Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Как выбрать правильную электрогитару

Классическая/Фламенко

Классика — широкий полый корпус, массивный гриф и нейлоновые струны. На ней занимаются как в музыкальных школах, так и в консерваториях. За игру боем именно на этой гитаре можно получить от преподавателя по рукам (главному рабочему инструменту музыканта). Резонирующая часть сделана из палисандра. Репертуар обширен: классическая музыка, испанские мотивы, босса-нова, самба и т.д. Звёзды – Пако Де Люсия.

Первые отличия находятся в материале. Резонаторные части корпуса (в частности заднюю деку и боковую стенку) фламенко изготавливают из кипариса. Корпус меньше и тоньше, чем у классики. Порожки располагаются чуть ниже – это позволяет сделать звук при игре приёмами расгеадо и различными боями звонким, живым и острым. Кроме того, фламенковые музыканты часто используют приём «гольпе» — ритмические удары по верхней деке. На правой руке у профессионалов могут быть ногти, поэтому дека защищена гольпеадором. Звёзды – Дидюля, Стив Стивенс.

Выбираем гитару

Итак, вы прониклись мыслью о том, что древесина, используемая при изготовлении гитары, существенно влияет на ее звучание. Как же теперь выбрать гитару, чем руководствоваться при выборе? Давайте разберемся вместе.

1.Внешний вид. И дело тут совсем не в цвете, потертостях и ровности поверхности. Древесина одного типа и происхождения может выглядеть по-разному, что связано с тем, что даже разные куски одного дерева будут отличаться друг от друга. И нет никаких советов по этому поводу, разве что сучки могут вас насторожить. Гитара и ее внешний вид либо нравится, либо нет. Всё просто. Очень индивидуально.

2.Вес. Твердая и плотная древесина подарит инструменту яркую атаку, а мягкая будет заглушать его звучание. Речь идет о древесине всех частей гитары: деки, грифа и накладки.

Свойства древесины зависят от ее веса.

  • Так легкие породы дерева (агатис, болотный ясень, липа, ольха, тополь) помогут сделать более заметным верхний частотный диапазон. Гитары из легкой древесины оценят соло гитаристы.

  • Средняя по весу древесина (коа, палисандр, ольха, тополь) выделяет в диапазоне средние частоты и обычно используется в ритм-гитарах и соло-гитарах

  • Гитары из тяжелых пород дерева (орех, махагони, венге, бубинго, падук) отлично подходят для мощных ритм партий, правда могут возникнуть проблемы со звуком при игре ниже четырнадцатого лада и слишком резким звуком на первой и второй струнах.

Для акустической гитары идеально подойдут лёгкие породы древесины (ясень, липа), которые подарят инструменту богатый тембр в области средних частот, а также отличаются отличным балансом между нижним и верхним регистрами.

Для электрогитар обычно используют породы среднего веса, например, клён, красное дерево и т.д.

В бас гитарах применяют древесину тяжёлых пород. Но тяжелые гитары, во-первых, создают дополнительную нагрузку на спину, а во-вторых, укорачивают сустейн.

3.Стиль музыки. Возможно, вы удивитесь, но стиль исполняемой музыки должен повлиять на выбор материала гитары

Вы же помните, что дерево определяет звучание инструмента, а звучание крайне важно для музыкальных стилей. Например, для исполнения блюза идеально подойдут гитары из ясеня или ольхи

Для исполнителей металла и тяжелого рока — махагони. Для сольных партий – американская липа или тополь. Гитары из клена, ореха и палисандра подойдут для исполнения любого стиля, но звучат они довольно посредственно. Хотя, хорошее звучание – вещь субъективная.

4.Пост-обработка. Речь идет о пропитке и покраске. Например, датское масло обычно используют для пропитки кедра, тика и дуба, чтобы защитить гитару от воздействия воды, пыли и грязи. Тунговое масло представляет собой более бюджетное решение. Легкие породы древесины покрывают обычно прозрачной краской или лаком, а твердые породы – яркой краской.

5.Тип гитары. При изготовлении электрогитар обычно используется ольха, так как она более универсальна и одинаково звучит по всему частотному диапазону. Такую гитару смело можно рекомендовать начинающему музыканту. Если вам не хватает массивности в средних частотах и хочется слегка заглушить верхние частоты, отдайте предпочтение липе. Для тяжелой музыки присмотритесь к красному дереву и ореху. Если говорить об акустической гитаре, то наибольшее влияние на ее звук оказывает материал верхней деки, которая чаще всего изготавливается из ели, тогда звук получается резким с ярко выраженным верхним регистром. В более дорогом исполнении – это кедр, который пользуется большей популярностью у музыкантов. Кедровая дека придает гитаре мягкое и воздушное звучание.

 6. Гриф. Материал грифа играет важную роль в звучании электрогитар. В основном его изготавливают из красного дерева или клена. Второй используют чаще из-за его равномерной, плотной структуры и устойчивости к внешним воздействиям. Клен не искажает звук гитары, придавая ему небольшой приятный звон. Красное же дерево существенно влияет на звучание гитары, удлиняя сустейн и смягчая звук, при этом оно гораздо прочнее и долговечнее клена.

Зная, как дерево влияет на звучание гитары, вы сможете сделать правильный выбор и купить инструмент, который будет выгодно подчеркивать ваш стиль игры. Если вы можете себе это позволить, то приобретите несколько гитар для разных стилей игры.

Если вы всё ещё сомневаетесь, какая же гитара вам нужна, можете почитать о том, какие гитары и из каких материалов используют ваши кумиры в мире музыки. Предварительно вы можете составить список своих требований к инструменту, но в любом случае вам придется потратить еще какое-то время, чтобы прослушать подходящие под данные характеристики гитары, ведь выбрать свой инструмент возможно лишь на слух. И успехов вам в творчестве!

Видео: Как действуют сорбенты

Тренажёры для гитариста

Игра на гитаре процесс увлекательный, чем больше вы играете, тем качественнее становится ваша игра; перерывы в упражнениях наоборот не будут способствовать повышению вашего мастерства.

Для того чтобы руки и пальцы не забывали ощущения инструмента и струн сегодня есть масса интересных приспособлений. Поговорим о гитарных тренажёрах.

Какие то из них выпускаются промышленно, какие то – интересные решения кустарей одиночек, в любом случае на мой взгляд и те и другие заслуживают внимания.

Обычный эспандер способствует развитию мышц принимающих участие в игре на гитаре. На рисунке представлен классический круглый эспандер и оригинальный выполненный в виде резинового кастета.

А этим эспандером можно «прокатать» отдельно пальцы (степень жесткости пружин регулируется).

Это устройство так же будет развивать силу мышц кисти.

Данные устройства будут способствовать правильной постановки пальцев берущих ноты (рекомендовано для начинающих гитаристов).

А такие, отдаленно напоминающие гитары со струнами приспособления помогут практиковать постановку аккордов или отрабатывать штрихи медиатором, например там, куда настоящую гитару взять с собой затруднительно (длительный авиаперелет или поездка на автобусе). Если вы новичок, почитайте про особенности работы со звукоизвлечением. Применяйте девайсы для тренировок наряду с теорией!

Для чего нужен каподастр?

Позволяет мгновенно изменить тональность песни

Допустим, вы играете композицию, написанную в тональности «Соль-минор». При этом внутри нее довольно много разнообразных аккордов, и вам приходится постоянно прыгать по грифу, обыгрывая этим самые аккорды. Чаще всего вам придется смириться с этим, однако достаточно надеть каподастр на третий лад и подобрать аккордовые формы – как вдруг даже баррэ исчезает с горизонта! То же самое работает, если вы, скажем, играете песню в ля-миноре, а ваш вокалист привык петь в си-миноре. Тогда вы просто надеваете капо на второй лад и играете то же самое. Очень удобно.

Дает гитаре более яркое и другое звучание

Когда вы зажимаете лад, то по факту уменьшаете играющую длину струны. Вместе с этим повышается звук. Если надеть каподастр на высокие лады – например, седьмой, или девятый, то вы можете получить довольно забавный эффект, сравнимый со звуком банджо. Это можно использовать в продумывании вашей песни.

Позволяет перемещать на любую тональность некоторые комбинации с открытыми струнами

Особенно это подойдет любителям переборов и соло. Если без каподастра вам приходилось лишь смириться с тем, что некоторые паттерны вы не сможете сыграть чисто физически – невозможно, скажем, зажать одновременно седьмой и второй лад, при этом поставив какой-то аккорд – то с ним все становится куда проще. Просто поместите его на нужный лад и импровизируйте в свое удовольствие.

Обозначения цифр указанных в размерах

Если вы никогда не сталкивались с подобными обозначениями, то цифры вызовут затруднения. Но ничего сложного здесь нет, просто используется метрическая система, за основу которой взяты английские дюймы. 1 дюйм равен 2,54 см. Округляем и получаем примерно 2 с половиной сантиметра в привычной нам системе измерения. Конечно, можно оставить погрешность в 2-3 см., но при покупке (а тем более при игре) гитары она вовсе не станет критичной.

Для каждого из дробных значений уже имеется своя подобранная длина. Скажем, если вы приобретаете инструмент с сайзом «1/2», то его длина («Overall Length») составит примерно 34 дюйма (около 86 см.). Также для него имеется примерный рост человека (в данном случае ребёнка) – 4,5 футов. 1 фут – 30,5 сантиметров (4,5*30,5=137 см.). Получается, что гитара маркировки 1/2 имеет в длину примерно 86 см. и подходит для детей ростом около 135 см, что соответствует возрасту 6-8 лет. Разумеется, это общая формулировка, а рост и длина рук в разном возрасте у разных детей может отличаться. Но здесь была задача показать как происходит замер.

Обратите внимание, что Overall Length измеряется от кончика головки грифа до самого конца корпуса (проще говоря – эта полная длина). Дробное значение – это величина от мензуры «взрослой» гитары

То есть длина от первого порожка (на конце головки грифа) до бриджа, «кобылки» — места крепления струн.

История акустической гитары

«С музыкой по жизни» – наверное, именно такой надписью стоит венчать герб человечества, если мы сможем отказаться от войн. История музыкальных инструментов насчитывает столько же тысячелетий существования, сколько и человеческая раса. Вы представляете себе древних людей, устраивающих концерт у костра в пещере? Это не так сложно, особенно если взглянуть на современных исполнителей тяжелой музыки. 

Точно не известно, как выглядела прародительница современной акустической гитары, но первые упоминания о похожем инструменте датированы III тысячелетием до н.э. То есть еще наши далекие предки шумеры, вавилоняне и египтяне во всю использовали гитару! Однако это настолько далекая история, что достоверных и полных данных об инструменте той эпохи практически не сохранилось.

Первые упоминания слова «гитара» относятся к XIII веку. Можно сделать предположение, что слово «гитара» происходит от слияния слов «сангита» (санскитский), что переводится как «музыка» и «тар» (древнеперсидксий), что значит «струна».

Начиная именно с этой эпохи, появляется все больше достоверных источников о гитаре, точнее об инструменте, который в Эпоху Возрождения будет разобран аж на три струнных инструмента – виуэлу (родственница лютни), виолу и гитару.

Итак, мы подбираемся все ближе и ближе к знакомому нам инструменту и, чтобы проследить дальнейшее развитие, нам необходимо отправится в жаркую и горячую Испанию. Именно здесь сошлись дороги латинской и мавританской гитар, и именно в Испании в Средние Века был центр развития гитарной музыки.

Испанцы модернизируют латинскую и мавританскую гитары, в результате чего рождается испанская гитара – инструмент с пятью сдвоенными струнами. Этот инструмент пользовался огромной популярностью вплоть до конца XVIII века.

27 июля 1781 года в поместье Бискелье, близ города Барии рождается мальчик, нареченный Мауро Джулианни, в будущем композитор, гитарист-виртуоз и новатор, сильно повлиявший на формирование гитары. Также, примерно в 1773 году, в России рождается Андрей Сихра, композитор, гитарист, и человек, который создал „русскую“ или „цыганскую“ гитару и придумал для нее множество произведений.

Именно это время (XVIII – XIX века) является этапом развития гитары. Множество музыкальных мастеров экспериментируют с формой и звучанием и главным новатором, чьим изобретением мы пользуемся до сих пор, стал Антонио Торрес. Именно он изобрел гитару, которая впоследствии была названа «классической» и которой пользуются по нынешнее время.

Современно развитие музыки, рождение множества новых стилей привело к тому, что классическая гитара продолжила свою эволюцию. Мы не будем трогать электрогитару, а полностью сосредоточимся на развитии акустического инструмента.

На данный момент существует три основных вида акустических гитар, это:

  • обычная фолк-гитара с металлическими струнами или ее еще называют «дредноут», которая используется различными бардами, любителями и музыкантами, работающими в «неклассических стилях»;
  • знакомая нам «классическая» гитара, на которой исполняется весь классический гитарный репертуар;
  • и джазовые гитары, по форме напоминающие скрипку и имеющие два выреза по бокам деки. Джазовые гитары более всего подходят для исполнения соло партий и пользуются бешеной популярностью у разного рода блюз, джаз и рок-н-ролл исполнителей.

Вот такова краткая история акустической гитары. Само собой, что это лишь верхушка айсберга эволюции данного прекрасного инструмента, так сказать, краткий обзор, но, опираясь на него, вы с легкостью сможете углубиться в прекрасную историю развития музыкальных инструментов.

Материал грифа

Для производителей электрогитар существует три стандартных типа древесины, из которых изготавливаются грифы гитар: клен, махагони и палисандр. При этом они разделяются на несколько пород, каждая из которых немного отличается между собой.

Клен

Восточный твердый клен отличается своей плотностью, благодаря чему гитара получает мощный сустейн и острый звук.

Западный твердый клен уступает своему восточному собрату в твердости, а также более легкий. С ним гитара приобретает яркий звук и хорошую атаку.

Мозаичный клен любят, в первую очередь, за его крайне необычный рисунок. Если гитару делают из него – то чаще всего его не лакируют.

Волнистый клен также имеет необычный рисунок. Стоит сказать о том, что разница между этим типом древесины, и предыдущей имеется только в эстетике, по своим свойствам они абсолютно одинаковы.

«Птичий глаз» — это по факту, болезнь клена. Он также имеет только эстетическое значение, и многие гитаристы избегают этот материал, поскольку считают, что наличие отверстий в дереве негативно сказывается на звуке.

Махагони (красное дерево)

Это самый популярный среди гитаристов тип материала. За счет своей тяжести и плотности он дает мощнейший сустейн и силу звука, а также продолжительный резонанс. Различают два типа махагони:

Африканское махагони

Гондурасское махагони

Палисандр

Этот тип дерева отличается большей читаемостью средних частот, а также чуть приглушенные верха. Он не очень популярен среди массовых производителей и чаще всего используется в авторских проектах.

Комбоусилители

Как сделать гитару в домашних условиях своими руками

Для начала необходимо определиться, какую гитару собираетесь сделать. Оборудуйте подходящее для этого занятия помещение, запаситесь инструментами, качественными материалами для изготовления. Пошагово следуйте всем шагам инструкции, не упуская ни одной детали.

На заметку! Важно найти чертежи, чтобы сделать разметку на листах древесины. Делайте детали строго по чертежам, перенесенным на картон

При изготовлении инструмента уделите должное внимание температурным условиям, влажности. В помещении не должно быть слишком жарко или холодно

Убедитесь, что влажность воздуха в норме.

Из какого материала сделать?

Звучание инструмента во многом зависит от материала, из которого он изготовлен. Корпус, гриф гитары выполняется из дерева. Оно не должно быть мертвым. Из него хорошее звучание не получится.

При вибрации струны учитывайте, что звук проходит через резонаторное отверстие на верхней деке внутрь корпуса. Он отталкивается от стенки корпуса, выходит назад, усиливаясь в несколько раз. Дерево придает струнному звучанию определенную окраску. В наше время для бюджетных инструментов производители применяют углепластик, фанеру. Но звучание таких гитар плоское и бесцветное.

Какая порода древесины подходит?

Для гитаростроения подходит массив многих пород дерева. Это зависит от предпочтений музыканта. Самая популярная древесина — ольха. Из этой породы сделаны практически все модели известных компаний Fender, Jackson. Ольха придает инструменту чистое звучание, подходит для любых музыкальных стилей.

Для изготовления полуакустических электрогитар используют ель. Мягкое звучание позволяет играть джазовые композиции. Клен и ясень придают гитаре громкий и четкий звук. Для игры соло-партий подойдет инструмент, выполненный из этих видов дерева.

Орех используют производители для эксклюзивных инструментов высшего класса. Тополь, наоборот, применяют для бюджетных музыкальных инструментов. Их звук слишком тихий, не очень высокого качества. Гитары из массива красного дерева подойдут для любителей тяжелой музыки. Благодаря древесине, инструмент имеет глубокие низы и сглаженные верха, сочный мягкий звук.

Необходимые инструменты и средства для изготовления

Перед тем как начать делать акустическую гитару, подготовьте инструменты, которые понадобятся:

  • древесина;
  • резак или электрический лобзик;
  • дрель;
  • клей для деревянных изделий;
  • наждачная бумага;
  • герметик;
  • тиски и зажимы;
  • острый нож;
  • плоскогубцы и кусачки;
  • отвертки.

Потребуется лак для покрытия готовой гитары.

История возникновения

С момента появления электроакустических гитар их популярность только росла в мире музыкантов. Первая модель была изготовлена задолго до появления электрогитары. Она настолько понравилась разработчикам и тестировщикам, что было принято решение начать их массовое производство. Пик популярности электроакустических гитар пришелся на период с 1939 по 1941 годы.

В то время акустика с электромеханизмом использовалась для публичных выступлений. Простейшая гитара применялась в пределах небольших комнат. Музыканты пытались своими силами увеличивать громкость исполняемых мелодий, устанавливая внутри барабана микрофон. Однако звук получался искаженным. Далее вместо микрофона были испробованы электромагнитные датчики. Они считывали электромеханические колебания струн, после чего преобразовывали их в усиленный звук. Конструкторы того времени сумели сложить оба варианта усилителя звука в правильных пропорциях. Так на свет и появились электроакустические гитары.

Спустя некоторое время в мире музыкальных инструментов появилась новинка – электрическая гитара. Однако несмотря на появление весьма серьезного конкурента, электроакустические гитары ни в коей мере не потеряли своей популярности.

Сегодня электроакустика широко применяется бардами, эстрадными исполнителями и джазменами.

Советы как улучшить звучание акустической гитары

Выбор инструмента. Возможность сравнить звучание с другими

Как уже было сказано выше – первая вещь, которой вам стоит озаботиться – это звук гитары в целом. Прочитайте статьи о том, как дерево влияет на звук, а также послушайте демо-записи гитарного звука на YouTube. Выберите для себя желаемый эталон – и отталкивайтесь уже от него.

Кроме того, не покупайте первый попавшийся инструмент. Тщательно отслушайте несколько вариантов, и выберите тот, который придется больше по душе. Учитывайте удобство игры, а также сам объем звука

Обратите внимание на цену – старайтесь брать инструменты среднего и высокого ценового диапазона, поскольку за счет своего качества они объективно будут звучать лучше

Разумеется, обратите внимание на материал, из которого сделана гитара – как уже было сказано выше, от этого зависит весь звук в целом. И если вы действительно собираетесь уходить в профессиональное занятие музыкой – то наилучшим выбором будет хорошая электроакустическая гитара

Она вам действительно понадобится, и пользоваться ей на сцене намного удобнее, чем инструментом без пьезоснимателя

И если вы действительно собираетесь уходить в профессиональное занятие музыкой – то наилучшим выбором будет хорошая электроакустическая гитара. Она вам действительно понадобится, и пользоваться ей на сцене намного удобнее, чем инструментом без пьезоснимателя.

Попросите сыграть другого человека

Послушайте со стороны, как звучит гитара. Особенно это актуально, если вы попросите сыграть человека, который гораздо лучше владеет инструментом, чем вы. Таким образом, вы услышите звук со стороны, и еще больше поймете, устраивает ли он вас, или нет.

Поменять струны, сменить их калибр, материал

Мы же давали советы по тому, как выбрать струны в соответствующей статье. Новые струны всегда звучат гораздо лучше, чем старые, поэтому после покупки гитары обязательно смените их на новый комплект. Это значительно прибавит обертонов к вашему саунду, расширит его, сделает более звонким. То же самое применимо и если на вашем инструменте значительно поменялся звук – попробуйте просто сделать такую вещь, как поменять струны на гитаре, возможно, они стали слишком грязными.

Проверка фурнитуры и состояния гитары

Если внезапно во время вашей игры начинают проявляться какие-то призвуки, которых до этого вы не слышали – озаботьтесь проверкой фурнитуры и общего состояния гитары. Возможно, надо подтянуть анкер, или же в ней разболтались колки, или же крепления струн вставлены неплотно. Перепроверьте все это и по возможности поправьте. Например, подкрутите анкер, чтобы вам было удобно играть. Если же гриф повело винтом – то обратитесь к гитарному мастеру.

Настройте гитару

Очень банальная причина, но звучание настроенной гитары отличается от звучания не настроенной. Поэтому в первую очередь стоит проверить именно это.

Проблемы с электроникой

Если вы играете на электроакустической гитаре в линию или комбо-усилитель, то призвуки и треск может свидетельствовать о неполадках в оборудовании. В этом случае попробуйте поиграть без усиления звука – и если проблем не будет, то обратитесь к мастеру по этому вопросу.

Проблемы с техникой игры

Если звучание аккордов на гитаре во время игры сопровождается треском и дребезгом, то попробуйте уделить этому вопросу больше времени. Поотрабатывайте зажим струн, а также аккордную технику игры в целом. Разумеется, больше всего внимания уделите игре с баррэ, поскольку именно от нее и происходит большая часть призвуков.

Помимо того, чтобы понять, как правильно зажимать аккорды,обратите внимание на свою атаку медиатором и пальцами. Чрезмерно сильные удары по струнам совершенно точно будут сопровождаться неприятными призвуками и дребезгом – поэтому потренируйтесь играть лучше

Почти всегда все проблемы со звуком связаны именно с его извлечением вами, поэтому постоянные упражнения значительно улучшат звучание гитары.

Оборудование

  • Комбоусилитель (комбик) — усилитель и динамик, вмонтированные в один корпус. Основной элемент создания гитарного звука. Усилитель может быть построен на электронных лампах (ламповый) или полупроводниках (транзисторный или микросхемный).
  • Педаль эффектов (примочка) — устройство, обрабатывающее звук гитары. Обычно одно устройство реализует один тип эффекта, реже — два и более. Наиболее известные эффекты:
    • Drive — «Мягкое» (живое) усиление в музыке — используется в блюзе.
    • Overdrive — моделирование звучания лампового усилителя с перегруженным входом.
    • Distortion — эффект «жёсткого» искажения, используется в рок-музыке и во всех её направлениях.
    • Chorus — звуковой эффект или соответствующее устройство. Имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путём добавления к исходному сигналу его собственной копии или копий, сдвинутых по времени на величины порядка 20—30 миллисекунд, причём время сдвига непрерывно изменяется.
  • Гитарный процессор — устройство, обрабатывающее гитарный звук при помощи цифровых алгоритмов. Реализует несколько типов эффектов с возможностью их комбинирования.
  • Гитарный медиатор — тонкая пластинка с заострённым концом, предназначенная для приведения в состояние колебания струн гитары. В отличие от классической и акустической гитары, в технике игры на электрогитаре преобладает использование медиатора.

В заключение

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации