не удавалось получить отверстия четко по центру. Здесь бы хорошо подошел сверлильный станок, но такого агрегата у меня не было.

Было принято решение отказаться от использования дерева, нужен материал с более высокой плотностью и опять же без магнитных свойств — нашелся кусок органического стекла.

С оргстеклом удалось просверлить все отверстия более-менее точно с первого раза.

Рис. 6. Высверливание отверстий в основании каркаса звукоснимателя из органического стекла.

В итоге получился вот такой каркас-основание для будущего звукоснимателя:

Рис. 7. Готовый каркас-основание для будущего звукоснимателя.

Основание каркаса было приложено к одной из стеклотекстолитовых пластин, при помощи шила было намечено где нужно сверлить два крайних отверстия на пластине. Так же само делаем со второй пластиной и сверлим в них намеченные отверстия.

Пришло время изготовить сердечники. Как раньше было написано, для сердечников я использовал направляющие от старого матричного принтера диаметром 5мм.

Нужно отрезать шесть равных по высоте сердечников — для этого берем высоту основания из оргстекла 10мм и прибавляем к ней еще порядка 4мм (толщина двух пластин из текстолита + запас), в результате получается что нужны сердечники высотой около 14мм (лишнее потом можно сточить напильником и точно подогнать).

После того как сердечники готовы, берем два из них и вставляем в крайние отверстия основания, насаживаем на сердечники одну из пластин, сверлим по отверстиям в оргстекле все остальные отверстия в пластине из стеклотекстолита. После этого насаживаем вторую пластинку с другой стороны и также сверлим в ней отверстия.

Вот что получилось в результате труда:

Рис. 8. Заготовка каркаса с просверленными отверстиями.

Рис. 9. Каркас звукоснимателя вместе с сердечниками в сборе.

Для надежного скрепления каркаса, я решил прикрутить пластины к основанию при помощи маленьких винтов-саморезов, такие часто можно встретить в малогабаритных игрушках китайского производства.

Сперва просверлил отверстия в пластинах и основе из оргстекла, используя для этого сверло немножко меньшего диаметра чем диаметр винтиков.

Рис. 10. Крепление пластин к основе с помощью винтиков-саморезов.

Каркас будущего звукоснимателя для акустической гитары готов:

Рис. 11. Каркас для самодельного звукоснимателя в сборе.

Рубрики

Типы магнитов для звукоснимателя

В настоящее время производители звучков используют в своих
устройствах разные типы магнитов. Самыми известными считаются Alnico (алюминиевый,
кобальтовый и никелевый сплав) и Ceramic (магниты из керамических смесей и
оксидов железа). Разберем их подробнее:

  • Ceramic.
    В настоящее время считается самым сильным типом магнита для «звучков». Исходя
    из этого, окончательный звук от струны инструмента получается длинным и громким,
    выражен характерный электрический
    фон (преобладают верхние и средние частоты, нижние практически нельзя
    уловить). В большинстве случаев такие магниты используются при игре тяжелой рок
    музыки на лучших гитарах
    для металла.
  • Alnico 8 – самый сильный магнит из представителей своего типа. Он
    довольно сильно притягивает сруну, что позволяет на выходе получать громкое
    звучание. В основном преобладают высокие частоты, на фоне – средние. Такие
    магниты используют для игры тяжелой музыки. 
    Эти звукосниматели
    подойдут для бас гитары.
  • Alnico 5 является стандартом качества разновидностей звукоснимателей
    этого типа магнитов. Звук на выходе получается как в меру четким, так и в мер
    визгливым. Это же касается и перегруза. Если сравнивать его с Ceramic, то он практически ничем не
    уступает ему по качеству звука. Такие магниты могут применяться как для
    спокойной блюзовой музыки, так и для тяжелого металла. Отличный вариант для акустической гитары со
    звукоснимателем.
  • Alnico 2. Этот магнит является самым слабым и представителей своего
    типа. Он само меньше воздействует на струну, поэтому ее колебания практически
    естественны. Поэтому звук на выходе появляется мягким, плавным и не визгливым,
    преобладают средние и низкие частоты. Для этого магнита характерны такие типы
    музыки как кантри, джаз, блюз и т.п.

Сплавы, используемые в конструкции электрогитарных звукоснимателей

Настройка звукоснимателя для акустической гитары

Окончательный этап установки устройства – настройка работы. Струны не снимают. Магнитные звукосниматели проходят тонкую настройку. Происходит регулировка сигналов, поступающих от датчиков. Подстраивают сердечники (каждый в индивидуальном порядке), ключом опуская, поднимая, чтобы получить необходимое расстояние до струн. Подобная настройка на некоторых моделях невозможна, так как сердечники спрятаны внутрь корпуса устройства. Пьезокерамическая «узкая палочка» требует встройки в корпус гитары, устанавливается мастерами.

Заключение

Звукосниматель для акустической гитары своими руками можно сделать и с помощью других подручных материалов, которые способны принимать сигнал. Самый дешевый пьезозвукосниматель в магазине стоит порядка 2000 рублей, а свой собственный — от силы около 100. Более того, если вы на базовом уровне разбираетесь в электротехнике, то сможете подобрать для себя наилучшую позицию для установки звукоснимателя, чтобы звук соответствовал именно вашим требованиям.

Изучайте свой инструмент и любите музыку! Творческих успехов вам!

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации