Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Все о якутском хомусе

I Введение

История появления варгана

Из-за относительной простоты изготовления и обширной звуковой гаммы, варганы, независимо друг от друга, появились в культурах разных народов мира. Сейчас известно более 25 разновидностей этого инструмента.

Европейские разновидности

В Норвегии одним из инструментов фольклора стал мунхарпа. Отличительной особенностью инструмента является то, что его часто делали из костей животных.
Английский jew’s-harp – популярный по сей день инструмент, практически ничем не отличается от варгана. Из-за политики Британской Империи, во многих бывших ее колониях (в том числе США) губные идиофоны до сих пор называют jew’s-harp.
Немецкие племена, проживавшие на территориях современной Германии и Австрии, изобрели свою разновидность – маультроммель. Музыкальный инструмент вырезался из дерева, а умельцы играли на нем на каждом празднике.
В Италии есть инструмент – марранцано, который ни чем не отличается от знакомого нам варгана.
В Венгрию, в свою очередь, древние переселенцы из Азии привезли музыкальный инструмент – Доромб. Возможно, именно венгерский доромб стал прототипом всех европейских идиофонов.

Азиатские варганы

Многие историки считают, что звуковые идиофоны пришли к нам из Азии вместе с великим переселением народов. Ведь на самом деле, почти у каждого азиатского народа был свой инструмент, по принципу работы похожий на варган.
Возможно, первым варганом был иранский занбурак. Персидские жрецы использовали различные тембры занбурака для устрашения королей, создания мифической атмосферы. Ни одно предсказание жрецов не проходило без пугающей музыки варгана.

В древние времена Япония и Китай активно торговали друг с другом. Одновременно с этим шел культурный обмен островного государства с большим континентом. Китайский варган называется коусянь, японский – муккури. Оба идиофона изготовлялись по одной технологии и из одного материала, но по-разному назывались.
Морчанг – варган, распространенный в индийском штате Гуджарат. Правда в центральной Индии этот идиофон не особо распространен.
В Киргизии и Казахстане также есть разновидности этого инструмента: темир-комуз и шанкобыз соответственно.

Варганы в России, Украине и Белоруссии

Во время культурного обмена с азиатскими странами инструмент быстро распространился среди всех славянских народов. Название «варган» пришло к нам из центральной Украины. На территории Белоруссии варган называли друмла или дрымба. В России в основном прижилось украинское название, хотя иногда используют и другие названия инструмента:
— Хомус;
— Тумран;
— Ванны ярр;
— Комус;
— Демир-хомус;
— Тимир-хомуc;
— Кубыз;
— Купас;
— Ымкрезь.

Простой музыкальный инструмент своей историей объединил почти половину стран Евразии. Этот инструмент использовали в классической и народной музыке, известные композиторы и просто музыканты виртуозы. Умельцы игры на варгане есть и сейчас, ведь даже несмотря на свою простоту, на варгане можно играть необычные, красивые и мистические мелодии.

Навигация

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Наличники на деревянные двери: нюансы выбора и особенности монтажа

  26. 10. 2020

О традиционном этно, трансформации реальности и экспериментах

На данный момент я работаю в оркестре Государственной филармонии Республики Алтай. И я солист группы «Новая Азия». Параллельно есть еще один проект — Todosh. Алтайцы — это разные племена, которые жили в разных частях Горного Алтая. Тубалары, челканцы, теленгиты, я, например, телеут. А внутри каждого племени — род, который начинается от одного общего предка. Вот я из рода Тодош. И в этом проекте я хочу донести мое видение алтайской традиционной музыки. Но сейчас я пишу альбом отдельно от этого проекта — он будет называться «Трансформация реальности». На русском, но с алтайскими корнями. Это о моей реальности, о трансформации моего духовного мировоззрения и мира. О ситуациях, которые влияли на меня.

Мне нравится регги. Вот недавно записал песню «Неповторимый путь». У нас во время пандемии никакие звукозаписывающие студии не работали, и я записал ее под гитару на лестничном пролете

Качества звука там нет, но для меня было важно выразить свою позицию. Я слушаю очень много разной музыки, для меня не особо важны жанры

Я смотрю на качество продукции. Даже иногда попсу слушаю, если она качественная. Мне интересно, как это сделано и с какой подачей. Любая песня — это определенный опыт.

Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  1. двойная меховая рубаха
  2. двойные меховые штаны
  3. короткие меховые чулки
  4. меховые невысокие сапоги
  5. двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.

Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

«Командировка» в другой прибор

У батарейки, которая отработала свой срок, резко возрастает внутреннее сопротивление, что приводит к снижению выходного напряжения. Чтобы вдохнуть в батарейку жизнь, достаточно переставить ее в другое устройство с меньшим энергопотреблением. К примеру, батарейки из тонометра могут прекрасно ужиться с цифровыми часами с ЖК-индикатором.

Варганы разных народов

  • Шанкобыз — казахский варган.
  • Чанковуз — каракалпакский и узбекский варган.
  • Гопуз — туркменский варган.
  • Ооз-комуз — киргизский варган.
  • Кубыз — башкирский и татарский варган.
  • Дан мой — пластинчатый латунный варган некоторых народов Вьетнама.

Всего известно более тысячи национальных названий варгана. У русских, кроме обычного обозначения варган, встречалось также название зубанка.

Распространение варгана на территории СССР (публикация 1973 года)

На территории России варган распространён у русских, у народов Северной Азии (кроме эскимосов, юкагиров, нганасанов, энцев и ненцев), у народов Поволжья (марийцы, удмурты, чуваши и коми-зыряне), в Башкортостане и Татарстане (см. кубыз), в Республике Алтай, Тыве и Хакасии. Пластинчатые варганы используются у народов Чукотки, Камчатки, Сахалина, Югры, района Среднего Енисея, Центральной Сибири (эвенки и эвены), у западных (ханты, манси, кеты, селькупы) и восточных народов Северной Азии (якуты, чукчи, кереки, коряки, ительмены, южно-сахалинские айны, северо-сахалинские нивхи).

Хомус якутский

Один из важнейших традиционных инструментов якутов, в прошлом использовавшийся шаманами. Якуты (и долганы) в основном используют хомус (у долган называется барган). Также в Якутии известен пластинчатый хомус из лиственницы или кости.

Комус алтайский

Челер комус — пластинчатый комус из тростника или бамбука с верёвкой для дёргания язычка. Использовался до начала XX века в Улаганском районе Республики Алтай. Темир комус — изготавливается из металла. Традиционный темир комус представляет собой пластинку с вырезом, в который устанавливается язычок с загибом на конце. Современный темир комус делается из стали или латуни и выглядит как типичный дугообразный варган.

Дрымба (укр., молд., рум.)

Дрымба — дуговой варган, известный на Украине (особенно на Гуцульщине), в Молдавии и Румынии. На западе Украины дрымба была единственным женским (в основном девичьим) инструментом. В середине XX века дрымба ещё сохраняла некоторую популярность среди пастухов Закарпатской области.

Индийские варганы

Морчанг (букв. ротовая арфа) — дуговой варган на севере Индии, морсингх — на юге. Морчанг хорошо сочетается с барабаном мридангой. Более древние варганы представлены деревянными или бамбуковыми пластинчатыми экземплярами с ниткой: ассамский гагана (гангинна), раджастханский гхоралио. Варганы используются в ансамблях для ритмического сопровождения пения и танцев.

Отзывы о разных способах

Ниже приводятся отзывы людей о некоторых способах борьбы с грызунами, которые они успели лично проверить на практике:

  1. Евгения: «К середине осени ежегодно в доме появляются мыши, которые не только поедают запасы пищи, для них непредназначенные, но и грызут все подряд. В этом году попробовала вместо стандартных мышеловок ультразвуковое устройство «Электрокот», мыши от паники потеряли всякие инстинкты, стали часто вылезать из своих убежищ и бесцельно носиться по дому. Положительный результат был достигнут очень быстро, уже через неделю грызунов не стало, но отпугиватель пока все равно не выключаю, поскольку в инструкции сказано, что срок использования должен составлять не менее двух месяцев».
  2. Александр: «Живу в городской квартире на первом этаже, поэтому мыши являются моими частыми гостями. Уже два года я использую против них мышеловку Tuff Cat и очень доволен результатом. До нее пользовался только обычными видами, но они часто срабатывали вхолостую, реагировали на звук или мышам удавалось просто стащить оттуда приманку. В Tuff Cat она размещается особым способом, что позволяет избежать подобных промахов».
  3. Анастасия: «Для того чтобы избавиться от мышей в доме, купила специальное средство «Ital Tiger Мышиная смерть», в упаковке было 15 отравленных приманок и уже через неделю мне не пришлось слушать мышиный скрежет по ночам! Единственное, что я не учла – воздействие на домашних животных, кот поймал отравленного грызуна и тоже отравился, пришлось обращаться к ветеринару. У кого дома живут какие-либо питомцы, лучше поселите их в другом месте на момент травли».

Разновидности садовых дробилок на мотоблок для измельчения веток

Деревянные духовые

Буряты славятся своим умениям игры на духовых инструментах. Старинным представителем таковых является лимбэ, она похожа на флейту. Это трубка из бамбука, верхний торец которой закрыт пробкой из дерева. Звучит сильно и очень пронзительно.

По диапазону охватывает около 2-х октав. Удивительно, но этого хватает для исполнения виртуозных мелодий с хроматическим рядом звуков. А чтобы играть непрерывно, следует дышать специальным образом.

На звучание лимбэ очень похожа музыка, извлекаемая из инструмента суур, только мелодии получаются мягче и нежнее. Суур изготовлен в виде флейты. Чаще всего его можно услышать в западной части Бурятии, а на востоке большая часть музыкантов играет на лимбэ.

Бишхур – духовой инструмент в виде гобоя. Исторически мастера изготовляли его таким образом, что он издавал пять звуков. Современные музыканты могут выдавать хроматический ряд.

Что это такое?

Варган – инструмент, который представлен язычком, свободно двигающимся в проеме рамки. В движение язычок приводится или пальцем музыканта, или дерганьем за нитку. Инструмент держат у рта, а резонатором служат и ротовая полость, и полость носа, и даже нижние дыхательные пути. Артикуляционный аппарат человека, его дыхание способны менять тембр варгана, усиливая обертоны в звуковом спектре.

Вариаций форм и видов варгана – огромное количество. Его изготавливают в самых разных точках планеты: в Полинезии, Азии, Штатах, Европе, России. Знают варган и в Африке, и на Ближнем Востоке. Правда, в эти регионы инструмент завезли колонисты, традиционным для них он не считается. Если собрать все вариации названий варгана, их будет около 1000.

Чтобы отследить историю инструмента, нужно иметь достаточное количество археологических находок. И хоть экземпляров в ведущих музыкальных коллекциях мира достаточно, но исторической подлинности не хватает. Пластинчатые варганы редко находят, так как в дело их сохранности вмешивается климат, да и материал не совсем удачный с точки зрения долгого хранения. Но если уж находят, то это, как правило, инструменты, родственные эпохе Христа, а то и возрастом в 4 тысячи лет.

Чаще находят дугообразные варганы, правда, только дугу и находят – она сохраняется лучше остальных частей. А ведь без язычка инструмент фактически бесполезен, но только для игры, а как артефакт он все равно важен.

Согласно современным выводам ученых, скорее всего, родиной варгана является Азия. А в Европе инструмент оказался в XIII столетии. Более того, в Европу варган попал уже полностью сформированным. Но точно известно, что это древний инструмент. И распространялся по миру он, вероятно, посредством торговли.

Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью — день убоя оленей;
  • весной — день рогов;
  • зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.

Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.

Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.

Как научиться играть?

Можно использовать самоучители, видеоуроки, схемы-раскладки – работает все. Не нужно заставлять себя быстрее освоить инструмент: он слишком медитативный для такого напора. К нему сначала следует привыкнуть, оценить, попробовать играть в разных состояниях, в разное время суток.

Эти рекомендации также не будут лишними.

Если сразу же варган показался не самым удобным в держании, это не повод отложить его и искать новый. Практически каждый инструмент создаст такое первое впечатление. К любому придется привыкать.
Звук – это еще не все

Он не является самоцелью в том плане, что неважно, какие трудозатраты на его извлечение нужны. Нет, именно способ извлечения звука доминирует, усилие удара важнее.
Не стоит просить близких оценить, как первый опыт, как звучит инструмент

Варган больше для игры, а не для слушания. Он служит не столько зрителям, аудитории, сколько самому играющему.
Играя, следует почувствовать все звуки – и гласные, и согласные. Следует открывать/ закрывать горло, пробовать шевелить гортанью
Словом, игра на варгане – это отличное поле для экспериментов и изучения способностей своего организма в том числе.
Внимание надо уделить каждому движению, оценить результат, попробовать по-другому. Для музыкантов с холерическим темпераментом это, конечно, будет непросто.
Если играть на варгане, стоя посреди помещения, звук будет одним
А вот если встать к окну или с упором к стене, звук примет другие очертания. И в этом особенный интерес изучения варгана.

Что делать первый раз с варганом в руках – советы специалистов.

Округлую часть инструмента можно положить на указательный и средний пальцы. Фиксация происходит большим пальцем в точке, где крепится язычок

Важно организовать тесное прижатие двух направляющих изделия к зубам. Главное, чтобы язычок при игре не встречал препятствий.
Инструмент следует прижать к зубам, отвести язычок и быстро отпустить

Так можно услышать голос варгана. Из него нужно постараться извлечь побольше разных звуков.
Можно подвигать языком, прижать его к небу: то значительно, то легким касанием. Язык можно перемещать из стороны в сторону, можно попытаться даже засунуть его в горло.
Надо закрыть горло, имитируя воду во рту. Потом поиграть на вдохе и выдохе. После одного удара по язычку инструмента глубоко вдохнуть – так вибрирующий звук может длиться до минуты.
Если в процессе игры издавать звук горлом, получится горловое пение. Два звука можно объединить.

Быт чукчей

Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». После этого они покидают насиженное место и отправляются на поиски нового пастбища.

Есть и другие представители народа, которые ведут оседлый образ жизни. Они специализируются на рыболовстве и охоте за морскими обитателями. На сегодняшний день численность нации составляет пятнадцать тысяч человек.

Основная часть проживает на российской Чукотке. Если верить древним преданиям, то чукчи относятся к избранной расе. Остальные народы Севера (эвенки, коряки) сотворены лишь в качестве «помощников».

Считается, что создателем нации стала ворона по имени Куркыль. Также аборигены Чукотки свято верят в тот факт, что к сотворению мира имеют непосредственное отношение северные животные.

Наречие удивительного народа входит в группу чукотско-камчатской языковой семьи. Ближе всего к нему корякский и алюторский языки. По типологии наречиt относится к инкорпорирующим, т.е. сочетающим в себе несколько разных языков.

В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день аборигены Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов. Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке.

Яранга

Это жильё чукчи. «Строение» представляет собой шатер большого размера, который сверху покрыт шкурами оленей и укреплен большими булыжниками. Посредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи. Вокруг яранги размещают многочисленные сани с хозяйственным скарбом.

В задней части чукотской «квартиры» меховыми шкурами отделяют маленькую комнатку, которая одновременно выполняет роль спальни и столовой.

Одежда

Для пошива вещей северные жители применяют пыжики (шкуры молодых оленей). Зимняя одежда чукчей состоит из двух слоев: внутренний – мехом к телу, а внешний – «опушкой» наружу.

Мужчины одеваются двойные рубахи и штаны, дополнительно натягивают чулки, сапоги и шапку-капор. У девушек вещи для зимнего периода также состоят из двух слоев. Однако в отличие от представителей сильной половины человечества, милые чукотские барышни наряжаются в меховой комбинезон. Наряд имеет широкие рукава и глубокий вырез спереди.

В летний сезон чукоты надевают свободную одежду, пошитую из замши оленя или лёгкой материи, оформленной национальным декором. Малыши тоже имеют «фирменные» вещи. Это наглухо зашитый со всех сторон комбинезон.

Ручки и ножки надежно спрятаны, а вот сзади имеется небольшой разрез. Он предназначен для того, чтобы мамочки вытаскивали грязные «пеленки» и заменяли их на чистые. Хотя мох, соединенный с шерстью оленя сложно назвать пеленкой в классическом смысле этого слова. Лучше именовать аксессуар чукотским памперсом.

Жительницы Чукотки имеют и национальную прическу – косы, декорированные бусинками и пуговицами.

Рацион северных обитателей сложно назвать полноценным. В основном они кушают в разном виде мясо китов, оленей. Также не брезгуют ливером, кровью, моллюсками, корой и ягодами.

У народа имеется национальное блюда. Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес. Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло.

Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы.

Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное. Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт.

Продолжительность жизни

Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности – алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ.

На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости. Эта опасная тенденция может привести к тому, что национальность вовсе вымрет.

Как играть на комусе?

Освоить саму технику игры несложно, для этого понадобится несколько минут. А вот совершенствовать свое мастерство можно бесконечно.

  1. Сначала следует прижать основу к зубам, но так, чтобы между нижним и верхним рядом было небольшое пространство. Это будет место для язычка варгана.
  2. На следующем этапе язычок нужно слегка оттянуть к губам и отпустить.
  3. Кому-то удобно располагать основу инструмента не у самих зубов, а между губами. Но челюсти смыкать не следует, ведь язычок инструмента должен вибрировать.
  4. Когда удастся освоить основной этап, можно менять положение языка, втягивать щеки, добавлять дыхание и голос. Все это придаст индивидуальности игре.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации