Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

10 самых знаковых скульпторов мира

Фонтан (1917)

Марсель Дюшан перевернул мир искусства своим реди-мейд фарфоровым писсуаром «Фонтан». Художник-дадаист представил «Фонтан» на выставке Общества независимых художников, однако на показ работа не была выставлена. Оригинал «Фонтана», сфотографированный в студии Альфреда Стиглица, сейчас утерян, но Дюшан позже сделал несколько копий, которые существуют до сих пор. Произведения представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне, музее современного искусства Сан-Франциско, художественном музее Филадельфии, национальной галерее Канады, центре Помпиду и Тейт Модерне.

В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу».

Ева Гессе

Ева Гессе прожила всего тридцать четыре года, но успела оставить большой след в истории искусства XX века и совершить прорыв в скульптурной пластике. Начав с абстрактной и портретной живописи, затем она пришла к арт-объектам из непривычных материалов: промышленных, бытовых, нестабильных и иногда даже саморазрушающихся. Её скульптуры, сделанные из латекса, ткани, стекловолокна, воска, резины или проволоки, ставят зрителей в тупик: они вроде бы абстрактные, но неизменно намекают на вполне телесные и чувственные формы. В них много иронии — и очень, очень много тревоги.

Впрочем, беззаботности и благополучию в творчестве Гессе взяться было неоткуда: девочки еврейского происхождения в Германии 1930-х, Ева и её сестра спаслись от нацистов благодаря программе «Киндертранспорт», а уже после того, как вся семья воссоединилась и эмигрировала в Нью-Йорк, мать художницы покончила с собой. Гессе с её травматичным прошлым и интересом к телу оказала огромное влияние на феминистское искусство, но его расцвета не увидела: если бы скульптор не умерла в 1970 году от рака мозга, она бы застала куда более дружелюбную для женщин в искусстве эпоху.

Марисоль Эскобар

Выросшая между Парижем и Каракасом, художница из богатой семьи венесуэльского происхождения быстро разочаровалась в классической живописи, которую изучала сначала во Франции, а потом в Нью-Йорке. Увлёкшись «примитивной» доколумбовой скульптурой, Эскобар начала работать с традиционными природными материалами — глиной и деревом, однако изображала в них свои впечатления от современности: телевидения, светских вечеринок, творческой интеллигенции, политиков и поп-культуры. Деревянные фигуры скульптор расписывала яркими красками, а также дополняла слепками собственных частей тела и найденными объектами —  чаще всего обувью и одеждой.

После выставки 1958 года в галерее Кастелли от Марисоль сходил с ума весь Нью-Йорк — этому способствовала и её эффектная внешность, и относительно затворнический образ жизни, который придавал образу художницы некоторую загадочность. Хотя Марисоль дружила и с знаменитым абстрактным экспрессионистом Робертом Раушенбергом, и с Энди Уорхолом, она не принадлежала ни к одному из актуальных в то время течений, держалась особняком и периодически пропадала из нью-йоркской тусовки, отправляясь на год-два в Италию или ещё куда-нибудь, где никто не мешал ей заниматься искусством. Окончательно выпав из светской жизни ещё в 1970-х, Марисоль умерла в 2016 году после многих лет забвения — как это часто бывает, наследие художницы в полной мере оценили только после её смерти.

Инструменты и приспособления

Давид Донателло (1430-1440)

Почти за 100 лет до Давида Микеланджело итальянский скульптор эпохи Возрождения Донателло создал культовую версию библейского героя. Бронзовый Давид Донателло моложе и задумчивее версии Микеланджело и он только что убил Голиафа. На самом деле Донателло ловко использует голову Голиафа и меч Давида в качестве опор для конструкции. В то время скульптура вызвала скандал, так как Давид абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами. Работа считалась настолько натуралистичной, что вызывала беспокойство.

В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици. В 1865 году был основан Национальный музей Барджелло, и во второй половине XIX века Давид занял место среди его экспонатов.

Лигия Кларк

К двадцати пяти годам Лигия Кларк уже была матерью троих детей, но это не помешало ей серьёзно заняться искусством: несколько лет она проучилась у лидеров бразильского модернизма в Рио-де-Жанейро, а потом уехала в Париж, где её наставником стал Фернан Леже. Вернувшись в Бразилию, Кларк примкнула к местной художественной тусовке и стала соосновательницей неоконкретизма — утопического эстетического движения, опиравшегося на чистоту формы и исследование национальной идентичности.

В 1960-х годах Кларк начала делать металлических «зверьков» — «bichos». Это абстрактные скульптуры, напоминающие конструктор: Кларк предложила зрителям взаимодействовать с произведением искусства напрямую, меняя его форму и переставляя специально сделанные для этого подвижные детали. Кларк считала, что восприятие искусства не должно происходить исключительно через зрение, и предлагала представлять взаимодействие арт-объекта и зрителя как встречу двух живых существ, которые могут изменить друг друга. Позже художница продолжила исследовать эту тему — она разработала собственную систему арт-терапии и изучала, как взаимодействие с искусством может помочь людям с особенностями развития и разнообразными душевными травмами.

Птица в пространстве (1923)

«Птица в пространстве» — это цикл скульптур румынского художника Константина Бранкузи, первая из которых была отлита в 1923 году. Семь из них выполнены из мрамора, девять — из бронзы

Вместо того чтобы сосредоточиться на физическом изображении птицы, Бранкузи основное внимание уделял символизму полёта. Лишив животное крыльев и перьев, удлинив клюв и туловище, появилась гладкая форма

Оригинальная скульптура установила рекорд в 2005 году, когда была продана на аукционе Кристиз в Нью-Йорке за 27,5 миллиона долларов. Эта скульптура сделана из мрамора и камня в 1922—1923 годах. Её высота — 1 метр 21 сантиметр.

В настоящее время оригинальная мраморная версия находится в Музее искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Ника Самофракийская (ок. 190 до н. э.)

Скульптура Ники, греческой богини победы, является культовым образцом эллинистической греческой скульптуры. Это одна из немногих сохранившихся эллинистических скульптур, которая является греческим оригиналом, а не более поздней римской копией.

Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. В одежде, прилегающей к телу, богиня торжествующе движется вперёд, ведя войска к победе. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого мрамора из села Лардос на Родосе, правое крыло — гипсовая реконструкция.

Скульптура была найдена на острове Самотраки на территории святилища Великих Богов в апреле 1863 года, и в настоящее время выставляется в Лувре.

18 самых высоких статуй ХристаВ католичестве степень веры определяется не только соблюдением ритуалов, но и внешними символами

Южная Америка, Азия и католическая Европа – регионы, где расположены самые большие статуи Христа. Самый высокий его монумент расположен в Боливии – 34,2 метра. Если же учитывать корону, то самая высокая статуя Христа – в Польше, 36 метров.

Долгое время различные страны мира соревновались друг с другом в гигантомании – кто поставит самую большую статую Исуса Христа, а, значит, победит всех остальных в уровне веры.

Кристо Рей – Мексика, высота 20,5 метра

Эта статуя стоит в Серро-дель Кубилете, штат Гуанахуато, на высоте 2700 метров от уровня моря. Статуя была завершена в 1944 году, её стиль определяют как ар-деко. Это один из самых значимых религиозных памятников в стране и он находится в географическом центре Мексики:

Статуя Христа-Искупителя Маратеи – Италия, высота 21,25 метра

Эта статуя была сделана из белого и серо-голубого мрамора, полученного из карьеров недалеко от города Каррара.В отличие от большинства других статуй, построенных на пожертвования общественности, Кристо Redentore был возведен за счет средств одного человека –бизнесмена  Стефано Риветти:

Кристо-де-лас-Ноас – Мексика, 21,78 метра

Проект статуи начат в 1973 году, и продолжался 17 лет. В подножии находится ресторан:

Христос Тихого океана – Перу, 22 метров, а также пьедестал высотой 15 метров

Эта статуя была подарком президента Перу Фухимори своему народу. Когда правителя-казнокрада сняли, статую хотели демонтировать как «наследие реакционного режима». Но многотысячные митинга отстояли Христа:

Христос Святого сердца – Мексика, 23 метра

Статуя изготовлена из стекловолокна, стоит недалеко от городка Росарито. Редкий случай цветной статуи Христа:

Разбитый Христос – Мексика, 25 метров

Статуя расположена в городке Сан-Хосе-де-Грасия, и ежегодно привлекает до 100 тысяч паломников:

Христос Рои-де-Уш – Франция, 25 метров

Расположена в городке Ле-Уш, Верхняя Савойя. Возводилась год – с 1933-го по 1934 годы:

Христос милосердия – Никарагуа, 26 метров

Воздвигнута в городке Сан-Хуан-дель-Сур, самая высокая статуя в Центральной Америке:

Статуя Христа-царя – Колумбия, 26 метров

Расположена в городе Кали, возведена в 1953 году. Находится на высоте 1440 метров над уровнем моря, вес 446 тонн:

Христос Реи Дели – Восточный Тимор, высота 27 метров

Эта статуя – подарок правительства Индонезии (в 1996 году, когда Восточный Тимор был ещё провинцией этого государства – получил независимость в 2002 году). Сделана из меди, состоит из 27 секций.

Христос-царь – Португалия, 28 метров

Статую начали возводить в Лиссабоне в 1940 году, закончили в 1959 году. Она считается символом мира, уберегшая Португалию от ужасов Второй мировой:

Христос-Рикуситадо (Воскресший) – Мексика, 30 метров

Статуя находится на кладбища городка Сан-Рафаэле. Возведена в 1970 году из розового гранита:

Благословление Христа – Индонезия, 30 метров

Статуя расположена в городе Манадо. Она сделана из 35 тонн нержавеющей стали и 25 тонн стальных нитей. Деньги на статую собрала местная католическая община. Статуя необычна тем, что имеет наклон на 20 градусов вперёд:

Христос-Отеро – Испания, 30 метров

Статуя расположена в городке Паленсия в провинции Кастилия и Леон. Возведена в 1931 году:

Христос-Искупитель – Бразилия, 30,1 метра

Вероятно, самая известная статуя Христа. Расположена в Рио-де-Жанейро. Построена в 1926-1931 годах. В 2010 году пальцы и брови статуи были повреждены грозой, почле чего в неё были установлены громоотводы:

Христос Вунгтау – Вьетнам, 32 метра

Статуя расположена в городе Вунгтау, её строительство было начато в 1974 году, закончено в 1993-м. Металлические лучи в нимбе являются громоотводом. Статуя выполнена из бетона со вставками из гранита:

Христос-царь – Польша, 33 метра + корона 3 метра

Вместе с короной является самой высокой статуей в мире (36 метров). 33 метра – символизирует возраст Христа. Сделана из бетона и стекловолокна, вес 440 тонн:

Христос мира – Боливия, 34,2 метра

Статуя ещё имеет пьедестал высотой 6,2 метра. Расположена в городе Кочабамба на высоте 2840 метров над уровнем моря. Самая тяжёдая статуя Христа в мире – 2220 тонн. По лестнице внутри статуи (1399 ступенек) можно добраться на смотровую площадку, находящуюся в голове:

Луиза Буржуа

Творчество Луизы Буржуа не зря называют энциклопедией современного искусства — кажется, нет такого материала и жанра, который эта великолепная женщина не опробовала за свою 80-летнюю творческую карьеру: от акварели до вышивки, от мягкой текстильной скульптуры до гигантской бронзовой «Мамы»-паучихи, которая готова заключить зрителя в свои жутковатые, но заботливые девятиметровые объятия.

Образы из детства в дисфункциональной семье с отцом, открыто изменявшим матери (см. инсталляцию «Разрушение отца»), художница анализировала и развивала всю жизнь: всю свою тревогу, раздражение, ужас, восхищение и боль Буржуа транслировала вовне — сама скульптор говорила, что занимается «арт-экзорцизмом». Кроме трогательных и острых образов, связанных с домом, семьёй, рождением и смертью, в творчестве Буржуа постоянно встречаются сексуальные метафоры: в работах вроде «Девочки» 1968 года (это огромный пенис из латекса, подвешенный на крюк, как туша в лавке у мясника) Буржуа высмеивает фаллоцентричную культуру и в частности сюрреалистов, которые не пускали женщин в свой кружок. Незадолго до своей смерти в 2010 году Буржуа создала работу «I Do», поддержав права ЛГБТ.

Статуя кашпоДевушка в венке

Арт. ФПА-000036Размер:

Огюст Роден

Следующим художником, о котором мы расскажем, будет Огюст Роден. Его называют одним из «отцов» современной скульптуры. Сложно найти человека, который хотя бы раз в своей жизни не видел изображение «Мыслителя».

Легендарная скульптура задумывалась автором как часть композиции «Врата Ада», в основу которой легла «Божественная комедия». Она должна была называться «Поэт» и изображать самого Данте, но Роден усложнил свой замысел и создал образ Творца, лишённый реального прототипа. В 1906 году «Мыслитель» был установлен в парижском Пантеоне, а автор, презентуя свою работу, неожиданно заявил, что она посвящена французским рабочим.

Золотой Будда

Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит — в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн.

В период войны с Бирмой статуя была намеренно покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. До 1957 года на статую особо не обращали внимания — до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.

Ника Самофракийская

автор неизвестен

Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя.

Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре.

Статуя сделана из парийского мрамора, правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют. Во время дальнейших раскопок были обнаружены другие фрагменты статуи: в 1950 году команда археологов нашла её правую руку, оказавшуюся под большим камнем, рядом с местом обнаружения статуи.

Статуя Свободы (1876-1886)

Статуя Свободы, известная как символ свободы в Соединенных Штатах, представляет собой медную статую римской богини Либертас, подаренную французским правительством. В руках она держит скрижаль с надписью, состоящей из английских букв и римских цифр («JULY IV MDCCLXXVI»), обозначающей «4 июля 1776 года» — дату принятия Декларации независимости США.

Идея подарка приписывается Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ, президенту французского антирабовладельческого общества, в честь победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США. Автором статуи является французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, а проектировал её будущий создатель башни, ныне носящей его имя, Гюстав Эйфель.

Писающий мальчик

Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов.

По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.

Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.

Эрнст Неизвестный

Культовой фигурой в истории советского искусства, несомненно, является Эрнст Неизвестный — представитель «дегенеративного искусства», как назвал его Никита Хрущёв. Подобная оценка сильно осложнила жизнь и творчество мастера. Однако, после смерти Хрущёва, Неизвестный великодушно согласился исполнить просьбу его родственников и создать надгробный памятник политика.

Самыми знаменитыми работами скульптора являются «Орфей» (1962), монументальная композиция «Прометей и дети мира» (1966), созданная в Артеке, «Маска скорби» (1996) — 30- метровый мемориал жертвам политических репрессий.

Граждане Кале

Огюст Роден

Скульптурная группа «Граждане Кале», заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче.

Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.

Последние статьи

  •   10 культовых азиатских фильмов, которые раскрывают секреты человеческой души сегодня, 11:32
  •   Тайна древних китайских «волшебных зеркал», над разгадкой которой до сих пор ломают голову учёные сегодня, 09:52
  •   За кадром фильма «Отпуск за свой счет»: Кому из актрис устроили бойкот, и как роман Костолевского завершился свадьбой сегодня, 09:10
  • +1   Как появился олимпийский мишка и куда он улетел в последний день Олимпиады-80 26.09.2020, 21:46
  •   Какую пронзительную историю скрыл на картине «Дождь, пар и скорость» английский мастер пейзажей Уильям Тернер 26.09.2020, 20:28
  •   Как лечили на Руси: Что такое зелейники, почему болезнь считали грехом и другие малоизвестные факты 26.09.2020, 16:27
  •   Кому Климт посвятил свои малоизвестные портреты, вокруг которых и сегодня витают догадки и споры 26.09.2020, 14:22
  •   Как казаки выгнали турок из Азова, и Почему это не смогла сделать русская армия 26.09.2020, 13:22
  •   10 главных красавиц русской эмиграции, которым удалось покорить мир 26.09.2020, 11:48
  •   Как древний языческий храм стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр 26.09.2020, 09:51

Все статьи

Анна Голубкина

Самоучка из Зарайска, которую коллеги поначалу попрекали «крестьянским» происхождением, не получила даже начального школьного образования, но благодаря феноменальной работоспособности и таланту смогла поступить сначала в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, а потом петербургскую Академию художеств. Как многие российские художники того времени, Голубкина продолжила образование в Париже — там она разочаровалась в классической школе и оказалась в мастерской Родена, где окончательно сформировала свой прихотливый и свободный стиль.

К сожалению, Голубкину сочли недостаточно «советским» автором, и её наследие было в тени вплоть до 1970-х годов. Тем не менее именно Голубкину (а вовсе не Веру Мухину) считают первой известной женщиной-скульптором в России, а её работы можно посмотреть не только в музеях, но и в городе: большой горельеф «Пловец» украшает фасад МХТ имени А. П. Чехова в Камергерском переулке. Это первый крупный проект скульптора — горельеф заказал в 1901 году знаменитый меценат Савва Морозов.

Восстановление баков с помощью сварки

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации