Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Чем отличаются гитары? отличие акустической от классической гитары

Склейка половинок заготовки деки

Клеить деку надо на ровной поверхности. Существует несколько способов и, вероятно, можно придумывать ещё. Но вот один.

Красная стрелка — это направление по которому надо прижать
палочку струбциной. Палочка — это просто ровный брусочек. Маленькой
струбцинкой к доске прикреплена палочка. Между этой палочкой и декой по
направлению синей стрелки забивается маленький клинышек. (На рисунке
его нет.)

Как вы поняли мой рисунок очень схематичен. Палочек под красной
струбциной должно быть как минимум две. Их цель правильно направить
деку. Понятно, что левая половинка деки неподвижно зажата к доске, а
правая только прижата и проскальзывает. Если вы заклините деку без этих
направляющих палок, то дека может расколоться.

Палочек для клинышка должно быть где-то четыре. Клинышки не
надо забивать кувалдой — легко пристукнуть молоточком, ведь никаких
особых давлений не надо. Распределите их равномерно по деке. Три пальца
от краёв в середину. И посредине на равных промежутках ещё две штуки.

Существует ещё один способ прижима. Вы точно также фиксируете
половинку деки, вторая половинка проскальзывает. Край второй половинки
выступает за доску на пару сантиметров. Теперь у вас есть возможность
обмотать всё резиновыми полосками, например нарезанной велосипедной
шиной. Не натягивайте резину слишком сильно, большое количество витков
в конце концов даст сумасшедшее давление. Вам не надо сильно прижимать:
склейка подогнана идеально, поэтому только лёгкий прижим, чтобы
выдавить излишки клея.

Теперь о клее, которым можно пользоваться. Самый лучший клей, это Titebond Original Wood Glue
красная упаковка. Зелёная и синяя всё-таки эластичны, но на безрыбье
можно. ПВАподобные клеи многих, даже серьёзных фирм, не подходят —
слишком эластичен в конце концов высохший слой. На деке на лаке будет
полоска неровности по линии склейки, если им воспользоваться. Не говоря
о сомнительном вкладе в акустику. Столярный и эпоксидная смола не
подходят, т.к. оставляют тёмную полоску. Вообще, если вы решили делать
гитары, то вам придётся найти хороший клей. Не забудьте подсунуть
полоску бумаги под склейку, чтобы не приклеивалось к столу.

Варианты декора

Окончательную отделку, придающую изделию завершенный вид, проводят до сборки мебели в единую конструкцию. Однако сделать это нужно только после подгонки всех элементов, ведь переделав их, мастер столкнется с необходимостью повторного декорирования. Особенно внимательно нужно шлифовать кромочные части, оставшиеся от лобзика. Основное полотно доводится до зернистости Р600.

Дополнительным украшением фанерного стула может стать дизайнерский узор, соответствующий интерьеру комнаты. При наличии трафаретов (или таланта) на табурете можно нарисовать мультипликационного персонажа, орнамент или пейзажи. Необязательным, но стильным и функциональным элементом будет кант по краю мягкого сиденья, придающий изделию завершенный вид.

Самостоятельное изготовление мебели для дома требует хотя бы базовых навыков и умений. Но сделать стул из фанеры своими руками несложно, нужно только ознакомиться с технологией производства и требованиями к материалам. Такой ответственный подход даст наиболее качественный результат.

Из чего состоит интервал?

Интервалы на гитаре состоят всего из двух частей:

  • 1. тоника
  • 2. интервал(ы)

Интервалы всегда выражаются по отношению к какой-либо тонике.

Например, открытая нота G в рамках аккорда С не рассматривается как интервал по отношению к ноте, приходящейся на первый или второй лад в рамках того же аккорда. Это интервал от ноты С, которая извлекается на третьем ладу пятой струны.

Почему? Потому что нота С является тоникой данного аккорда.

Как выбрать?

Выбрать хорошую акустическую гитару нетрудно

Рассмотрим, на что стоит обратить внимание в поиске «своего» инструмента

  • Сперва стоит определиться, для каких целей покупается гитара – для выступлений на площадках или для домашней игры. Для разных условий будут подходить разные модели акустики.
  • Надо присмотреть музыкальный инструмент определенного типажа. Выше были перечислены разные формы корпусов акустических гитар. Каждый из них имеет свои особенности строения и размеры. Кому-то удобнее пользоваться инструментами с узким, а кому-то с широким грифом, размер которого, к примеру, достигает 52 мм и более. Многим людям комфортно играть на моделях типа джамбо, а кому-то больше по душе гитара вестерн или дредноут. Чтобы понять, экземпляр какой модификации точно подойдет вам, сперва его стоит подержать в руках, попробовать в игре. Если вы почувствуете, что пользоваться инструментом вам удобно, то можно задуматься над его приобретением.
  • Необходимо разобраться в остальных качественных характеристиках инструмента. Надо узнать, сколько в нем струн, из каких материалов собрана его конструкция, присутствует звукосниматель или отсутствует. Целесообразно выбрать именно такую акустическую гитару, характеристики которой в полной мере будут соответствовать вашим навыкам игры на данном инструменте.
  • Перед покупкой имеет смысл внимательно осмотреть акустический инструмент. Убедитесь, что гитара не имеет сколов, заломов, потертостей, даже самых тонких царапин или плохо зафиксированных элементов фурнитуры. Если такие недостатки есть, от покупки лучше отказаться.
  • Покупайте гитару, дизайн которой вам придется по душе. В магазинах встречаются как классические, так и необычные яркие инструменты.
  • Покупать хорошую акустику рекомендуется в специализированных музыкальных магазинах.

Предназначение резонаторного отверстия

На поверхности полотна верхней части изделия находится резонатор, также называемый розеткой. Это круглое отверстие, служащее для улучшения свойств звука.

Происходит это следующим образом:

  1. Внутри конструкции рождается звук, исходящий от струн.
  2. Звук попадает в полую часть корпуса.
  3. Происходит усиление акустических свойств звучания.
  4. Затем звук перемещается наружу в новом качестве: более громким, ярким, неординарным.

Среди музыкантов бытует мнение, что гитара – это не просто конструкция, представляющая собой разновидность щипкового инструмента. Ценители сравнивают ее с лучшим другом или любимой женщиной. Музыкант и гитара воспринимаются как единое целое.

Как только рука профессионала прикоснется к струнам, аксессуар запоет о том, о чем болит сердце владельца, и наоборот – не поет, если хозяин не в духе, “долбит” по струнам без чувств. Все, что заложено в приспособление, оживает лишь с любовью и заботой. Опытные гитаристы умеют ладить с инструментом, тогда он раскрывается в полную силу.

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

Розетка

Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

Техника игры

Как звучит?

Фолк-гитара звучит громко и звонко, а это позволяет превосходно играть джазовую музыку. В зависимости от типа корпуса отличается и звучание. Так, дредноут по сей день остается самым распространенным типом. Он пользуется популярностью среди профессиональных музыкантов, так как обладает сразу узнаваемым и свойственным только ему глубоким звуком. Однако такой вариант больше подойдет в качестве аккомпанемента, нежели исполнения сольного произведения.

А вот оркестровые модели этого вида инструмента обладают меньшим корпусом. Но они обладают более ровным и мягким звуком, сбалансированным по частотам. Этот вариант фолк-гитары является отличным солирующим инструментом. С ним удобно работать в студии.

Джамбо – гитары с самым большим корпусом, позволяющим извлекать мощнейший, сочный звук.

Гитары варианта флэттоп имеют полый акустический корпус, который делает звучание сильным и громким даже без дополнительных электроусилителей.

Звучание фолк-гитары в целом объективно более громкое и звонкое. Такие гитары идеальны в качестве аккомпанемента, игры боем, исполнения быстрых, ритмичных, динамичных композиций.

Фолк-гитара – прекрасный вариант для тех, кто любит рок, пение, посиделки у костра в дружной компании. Умея играть на этой разновидности инструмента, можно легко сыграть и на электрогитаре, так как грифы у них одинаковые. А вот для начинающих гитаристов такая разновидность инструмента не годится по причине того, что струны из металла или бронзы очень тяжелы для новичков – могут создать большие проблемы на начальном этапе обучения.

Корпус и система усиления звука

Первое отличие, которое сразу бросается в глаза, – корпус гитары. Даже человек, ничего не понимающий в музыке и музыкальных инструментах, заметит, что у акустической гитары корпус широкий и полый, а у электрогитары – цельный и узкий. Это обусловлено тем, что усиление звука происходит разными способами. Звук струн усиливать необходимо, иначе он будет слишком слабый. В акустической гитаре звук усиливается самим корпусом. Для этого посередине передней деки есть специальное отверстие, называемое «розетка», вибрация от струн переходит на корпус гитары, усиливается и выходит через неё.

У электрогитары нужды в этом нет, так как принцип усиления звука совершенно другой. На корпусе гитары, там, где у акустической находится «розетка», у электрогитары установлены магнитные звукосниматели, которые улавливают колебания металлических струн и передают на воспроизводящую аппаратуру. Динамик не устанавливается внутри гитары, как могли подумать некоторые, хоть и были подобные опыты, например советская гитара «Турист», но это скорее извращение, чем полноценная электрогитара. Гитара подключается путем соединения разъема «под джек» и входа в аппаратуру специальным шнуром. При этом можно добавить в путь соединения всевозможные «примочки» и гитарные процессоры для изменения звука гитары. На корпусе акустической гитары отсутствуют переключатели, рычаги и вход «под джек», которые есть на электрогитаре.

Гибридные виды акустической гитары

Акустическую гитару также можно подключать к аппаратуре. В таком случае она будет называться «полуакустическая» или «электроакустическая». Электроакустическая больше похожа на обычную акустическую гитару, но в ней установлен специальный пьезозвукосниматель, который выполняет ту же функцию, что и магнитный звукосниматель в электрогитаре. Полуакустическая гитара больше похожа на электрогитару, имеет более узкий корпус, чем акустическая. Вместо «розетки» в ней используются эфы для игры в неподключенном режиме, а для подключения установлен магнитный звукосниматель. Также можно приобрести специальный звукосниматель и установить его на обычную акустическую гитару самостоятельно.

Лады

Следующее, на что стоит обратить внимание, – это количество ладов на грифе гитары. На акустической гитаре их намного меньше, чем на электрогитаре

Максимальное число ладов на акустике – 21, на электрогитаре до 27 ладов. Это обусловлено несколькими факторами:

  • В грифе электрогитары есть анкер, который придает ему прочность. Поэтому гриф можно сделать длиннее.
  • Из-за того, что корпус электрогитары тоньше, проще добираться до крайних ладов. Даже если в акустической гитаре есть вырез на корпусе, добраться до них все равно затруднительно.
  • Гриф электрогитары зачастую тоньше, что облегчает доступ к крайним порожкам на низких струнах.

Система крепления струн

Также акустическая гитара отличается от электрогитары тем, что у нее иная система крепления струн. На акустической гитаре установлен струнодержатель, в котором закрепляются струны. В электрогитаре кроме струнодержателя зачастую присутствует бридж, который позволяет выполнять тонкую настройку высоты, а в некоторых типах – и натяжения струн. Кроме того, многие бриджи имеют встроенную систему рычага тремоло, который используется для извлечения вибрирующего звука.

Приемы игры

Различия не заканчиваются на устройстве гитары, они касаются и приемов игры на ней. К примеру, вибрато извлекается на электрогитаре и акустике различными методами. Если на электрогитаре вибрато извлекается в основном мелкими движениями пальца, то на акустической гитаре – движением всей кисти. Такое различие присутствует, потому что на акустической гитаре струны натянуты сильнее, а значит, и совершать такие мелкие движения намного сложнее. Кроме того, есть приемы, которые на акустической гитаре вообще невозможно исполнить. Невозможно сыграть на акустике тэппингом, ведь для того, чтобы получить достаточно громкий звук при выполнении, нужно значительно усиливать громкость, а это возможно только на электрогитаре.

Советы как улучшить звучание акустической гитары

Выбор инструмента. Возможность сравнить звучание с другими

Как уже было сказано выше – первая вещь, которой вам стоит озаботиться – это звук гитары в целом. Прочитайте статьи о том, как дерево влияет на звук, а также послушайте демо-записи гитарного звука на YouTube. Выберите для себя желаемый эталон – и отталкивайтесь уже от него.

Кроме того, не покупайте первый попавшийся инструмент. Тщательно отслушайте несколько вариантов, и выберите тот, который придется больше по душе. Учитывайте удобство игры, а также сам объем звука

Обратите внимание на цену – старайтесь брать инструменты среднего и высокого ценового диапазона, поскольку за счет своего качества они объективно будут звучать лучше

Разумеется, обратите внимание на материал, из которого сделана гитара – как уже было сказано выше, от этого зависит весь звук в целом. И если вы действительно собираетесь уходить в профессиональное занятие музыкой – то наилучшим выбором будет хорошая электроакустическая гитара

Она вам действительно понадобится, и пользоваться ей на сцене намного удобнее, чем инструментом без пьезоснимателя

И если вы действительно собираетесь уходить в профессиональное занятие музыкой – то наилучшим выбором будет хорошая электроакустическая гитара. Она вам действительно понадобится, и пользоваться ей на сцене намного удобнее, чем инструментом без пьезоснимателя.

Попросите сыграть другого человека

Послушайте со стороны, как звучит гитара. Особенно это актуально, если вы попросите сыграть человека, который гораздо лучше владеет инструментом, чем вы. Таким образом, вы услышите звук со стороны, и еще больше поймете, устраивает ли он вас, или нет.

Поменять струны, сменить их калибр, материал

Мы же давали советы по тому, как выбрать струны в соответствующей статье. Новые струны всегда звучат гораздо лучше, чем старые, поэтому после покупки гитары обязательно смените их на новый комплект. Это значительно прибавит обертонов к вашему саунду, расширит его, сделает более звонким. То же самое применимо и если на вашем инструменте значительно поменялся звук – попробуйте просто сделать такую вещь, как поменять струны на гитаре, возможно, они стали слишком грязными.

Проверка фурнитуры и состояния гитары

Если внезапно во время вашей игры начинают проявляться какие-то призвуки, которых до этого вы не слышали – озаботьтесь проверкой фурнитуры и общего состояния гитары. Возможно, надо подтянуть анкер, или же в ней разболтались колки, или же крепления струн вставлены неплотно. Перепроверьте все это и по возможности поправьте. Например, подкрутите анкер, чтобы вам было удобно играть. Если же гриф повело винтом – то обратитесь к гитарному мастеру.

Настройте гитару

Очень банальная причина, но звучание настроенной гитары отличается от звучания не настроенной. Поэтому в первую очередь стоит проверить именно это.

Проблемы с электроникой

Если вы играете на электроакустической гитаре в линию или комбо-усилитель, то призвуки и треск может свидетельствовать о неполадках в оборудовании. В этом случае попробуйте поиграть без усиления звука – и если проблем не будет, то обратитесь к мастеру по этому вопросу.

Проблемы с техникой игры

Если звучание аккордов на гитаре во время игры сопровождается треском и дребезгом, то попробуйте уделить этому вопросу больше времени. Поотрабатывайте зажим струн, а также аккордную технику игры в целом. Разумеется, больше всего внимания уделите игре с баррэ, поскольку именно от нее и происходит большая часть призвуков.

Помимо того, чтобы понять, как правильно зажимать аккорды,обратите внимание на свою атаку медиатором и пальцами. Чрезмерно сильные удары по струнам совершенно точно будут сопровождаться неприятными призвуками и дребезгом – поэтому потренируйтесь играть лучше

Почти всегда все проблемы со звуком связаны именно с его извлечением вами, поэтому постоянные упражнения значительно улучшат звучание гитары.

Дополнительные статьи

Строгание заготовки деки на размер

У вас уже что-то похожее на деку. Но толщина вашей деки пока ещё
требует серьёзного вмешательства. Операция по утоньшению достаточно
сложна. Три инструмента, которыми можно работать. Рубанок, цикля и
притир. Для этой работы рубанок должен быть очень хорошо наточен и
очень правильно отрегулирован. В природе существуют рубанки с
регулировками на положение ножа, т. е. нож не просто зажат, а плавно
сдвигается и выдвигается. Отрегулируйте рубанок так, чтобы стружка была
очень тонкой, но рубанок уверенно её снимал. Не забудьте про заточку.
Рабочая поверхность рубанка должна быть ровной. Рубанок должен быть
литой металлический, а не из профиля и тем более не деревянный. Длина
рубанка должна быть где-то 250мм., т.к. вам требуется сделать деку
равнотолщинной на всей площади и маленьким рубаночком это сделать
нельзя.

Если у вас есть рейсмус, то проблем нет. Есть приспособы типа
вращающего барабана с наждачкой. Но всё это, если вы решите заняться
серьёзно и на долго.

Положите деку на ровную площадку. Я использую 20мм. фанеру,
вырезанную с небольшими полями по форме деки. Зажмите двумя струбцинами
деку через эту площадку к столу. Струбцины можно размещать наверху
деки, тогда можно обрабатывать низ и можно их размещать по краям, тогда
можно обрабатывать деку на противоположной стороне и посередине.
Определитесь с вашей декой. В какую сторону рубанок задирает.
Качественная дека должна обрабатываться очень просто.

Толщина
деки зависит от её качества. Вообще это вопрос для мастеров очень
личный и, следовательно, сколько мастеров — столько мнений. Вот общие
советы. Размер деки под подставкой до 3мм., толщина меньше 2.5мм. уже
опасна. Меньше 2.5мм. — толщина для очень качественных дек. На краях
дека может быть на 0.5мм. тоньше, т.е. дека равномерно утоньшается.

Конечно, толщина деки находится в тесном взаимодействии с
акустической системой. Система распределяет нагрузку с подставки на всю
деку. Влияет на то, в каком диапазоне гитара будет звучать так или
иначе. Экспериментировать можно всю жизнь. Пока просто попадите в
указанный диапазон размеров.

Что может быть источником проблемы неправильной высоты струн

Есть несколько вариантов, из-за чего высота струн может поменяться.

Низкий нижний порожек

Верхний и нижний порожки должны быть примерно одной высоты, чтобы струна лежала на них без какого-либо угла. Если же нижний порожек слишком низкий, то это может привести к тому, что струна будет расположена слишком низко, из-за чего, особенно на первых ладах, она будет дребезжать и не звучать вообще. Это является причиной проблемы того, что струна дребезжит на ладу.

Высокий нижний порожек

И наоборот, если нижний порожек будет выше, то струны, соответственно, тоже будут выше. Особенно это ощутимо на верхних ладах при взятии баррэ. Пальцы и рука будет применять гораздо больше силы, чем требуется, соответственно, делать это будет сложнее, и конечности будут уставать.

Высота верхнего порожка

То же самое относится и к верхнему порожку. Если он будет слишком низкий, то струны будут фактически лежать на грифе, из-за чего на всех ладах они будут дребезжать и не звучать до конца. Этого следует избегать, иначе гитара может даже не строить по грифу, что еще более критично, чем обычный дребезг.

Глубина посадочных мест верхнего порожка

Это точно так же важно, как и его высота. Если пазухи для струн будут слишком глубокие или широкие, то струны будут ходить в них ходуном и не строить или звучать

Если же они будут недостаточно глубоки, то они будут стоять на нем, и дребезжать об него. Именно поэтому гитаристам, которые интересуются электрогитарой и тяжелой музыкой, рекомендуется покупать два инструмента – первый для пониженных строев, с широкими пазухами для толстых калибров – и второй для стандарта, с пазухами нормального размера.

Прогиб грифа

Самая частая причина того, почему звук акустической гитары испортился и начал звенеть. Из-за погоды, влажности или ненадлежащего ухода за инструментом, анкер грифа ослабляется или перетягивается, из-за чего обычный градус прогиба меняется. Вследствие этого мы имеем либо звон струн об лады, либо огромное расстояние между струнами и грифом, из-за чего при взятии баррэ быстро устает рука. Это проблема решается регулировкой высоты грифа.

Подставка гитары

Некрепкая подставка на деке может треснуть и деформироваться, из-за чего высота струн меняется, и они становятся ближе к грифу. Это нераспространенная проблема, и если возникла именно она, то стоит задуматься либо о замене инструмента, либо об услугах гитарного мастера.

Гитара, из какого дерева лучше?

На вопрос из какого дерева лучше гитара нельзя дать стопроцентный однозначный ответ. Одному по нраву одно, второму другое. Однако можно воспользоваться среднеарифметическим многолетним опытом компаний, занимающихся производством целых поколений инструментов.

Чаще всего в качестве дерево для электрогитары используется ольха. Для неискушённого музыканта, который только постигает азы, можно порекомендовать именно эту породу. Её особенностью является универсальность. Подойдёт как для блюза и инди-рока, так и для хэви-метала и металкора. Примерно одинаково звучит как в нижнем, так и в среднем и верхнем частотном диапазоне. Для любителей более массивной середины и менее выраженного «верха» порекомендуем липу. Поклонникам брутальных жанров («коры», дэз-метал, джент) стоит посмотреть на красное дерево и орех. Если планируется уклон в скоростные соло и виртуозные пассажи (спид-метал, неоклассический метал), то ваш выбор тандем клён (гриф)+ красное дерево (корпус).

На звук акустической гитары оказывает влияние её основная часть – верхняя дека. Классика и акустика часто изготавливается из ели – ситхинской или красной (дешевый вариант). Более дорогое дерево для акустической гитары – кедр. Задняя дека изготавливается из палисандра или красного дерева.

В заключение

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации