Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Схемотехника темброблоков для гитарных комбо

Содержание / Contents

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

Халва для своих! +1800.00₽ для новичка на Aliexpress

Камрад, регистрируйся на Али по этой нашей ссылке. Ты получишь купон на 1800.00₽ на первый заказ. Не тяни, время действия купона ограничено.

Полезные и проверенные железяки — можно брать!

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Цифровой осциллограф DSO138. Кит для сборки

Функциональный генератор. Кит для сборки

Настраиваемый держатель для удобной пайки печатных плат

Михаил Соловьев (-=Sm()kE=-)
Чебоксары
Список всех статей

Профиль -=Sm()kE=-

Работаю в Relpro Industrial Group в направлении производства реле и выпрямительных систем. Начальник, инженер, технолог, монтажник и специалист по применению в одном лице, хотя, к счастью, почти всегда есть кому меня заменить в вопросах монтажа и инженерии 🙂

Связанные материалы

Усилитель для наушников на LM1876 в корпусе компьютерного БП…
Предлагаю собрать мой вариант усилителя для наушников. Плюсы: компактный размер, простота сборки,…

Даташит TDA7293 pdf datasheet…
120В — 100Ватт DMOS аудио усилитель с цепями MUTE/ST-BY TDA7293 монолитная микросхема в корпусе…

Allegro — усилитель для наушников на LT1259…
Хотелось сделать быстро, но по возможности качественно. После непродолжительных поисков, из…

Ищу схему усилителя УО1506 из установки ВРТУ 1000…
Добрый день. Ищу какие либо данные или схему на усилительный блок / усилитель УО1506 из войсковой…

Управление шаговым двигателем с ПК…
Драйвер для шагового двигателя, который управляется с персонального компьютера. Привет всем! Решил…

TDA1514A: 50-ваттный усилитель за 15 минут…
Одна из разработок фирмы «Philips» — микросхема TDA1514A – может помочь в создании Hi-Fi усилителя…

Spider DAC без оверсэмплинга с TOSLINK и S/PDIF входами. CS8416 + TDA1543…
2009 datagor.ru Впервые по-русски! О чем речьПредставленная схема — очередной опыт построения…

УМЗЧ на TDA7295 с электронным регулятором громкости КА2250, TC9153…
TDA7295, KA2250, TDA2030A, TC9153. Желание сделать качественный усилитель возникло давно. Выбор…

Простой усилитель для наушников на КТ315Б…
Усилитель для наушников — весьма оправданное решение, тому подтверждение — множество публикаций…

Моя печатная плата SRPP усилителя для наушников…
Недавно прочитал на Датагоре статью Сделай сам SRPP усилитель для наушников на 6Н6П и решил…

TDA2003, BA5415A и BA5417. Три усилителя для стереотелефонов…
В настоящем проекте рассмотрены усилители для головных телефонов на массовых микросхемах, таких как…

Алюминиевые электролитические конденсаторы фирмы EPCOS: Справочник….
Алюминиевые электролитические конденсаторы фирмы EPCOS: Справочник. Издательство: EPCOS Год…

Связанные материалы

SMD практикум №3! Предварительный усилитель «Zero-FB» без ОС. Заказ плат и деталей (завершено)…
Предлагаемый вашему вниманию стереофонический предварительный усилитель «Zero-FB» состоит из…

Программа расчёта регуляторов тембра «Timbreblock» by Е. Москатов…
Программа для проектирования темброблока. Перед вами русская версия программы «Timbreblock 4»,…

Рачев Д. Вопросы любительского высококачественного звуковоспроизведения….
Рачев Д. Вопросы любительского высококачественного звуковоспроизведения. — Л.: Энергоиздат, 1982. -…

Практические схемы высококачественного звуковоспроизведения. Атаев Д. И., Болотников В. А….
Атаев Д. И., Болотников В. А. Практические схемы высококачественного звуковоспроизведения. — М.:…

Простой гитарный комбик в корпусе старого «PEAVEY». Схема, печатка, сэмплы (восстановлено)…
Притащили мне как-то потрепанный жизнью корпус от американского гитарного комбика «PEAVEY» и…

Ламповый усилитель для гитарного комбика…
Всем привет !! Давно хочу собрать какой нибудь усилитель и колонки чтоб дома можно было слушать…

Allegro — усилитель для наушников на LT1259…
Хотелось сделать быстро, но по возможности качественно. После непродолжительных поисков, из…

Варианты цепей защиты входа интегратора УМЗЧ…
Учитывая, что напряжение питания усилителя мощности обычно превышает напряжение питания…

Входной буфер и регулятор уровня громкости для УМЗЧ. Часть 1…
В усилителях мощности звуковой частоты (УМЗЧ), выполненных по схеме инвертирующего усилителя…

Полный усилитель на микросхемах. Часть 5-3. Усилитель в режиме ИТУН…
Не мечтай, действуй! Незабываемый кадр из незабываемого фильма. Сейчас Марти МакФлай вжарит!!! В…

Предусилитель для гитарного комбика и самый дешевый комбик для дома…
С завидным постоянством на форуме в той или иной интерпретации мелькает тема о том как сделать…

Усилитель для наушников с параллельным повторителем по Солнцеву. Creative E-MU 0204 + изодинамики ТДС-5…
К сожалению, встроенный телефонный усилитель USB-ЦАПа «Creative E-MU 0204» с трудом справляется с…

Стерео усилитель звука своими руками

И так, чтобы сделать усилитель звука достаточно понимать следующее. Любой УМЗЧ имеет как минимум один вход, один выход и два вывода для подключения питания.

Поскольку мы будем собирать стерео усилитель звука на микросхеме TEA2025B, то будет использоваться два входа. Каждый вход на отдельный канал. А соответственно будут использоваться два выхода для подключения двух динамиков: левого и правого.

Теперь мы можем сделать следующий вывод. Любая микросхема стерео усилителя звука должна иметь минимум шесть выводов. Два входа, два выхода, два питания. Как правило, микросхемы подобного типа имеют больше выводов. К ним подпаиваются дополнительные элементы: конденсаторы, резисторы, которые в народе называют “обвязкой” или “рассыпухой”.

Простой усилитель на одном транзисторе

Простейший УНЧ, выполненный по схеме с общим эмиттером, показан на рис. 1. В качестве нагрузки использован телефонный капсюль. Допустимое напряжение питания для этого усилителя 3…12 В.

Величину резистора смещения R1 (десятки кОм) желательно определить экспериментально, поскольку его оптимальная величина зависит от напряжения питания усилителя, сопротивления телефонного капсюля, коэффициента передачи конкретного экземпляра транзистора.

Рис. 1. Схема простого УНЧ на одном транзисторе + конденсатор и резистор.

Для выбора начального значения резистора R1 следует учесть, что его величина примерно в сто и более раз должна превышать сопротивление, включенное в цепь нагрузки. Для подбора резистора смещения рекомендуется последовательно включить постоянный резистор сопротивлением 20…30 кОм и переменный сопротивлением 100… 1000 кОм, после чего, подав на вход усилителя звуковой сигнал небольшой амплитуды, например, от магнитофона или плеера, вращением ручки переменного резистора добиться наилучшего качества сигнала при наибольшей его громкости.

Величина емкости переходного конденсатора С1 (рис. 1) может находиться в пределах от 1 до 100 мкФ: чем больше величина этой емкости, тем более низкие частоты может усиливать УНЧ. Для освоения техники усиления низких частот рекомендуется поэкспериментировать с подбором номиналов элементов и режимов работы усилителей (рис. 1 — 4).

Собираем усилитель звука на TEA2025B

Теперь, когда все дополнительные элементы собраны, мы можем сосредоточить внимание на микросхеме TEA2025B

Посмотрев внимательней на схему, мы обнаружим один положительный момент. Шесть электролитических конденсаторов имеют одинаковый номинал – 100 мкФ. Это замечательно, ведь часто во многих микросхемах «обвязка» состоит из радиодеталей разного номинала, что создает некоторое неудобство.

Обратите внимание, хотя микросхема и рассчитана на питания максимум 12 В, но электролитические конденсаторы следует применять с напряжением не менее 25 В

Для регулировки уровня громкости одновременно обоих каналов применяют сдвоенный переменный  резистор с логарифмической зависимостью. Тогда постоянные резисторы, которые приведены на фото выше — не нужны.

С разводкой печатной платы я не заморачивался и сделал ее по-быстрому в программе Sprint Layout. Если Вам не лень сделать более качественную разводку с нуля, то можете поделиться ей с остальными начинающими электронщиками. Выслать ее можно на мою почту, а я приложу ее к данной статье. Думаю, все скажут спасибо.

Теперь осталось сделать самое приятно – впаять все радиодетали в печатную плату и подключить выводы штекера и динамиков.

Я надеюсь, теперь вы сможете сделать любой усилитель своими руками.

Скачать разводку платы TEA2025B_

Высадка семян для рассады

Самостоятельно высадить рассаду намного дешевле, чем покупать готовую. Опытные огородники прибегают именно к самостоятельной посадке рассады. Это дает гарантию, что она будет качественной и в будущем при высадке ее в грунт теплицы не возникнет никаких проблем.

Перед посадкой необходимо выбрать качественные и здоровые семена. Их на несколько дней помещают в емкость, куда добавляется слабый раствор марганцовки. Это позволит избавить томаты от болезнетворных организмов и насытит их влагой для более быстрого набухания.

После того, как семена несколько дней обрабатывались в марганцовке, их можно рассаживать в специальные торфяные стаканчики. Рекомендуется выбирать именно торфяные стаканчики, так как в дальнейшем рассада будет высаживаться в теплицу прямо в них, а через время они начнут разлагаться и станут дополнительным удобрением для рассады.

В стаканчик засыпают грунт, аналогичный тому, который будет в самой теплице. Это позволит более быстро адаптироваться растениям после высадки в грунт. После того, как будет подготовлена почва, делают небольшое углубление в 3 см и туда помещают семена.

Стаканчики с рассадой рекомендуется оставить в теплице. Если нет возможности обеспечить томатам должный уход, можно выставить стаканчики в квартире в солнечном месте. Температура воздуха должна быть при этом не менее 15 градусов. Для развития ростков необходим полив раз в неделю и подпитка удобрениями: азотными и калийными.

Внимание: Следить за тем, чтобы рассада не слишком сильно вытягивалась. Это говорит о том, что произошел переизбыток подкормки удобрениями

Томаты должны расти не вверх, а в стебель.

Внимание: Рассаду поливают теплой водой, температура которой примерно составляет около 20 градусов

Важно помнить, что от рассады зависит качество урожая в будущем

Как правильно высаживать помидоры в теплицу?

Рассаду высаживают в грунт теплицы, когда его температура станет в 15 градусов. Это оптимальная температура, при которой рассада легко приживется, а также корневая система качественно закрепится в грунте.

Внимание: Почву заранее подготовить. За неделю перед этим тщательно удобрить грунт торфом, навозом или перепревшими листьями

Внести также небольшое количество азотных удобрений. Все тщательно перекопать и взрыхлить.

Если выбраны высокорослые сорта — значит, следует делать лунку глубиной не менее 30 см. Если сорта низкорослые — лунка должна быть 20 см. Перед посадкой также следует еще раз внести удобрения, но уже в каждую лунку. В идеале рекомендуется подготовить такую смесь: 200 грамм золы, литр торфа и литр навоза. Только после этого проводят посадку рассады. После высадки аккуратно под куст влить литр раствора марганцовки.

В теплице важно правильно высадить рассаду, так как от этого зависит развитие и формирование куста, степень подверженности болезням и вредителям, качество и количество урожая.

Высадка рассады имеет свои тонкости, которые должен знать каждый огородник. Здесь важен и подбор грунта, и правильная подкормка, и особая схема посадки. Высадка низких и скороспелых сортов проводится в шахматном порядке. Томаты рассаживают чаще всего в два ряда с расстоянием между ними в 50 см, а между кустами — в 40 см.

Если томаты при развитии формируют лишь один стебель — высадка проводится практически аналогичным способом, но расстояние между кустами должно быть не более 25 см. Это получается, что на каждом квадратном метре должно быть посажено до 10 растений помидор.

Если растения высокорослые, высадка помидор имеет совершенно другую схему. Прежде всего, следует так располагать ряды, чтобы расстояние между ними было не менее 80 см. Высаживать такие сорта необходимо на расстоянии в 60 см друг от друга. Желательно проводить прищипывание таких сортов, чтобы они развивались в один стебель. Допускается максимум два стебля, но не больше.

  1.  Ранний урожай.
  2.  Максимально богатый урожай.
  3.  Быстрое вызревание плодов.

Внимание: Категорически запрещено поливать рассаду сразу после посадки в теплицу.

Поиск по сайту

↑ В стойке

Печатная плата усилителя

Плата имеет небольшой размер 65 х 85 мм и включает в себя умножитель напряжения и сам ламповый предусилитель. К клеммам 1-2 разъема CON1 подключаем напряжение с трансформатора, а к клеммам 3-4 резистор уменьшения тока накала. Поскольку этот резистор должен иметь большую мощность (3-5 Вт, в зависимости от того, какое напряжение должно быть уменьшено) и сильно нагреваться во время работы, стоит поместить его в место, где он будет лучше охлаждаться. 

Светодиод D6 используется для индикации работы предварительного усилителя, его можно разместить в любом видимом месте. Резистором R9 устанавливаем яркость. Примерное значение 5-10 кОм. Такое большое значение объясняется тем, что на диод подается напряжение от трансформатора 12-18 В. Все резисторы, кроме R10, имеют мощность 0,25 Вт.

Диоды D1-D5 — любые выпрямительные на напряжение выше 100 В

При пайке обращайте внимание на правильное направление подключения диода, как показано на на плате. То же самое следует сделать при пайке электролитических конденсаторов — следите за полярностью

Сигнальные кабели для входа и выхода предусилителя должны быть экранированы, а экран должен быть припаян к земле. Ламповые усилители, благодаря высокому входному сопротивлению, особенно чувствительны к любым ошибкам в подведении массы, они легко возбуждаются. 

Шнуры питания от трансформатора и проводов светодиода D6 должны быть проложены в виде витой пары, то есть в виде скрученных проводов. Это уменьшает распространение электромагнитного излучения этими проводами. 

Усилитель к сабвуферу: какой выбрать? Технические параметры

Для усилителя критично важен лишь показатель мощности, на остальные характеристики можно смотреть постольку-поскольку

Но все же следует обратить внимание на такие параметры:

  1. Частотный диапазон. Пользователю нужно убедиться, что разброс не слишком большой. Серьезные компании дают максимально конкретные значения – например, от 15 до 350 Гц. Если же диапазон указан в пределах 10-500 Гц, то, скорее всего, это просто уловка маркетолога, и усилитель не будет качественно работать на заявленных частотах.
  2. Класс усилителя. Он может быть:
  • АВ – аналоговое устройство с хорошим качеством усиления, но малым КПД и такой же мощностью;
  • D – мощный цифровой усилитель, демонстрирующий высокий КПД, но отличающийся плохим качеством работы.

Количество каналов. По этому критерию устройства делятся на следующие группы:

одноканальные (моноблоки) – рассчитаны на низкоомную нагрузку в пределах 1-2 Ом. Встречаются редко, в основном – в профессиональных автомобильных аудиосистемах, где выдаваемая мощность гораздо важнее качества звучания. Практически всегда относятся к классу D. Хорошие примеры – DLS XM10, Alpine PDX-M6, DLS MAD15;
двухканальные – предназначены для сабвуферов, рассчитанных на 4-8 Ом. Могут подключаться по мостовой схеме или по сабвуферу/катушке в случае достаточной мощности. Неплохо себя зарекомендовали следующие модели – Eton SR 100.2, Genesis Profile Two, DLS MA23;
трехканальные – практически не встречаются, так как вытеснены 4-канальными усилителями;
четырехканальные – пользуются наибольшей популярностью. Такие устройства можно применять для 4-х динамиков, сабвуфера и пары динамиков, а также 2-х сабвуферов. Благодаря универсальности и простоте установки 4-канальные усилители рекомендуется выбирать в большинстве случаев. Например, можно остановиться на одной из следующих моделей – Focal FPP 4100, Alpine PMX-F640, Eton SR 60.4, DLS XM40;
пятиканальные – представляют собой четырехканальные усилители с дополнительным сабвуферным каналом, благодаря чему также можно подключить фронтальную и тыловую акустику. Эти модели позволяют сэкономить место, а также потратить гораздо меньше денег, чем если бы усилители для сабвуфера и акустики устанавливались отдельно

Обратить внимание стоит на такие устройства – Audison SR 5, DLS MA51, Alpine PDX-V9;
шестиканальные – практически никогда не применяются, поскольку редкая система автозвука требует наличия подобных усилителей. Но все же на рынке встречаются 6-канальные модели, например, Gladen XS 75c6 и Mosconi Gladen One 60.6.

Чувствительность для сабвуферного усилителя неважна, поэтому ее можно проигнорировать.

Человек, серьезно относящийся к своей машине, не может допустить, чтобы ее аудиосистема «хромала». Следует позаботиться о приобретении действительно качественного усилителя для сабвуфера, который обеспечит точную передачу низких частот и позволит водителю в полной мере наслаждаться любимой музыкой.

Характеристики и роль в создании звука


Казалось бы, зачем приобретать и устанавливать предусилитель как отдельный прибор, когда его интегрированные собратья уже есть в современной аудиоаппаратуре (в частности, в некоторых моделях микшерных пультов)? Смысл в том, что микрофонные предусилители, выполненные в виде отдельного блока, обеспечивают  более качественную передачу звука, чем встроенные предусилители микшеров и имеют, как принято говорить, свой «характер звучания».
Какие технические возможности должен обеспечивать предусилитель? Во-первых, это количество входных каналов. Нужно исходить из того, сколько микрофонов (или иных источников аудиосигнала) нужно задействовать одновременно. Опция обеспечения подачи фантомного питания для микрофонов практически всегда присутствует: должна быть предусмотрена возможность отключения питания при необходимости. У модели должна быть ручная регулировка усиления сигнала (gain): она может быть плавной или ступенчатой. В предусилителе может присутствовать фильтр нижних частот. Эта функция позволяет отсекать от сигнала все возможные низкочастотные помехи, в том числе различного рода наводки, гул некоторых инструментов и т.п.
Еще один параметр, который показывает качество изделия — соотношение «сигнал/шум»: оно должно быть как можно больше. Главное здесь — чтобы предусилитель сам имел минимальный уровень шума. Также у высококачественного предусилителя могут быть (а могут и не быть, и это вовсе не показатель, что он хуже) индикаторы сигнала и перегрузки и переключатели входов.
О работе этих приборов бытуют два основных мнения. Первое — что предусилитель не должен ничего привносить «от себя», а просто выполнять функцию очистки сигнала от помех и доведения его до нужного уровня. Второе — что предусилитель должен обладать такими параметрами, как музыкальность, яркость, теплота и прозрачность сигнала. Как правило, люди, придерживающиеся второго мнения, утверждают, что всеми этими параметрами обладают ламповые усилители, в отличие от полупроводниковых.

Для тяжелобольных аудиофилов

В качестве разделительных конденсаторов между каскадами усилителя использованы электролитические неполярные конденсаторы. Тесты и результаты измерений показывают отличные результаты.

Однако, среди безнадёжных аудиофилов бытует мнение, что электролиты — это зло для звука. Они предпочитают плёночные (как вариант полипропиленовые) конденсаторы. Преимущества в звучании обычно связывают с меньшим коэффициентом рассеивания и низкой диэлектрической проницаемостью таких конденсаторов. Но эти параметры важны в высокочастотных и импульсных цепях.

В звуковых устройствах, которые по сути являются низкочастотными, эти свойства заметного влияния не оказывают. Для звуковых устройств хорошие плёночные конденсаторы обычно имеют большой размер, высокую стоимость и ограничение по максимальной ёмкости. Из-за этого возникают трудности при повторении конструкций.

Если наши доводы на вас не подействовали, вы можете при желании и возможности заменить в данной конструкции электролитические конденсаторы на плёночные.

Чтобы конденсаторы имели разумные размеры и их можно было смонтировать на плату без переделки, можно уменьшить их ёмкость с минимальным влиянием на низкочастотную область АЧХ.

Вместо электролитических конденсаторов ёмкостью 2,2мкФ и 47мкФ можно установить плёночные конденсаторы ёмкостью минимум 2,2мкФ, а в цепи регулятора громкости конденсатор ёмкостью 22мкФ можно заменить плёночным ёмкостью не менее 4,7мкФ. При этом сопротивление потенциометра регулятора громкости лучше выбрать не менее 20кОм.

Применение конденсаторов больших габаритов может привести к увеличению уровня шумов и помех.

В заключение немного измерений:

АЧХ предварительного усилителя (Увеличение по клику)

Шумы и искажения предварительного усилителя (Увеличение по клику)

Уровень шумов и искажения предварительного усилителя находится на предельном уровне для используемой измерительной аппаратуры. Так что в действительности он может быть ещё ниже, чем удалось измерить!

Продолжение следует…но нескоро.

Удачного творчества!

Стать подготовлена по материалам журнала «Практическая электроника каждый день» (EPE)
Вольный перевод статьи — Главный редактор «РадиоГазеты».

Хочу дешево и сердито. Какие есть варианты?


Итак, с типом обновления определенность есть. Но что покупать — всегда большой вопрос. Современные цифровые усилители предлагают массу дешевых, но качественных вариантов.

Аналоговые системы сегодня считаются уделом аудиофилов. Со всеми вытекающими проблемами: «золотыми» проводами, уникальными схемами питания (сочиненными без знаний электротехники), огромными размерами и ужасающими ценниками.

Вариантов остается немного: сделать самому или купить все такой же огромный усилитель из далекого прошлого. Впрочем, последний вариант может оказаться очень интересным, если заниматься не только звуком, но и украшением комнаты. В условиях ограниченного рабочего пространства 20-килограммовый агрегат окажется лишним. Да и рядом с современной компьютерной техникой такие решения нисколько не смотрятся.

Путь самурая-самодельщика долог и сложен. Однажды мы коснемся и этой темы. А сегодня поговорим о том, что будет, если простую аналоговую схему заказать в виде уже готового усилителя из Китая. На самом деле, получится намного лучше, чем собирать самому — уж по-крайней мере, в среднестатистическом случае. Дешевле и надежнее.

Универсальный «бетник» на TL431. Прибор для определения коэффициента усиления по току биполярных транзисторов

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ОПРЕРАЦИОННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ ПРИ ОДНОПОЛЯРНОМ ПИТАНИИ

Рейтинг:  5 / 5

Подробности
Категория: Практические советы
Опубликовано: 10.04.2017 09:28
Просмотров: 4048

Иванов И. Обычно операционный усилитель (ОУ) питается от двуполярного источника, при этом плюс и минус питания поступают на выводы питания ОУ, а средняя точка (ноль, GND, земля) служит для гальванического соединения с ней входов по постоянному току. С другой стороны, такую схему можно рассматривать как однополярную схему питания с источником напряжения смещения, равного половине питающего напряжения, и подаваемого на входы ОУ. Такой подход к делу позволяет использовать ОУ в схема с однополярным питанием.

На рисунке 1 показана схема, в которой ОУ питается от однополярного источника питания 9V, а на его инверсный вход поступает напряжение, равное половине напряжения питания, с делителя на резисторах R2 и R3. На этой схеме и последующих как V1, V2, V3 обозначены вольтметры, измеряющие постоянное напряжение. Это могут быть стандартные мультиметры, причем не обязательно чтобы их было три, — вполне достаточно одного, подключаемого поочередно в разные части схемы для контроля напряжения. И так, на инверсный вход ОУ поступает половина напряжения питания с делителя на R2 и R3, а на прямой — с потенциометра R1

Регулируя напряжение на прямом входе (V1) можно обратить внимание как изменяется напряжение на выходе (V3). Происходит это скачкообразно

Когда V1 больше V2 напряжение V3 максимально, а когда V1 меньше V2 напряжение V3 минимально. Есть еще весьма нестабильная часть, когда V1 равно V2, тогда V3 около половины напряжения питания. Но стоит немного отклониться от этого хрупкого равновесия и V3 либо резко падает, либо резко растет. На рисунке 2 показана схема, в которой можно регулировать напряжение на входах ОУ раздельно с помощью разных переменных резисторов. Поэкспериментировав с напряжениями V1 и V2 можно заметить, что напряжение V3 зависит не столько от фактических величин V1 и V2, а от их разницы. Если V1 больше V2 напряжение V3 будет большим. Но если V1 больше V1 напряжение V3 будет малым. Схема на рисунке 2 демонстрирует работу компаратора. Фактически компаратор — это ОУ в режиме максимального усиления, не ограниченного цепями отрицательной обратной связи. А усиливает ОУ, по напряжению, разность потенциалов между входами. Отрицательная обратная связь (ООС) осуществляется подачей напряжения с выхода ОУ на его инверсный вход. На рисунке 3 показана схема со 100% ООС, при которой выход ОУ непосредственно соединен с его инверсным входом. В таком случае ОУ не дает усиления, и напряжение V1 будет равно напряжению V2. Эта схема — повторитель. Она не дает усиления по напряжению, но дает усиление по силе тока. И так, есть два варианта, — инверсный вход не связан с выходом ОУ и при этом коэффициент усиления по напряжению максимальный. И инверсный вход непосредственно соединен с выходом, при этом коэффициент усиления равен единице. Чтобы построить на основе ОУ усилитель напряжения обычно требуется коэффициент усиления где-то между максимальным и единичным. На рисунке 4 показана схема с резисторами R2 и R3 в цепи ООС. Но в отличие от типовой схемы с двухполярным питанием резистор R2 соединен не с «нулем», а с «минусом» питания. Тем не менее усилитель работает. Это можно проверить по изменению напряжений V1 и V2, хотя и зависимость коэффициента усиления от входного напряжения (V1) получается нелинейной (коэффициент усиления снижается при напряжении V1 ниже половины напряжения питания). Чтобы получить равномерный коэффициент усиления нужно сделать схему по рисунку 5. Здесь резисторы R2 и R3 образуют делитель напряжения питания на два, таким образом подавая на инверсный вход ОУ напряжение смещения, равное половине напряжения питания. А резистор R4, подключенный к выходу ОУ изменяет это напряжение, подавая в эту точку напряжение с выхода ОУ.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Регулятор тембра.

Несмотря на то, что выглядит регулятор несколько необычно, тем не менее здесь применена классическая схема регулятора тембра Баксандалла. Как отмечалось выше из-за низких номиналов переменных сопротивлений номиналы конденсаторов получаются существенно больше «типовых» значений.

Конденсатор С7 (1 мкФ) определяет нижнюю частоту регулировки тембра, а конденсаторы C8 и C9 имеют значение 100 нФ и определяют частоту регулировки тембра на ВЧ. При желании глубину регулировки тембра можно увеличить до ± 10 дБ. За счет элементов IC4 исключено взаимное влияние цепей  НЧ и ВЧ при регулировании тембров.

Не смотря на большие габариты и высокую стоимость, для этой части схемы настоятельно рекомендуется применение полипропиленовых конденсаторов.

Уровень шума регулятора тембра составляет всего -113 дБ в среднем положении регуляторов.

Реле RE1 служит для отключения регулятора тембра, если в нём нет необходимости. В этом случае сигнал снимается с выхода IC2A и поступает напрямую на вход  IC9B в обход регулятора тембра. Чтобы избежать щелчков при коммутации служит резистор R18. Для снижения  перекрестных помех коммутация в каждом канале осуществляется отдельным реле. В этом случае контактные группы реле можно запараллелить, что снизит сопротивление контактов и дополнительно повысит надёжность этой части схемы.

Практика

Несмотря на все недостатки и технические особенности, усилители класса А по-прежнему производятся разными производителями и образуют весьма заметную нишу на рынке Hi-Fi техники, а если быть точным — в сегменте High End, где габаритами, энергопотреблением, сложностью эксплуатации и даже ценой можно пренебречь в угоду его величеству звуку.

Кроме того, с 1916 года и по настоящий момент времени на свет родилось немало талантливых инженеров, которые нашли способы существенно компенсировать вышеупомянутые проблемы.

Отличным примером вышесказанному является ламповый усилитель Octave V 16 Single Ended. Слова Single Ended в названии переводятся как «однотактный», что является техническим описанием режима работы ламп и, фактически, выступает синонимом понятия «класс А».

Для того, чтобы взбодрить классическую схемотехнику и приблизить эксплуатационные характеристики усилителя к современным реалиям, разработчики Octave воплотили в жизнь сразу несколько оригинальных решений, корректирующих режим работы. Адаптивная трехступенчатая настройка режима работы усилителя управляет величиной тока смещения сообразно максимальной амплитуде входящего сигнала, чтобы не держать схему усилителя в режиме высокого энергопотребления без необходимости.

А когда сигнал на входе отсутствует более двух минут, включается режим Ecomode, который понижает энергопотребление до 35%. Таким образом, усилитель, оставленный без присмотра, не будет без толку греть помещение.

За качество звучания разработчики боролись не меньше, чем за энергоэффективность, поэтому использовали высокотехнологичные трансформаторы с компенсацией магнитного поля, усовершенствованные каскады предварительного усиления, расширяющие диапазон воспроизводимых частот, а также самые совершенные схемы стабилизации, избавляющие от шумов и гула, которые усилители класса А с удовольствием демонстрируют даже при небольшом отклонении от рабочих параметров.

В результате, усилитель можно использовать с совершенно различной нагрузкой: от низкоимпедансной акустики до высокоимпедансных наушников, — не боясь вывести их из строя или просто выйти за пределы рабочего режима. Следящие электронные схемы перенастраивают выходные каскады автоматически.

Читая это, самое время вдохновиться и решить, что абсолютно все проблемы уже решены современными инженерами. Но не спешите, ведь нужно заглянуть в паспортные данные. А там картина вырисовывается крайне специфическая. При низких показателях шумов и искажения, имея без малого два десятка килограмм живого веса и потребляя от сети до 200 Вт, Octave V16 Single Ended выдает на акустике импедансом 4 Ом не более 8 Вт на канал при использовании самых мощных ламп. Для наушников этого вполне хватит, но где искать подходящие колонки?

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

Халва для своих! +1800.00₽ для новичка на Aliexpress

Камрад, регистрируйся на Али по этой нашей ссылке. Ты получишь купон на 1800.00₽ на первый заказ. Не тяни, время действия купона ограничено.

Полезные и проверенные железяки — можно брать!

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Цифровой осциллограф DSO138. Кит для сборки

Функциональный генератор. Кит для сборки

Настраиваемый держатель для удобной пайки печатных плат

Михаил Соловьев (-=Sm()kE=-)
Чебоксары
Список всех статей

Профиль -=Sm()kE=-

Работаю в Relpro Industrial Group в направлении производства реле и выпрямительных систем. Начальник, инженер, технолог, монтажник и специалист по применению в одном лице, хотя, к счастью, почти всегда есть кому меня заменить в вопросах монтажа и инженерии 🙂

Передняя панель.

Схема подключения элементов на передней панели показана на рисунке:

Увеличение по клику

Здесь размещаются: индикатор питания, индикатор уровня сигнала, переключатель входов, переключатель фоно-корректоров, выключатель IEEC-коррекции и выключатель темброблока.

У переключателя S5A, который коммутирует входы, используются только 4 положения. Остальные заблокированы механически.

Переключатель S4A и S4B задаёт режим работы индикатора уровня сигнала: линейный вход или фон-корректор. Третье положение переключателя служит для отключения индикатора.

Вид печатной платы и расположение элементов на ней:

Список элементов передней панели:

Резисторы:
(0,25 W; 1 %)
R1 =220Ом
R2 = 3k3

Активные элементы:
D1 = зелёный светодиод, 3 mm
D2 = красный светодиод, 3 mm

Разное:
K1 = 10-контактный разъём (2×5), с шагом 0.1’’
K2,K5,D1,S1…S3 = 2-х контактный штыревой разъём с шагом 0,1’’
K3,K4 = 3-х контактный штыревой разъём с шагом 0,1’’
K6 = 2-х контактный винтовой разъём с шагом 5 mm
S4,S5 = галетный переключатель на 6 положений с двумя контактными группами.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации