Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Традиции австралийских аборигенов

Содержание

Шлифуем бетонный пол своими руками

Символы

Некоторые символы в рамках движения современного искусства аборигенов сохраняют одно и то же значение в разных регионах, хотя значение символов может меняться в контексте картины. При просмотре в монохромном режиме другие символы могут выглядеть одинаково, например круги внутри кругов, иногда изображаемые отдельно, разреженно или сгруппированными группами. В зависимости от группы, членом которой является художник, символы, такие как костер, дерево, холм, яма для копания, водопой или родник, могут различаться по значению. Использование символа можно пояснить, используя цвет, например, воду, изображенную синим или черным цветом.

Многие картины художников-аборигенов, например те, которые представляют собой сказку о сновидениях, показаны с высоты птичьего полета. Повествование следует за землей, созданной предками в их путешествии или во время творения. Современное исполнение — это переосмысление песен, церемоний, наскального искусства, боди-арта и церемоний (таких как awelye ), которые были нормой на протяжении многих тысяч лет.

Каким бы ни был смысл, интерпретация символов должна производиться в контексте всей картины, региона, из которого родился художник, истории, стоящей за картиной, и стиля картины, с дополнительными подсказками в виде цветов, используемых в некоторых из более современные работы, такие как синие круги, обозначающие воду.

Религиозные и культурные аспекты искусства аборигенов

Искусство аборигенов в Улуру

Искусство аборигенов с изображением рыбы Баррамунди

Некоторые природные объекты были для них священными, а также были местом проведения сезонных ритуалов. Во время этих ритуалов аборигены создавали предметы искусства, такие как предметы из перьев и волокон, они рисовали и создавали наскальные рисунки, а также рисовали на коре деревьев Eucalyptus tetrodonta . Хотя истории у разных кланов, языковых групп и более широких групп различались, Сновидение (или Джукуррпа) характерно для всех аборигенов. В рамках этих верований в древние времена мифические духи-предки аборигенов были создателями земли и неба и в конечном итоге стали их частью. Духовные верования аборигенов лежат в основе их законов, форм искусства и церемоний. Традиционное искусство аборигенов почти всегда имеет мифологический оттенок, связанный с сновидениями.

Вентен Рубунтя , художник-пейзажист из числа коренных народов, говорит, что трудно найти искусство, лишенное духовного смысла:

Рассказ и изображение тотема занимают видное место во всех формах искусства аборигенов. Кроме того, женская форма, особенно женская матка в рентгеновском стиле, занимает видное место на некоторых известных местах в Арнемленде . Рентгеновские стили появились еще в 2000–1000 годах до нашей эры. Это техника коренных народов, в которой художник создает концептуальные рентгеновские прозрачные изображения. В Мими , духи , которые учили искусство живописи до аборигенов, и предки «выпустили» через эти виды искусства.

Граффити и другие деструктивные воздействия

Многие культурно значимые места наскальных рисунков аборигенов постепенно осквернялись и разрушались вторжением первых поселенцев и современных посетителей. Это включает разрушение произведений искусства в результате расчистки и строительных работ, эрозию, вызванную чрезмерным прикосновением к участкам, и граффити. Многие объекты, которые сейчас принадлежат национальным паркам, должны строго контролироваться рейнджерами или навсегда закрыты для публики.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

внешние ссылки

Поклонение богам и горе

Австралийских аборигенов невозможно представить без их традиционных ритуалов, которые основываются на танце. И сегодня среди этого народа распространены предания об «Эпохе сновидений», то есть мире до появления Вселенной. Эти легенды рассказывают о божествах, создавших землю и людей, о появлении светлых и тёмных сил.

Что интересно, рассказы о таинственной эпохе часто передаются посредством танца. Я думаю, что именно в Австралии танец впервые приобрёл такую «повествовательную» суть, ведь местные жители считают его хранилищем истории, памяти о делах их предков.

Немало священных преданий австралийцев и их древних обрядов связаны с горой Улуру (Айрес-Рок), что является самым большим в мире монолитом. Её цвет напоминает огонь, а в лучах солнца может принимать самые насыщенные оттенки оранжевого и красного.

Долгое время аборигены старались расселяться неподалёку от подножия Улуру. Если жилище находилось на небольшом расстоянии от горы (то есть лучи солнца, касаясь Улуру, достигали и дома), это было верным знаком благополучия и благословения богов. Часто в мифах Улуру является центром рождения мира, а рассказы об этом живут в народе и поныне.

К этой красной горе аборигены отправляются и в наше время, желая принять участие в священных обрядах. Они верят, что за Улуру находится вход в потусторонний мир, «Эпоху сновидений», а потому у подножия горы австралийцы приносят подношения своим предкам. А вот подниматься на Улуру категорически запрещено – это воспринимается как богохульство. Кроме того, несколько несчастных случаев, произошедших с дерзкими туристами, рискнувшими совершить подъём, доказывают эту версию.

Самые читаемые статьи

Из чего состоит костюм Красной Шапочки?

Основные детали одежды для костюма:

  • юбка алого цвета;
  • белоснежная блуза;
  • черный корсет;
  • белый передник;
  • красная шапочка или накидка с капюшоном;
  • корзинка.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Оценка

Профессор истории искусства Ян Маклин описал рождение современного движения местного искусства в 1971 году как «самый невероятный момент в истории австралийского искусства» и считал, что оно становится одним из основополагающих мифов Австралии, как и дух ANZAC . Историк искусства Уолли Каруана назвал искусство коренных народов «последней великой традицией искусства, которую оценил весь мир», а современное искусство коренных народов — единственное художественное движение международного значения, вышедшее из Австралии. Ведущий критик Роберт Хьюз назвал его «последним великим движением в искусстве 20-го века», а поэт Лес Мюррей назвал его «австралийским эквивалентом джаза». Картины художников западной пустыни, в частности, быстро завоевали «чрезвычайно широкую репутацию», и коллекционеры конкурировали за их получение. Некоторые художники из числа коренных народов считаются одними из самых выдающихся творческих талантов Австралии; Эмили Нгварри была описана как «одна из величайших современных австралийских художников» и «среди лучших австралийских художников, возможно, среди лучших художников своего времени». Критики, рецензирующие выставку Эрмитажа в 2000 году, неуклонно хвастались, и один из них заметил: «Это выставка современного искусства, не в том смысле, в каком она была сделана недавно, а в том, что она основана на менталитете, технологиях и философии. радикальное искусство новейшего времени. Никому, кроме аборигенов Австралии, не удавалось выставить подобное искусство в Эрмитаже ».

Не все оценки были благоприятными. Когда в 1993 году в Соединенном Королевстве проходила выставка, обозреватель The Independent охарактеризовал эти работы как «возможно, самое скучное искусство в мире». Куратор музея Филип Бэтти, который участвовал в создании и продаже произведений искусства в центральной Австралии, выразил обеспокоенность по поводу влияния рынка произведений искусства некоренных народов на художников — особенно Эмили Нгварри — и их работы. Он писал: «Всегда существовала опасность того, что европейский компонент этого межкультурного партнерства станет чрезмерно доминирующим. К концу своей недолгой карьеры, я думаю, Эмили почти покинула эту межкультурную сферу, и ее работа стала просто зеркалом. образ европейских желаний ». Выдающиеся произведения искусства смешиваются с плохими, с течением времени, чтобы отфильтровать хорошее от плохого.

Первоначально источник этнографического интереса, а затем художественное движение, уходящее корнями за пределы западных художественных традиций, искусство коренных народов находилось под влиянием немногих европейских австралийских художников. Ранние работы Маргарет Престон иногда выражали мотивы традиционного искусства коренных народов; ее более поздние работы демонстрируют более глубокое влияние «в использовании цветов, во взаимодействии фигурации и абстракции в формальной структуре». Напротив, Ханс Хейзен , хотя он восхищался коллегой-пейзажистом Альбертом Наматжирой и коллекционировал свои картины, не находился под влиянием своего местного коллеги. Движение современного искусства коренных народов оказало влияние на некоторых австралийских художников некоренного происхождения посредством совместных проектов. Художники из числа коренных народов Гордон Беннетт и Майкл Нельсон Ягамарра участвовали как в совместных работах, так и в выставках с галеристом Майклом Эзером и художником Имантсом Тиллерсом , австралийским сыном латвийских беженцев. Исследовательский совет Австралийский и Land & Water Австралия поддержала художественного и археологического сотрудничества через проект Strata: Пустыни Прошлое, настоящее и будущее , в котором участвовали местные художники Дейзи Джагадай Напалтжарри и Молли Jugadai Napaltjarri .

Выгоды и затраты

Расцвет искусства коренных народов принес экономические, социальные и культурные выгоды коренным австралийцам, которые находятся в социально и экономически невыгодном положении по сравнению с австралийской общиной в целом. Продажа произведений искусства — важный вид экономической деятельности как для отдельных художников, так и для их сообществ. Оценки размеров сектора разнятся, но в начале 2000-х его стоимость составляла от 100 до 300 миллионов австралийских долларов, а к 2007 году — полмиллиарда долларов и продолжает расти. Этот сектор особенно важен для многих общин коренных народов, поскольку он не только является источником денежных средств для экономически неблагополучной группы, но и укрепляет самобытность и традиции коренных народов, а также способствует поддержанию социальной сплоченности. Например, ранние работы, написанные в Папунии, были созданы пожилыми мужчинами-аборигенами, чтобы помочь просвещать молодое поколение об их культуре и их культурных обязанностях.

«В настоящее время наблюдается всплеск интереса к искусству аборигенов среди австралийской публики и зарубежных гостей … Возникшее в результате давление на художников, заставляющее их производить, в конечном итоге привело к краху или выхолащиванию этого вида искусства. Искусство аборигенов сейчас испытывает невероятное напряжение. белые требования к культуре аборигенов «.

Австралийский активист из числа коренного населения Джон Мандин, писавший в 1988 году, в год двухсотлетия Австралии.

Мошенничество и эксплуатация являются серьезными проблемами, влияющими на современное искусство коренных народов Австралии. Произведения искусства коренных народов регулярно воспроизводились без разрешения художников, в том числе Резервным банком Австралии, когда он использовал картину Дэвида Маланги на купюре в один доллар в 1966 году. Подобное присвоение материала имело место с тканевым орнаментом, футболками и коврами. . Поступали заявления о похищении художников или их переселении против воли их семей людьми, которые хотели приобрести картины художников.

Художники, особенно в отдаленных частях Австралии, иногда рисуют для торговых точек, отличных от местных художественных центров или своих собственных компаний. Они делают это по экономическим причинам, однако получаемые картины могут быть неодинакового качества и иметь ненадежную экономическую ценность

Сомнения в происхождении картин коренных народов и в отношении цены, заплаченной за них, вызвали пристальное внимание средств массовой информации, парламентское расследование Австралии и стали фактором, ограничивающим рост стоимости произведений. Вопросы относительно подлинности работ возникли в отношении конкретных художников, включая Эмили Нгварри, Ровер Томас, Кэтлин Петярре, Турцию Толсон Тьюпуррулу , Джинджер Райли Мундувалавала и Клиффорда Поссума Тьяпалтьярри ; в 2001 году арт-дилер был заключен в тюрьму за мошенничество с работами Клиффорда Поссума

Это давление привело в 2009 году к введению коммерческого кодекса поведения, призванного установить «минимальные стандарты практики и честности в индустрии изобразительного искусства коренных народов». Однако постоянные проблемы в отрасли в сентябре 2012 года вынудили председателя органа, управляющего Кодексом Кодекса искусства коренных народов, Рона Меркеля , призвать сделать кодекс обязательным для торговцев произведениями искусства.

Изменение в 2011 году правил инвестирования в пенсионные фонды Австралии привело к резкому снижению продаж нового искусства коренных народов. Это изменение запрещает «использовать» активы, приобретенные для самоуправляемого пенсионного фонда, до выхода на пенсию; в частности, произведение искусства должно храниться на складе, а не выставляться на всеобщее обозрение.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Разделение труда происходило по половозрастному принципу. Мужчины охотились на крупных животных, были воинами и блюстителями закона и религии. Женщины собирали растительную пищу и мелких животных и растили детей. Аборигенные группы были в основном эгалитарными без вождей и наследуемого статуса. Однако их общество было геронтократическим. Как накопившие наибольшие знания о природных ресурсах и религии мужчины среднего или более старшего возраста пользовались наибольшим авторитетом и обладали наибольшим престижем. Женщины старших возрастов также обладали большим авторитетом и престижем. В основе социальной организации лежало родство. Родственные отношения отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых могло несколько разниться в разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени более близкого родственника. Это утверждение справедливо для случаев как прямых родственников (родители, внуки, дети и т.д.), так и боковых (братья, сестры, кузены, кузины и т.д.). Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими близкими родичами.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Список художников

От ритуала к искусству

Всемирно известным сделал австралийское искусство простой школьный учитель. Тридцатилетний Джоффри Бардон отработал несколько лет в городских школах, а затем переехал на север континента, в аборигенное поселение Папуню. Там он и стал местным героем.

Сегодня в Папуне не насчитать и 300 человек. В середине века белое австралийское правительство активно перегоняло аборигенов с исконных мест жительства в сборные резервации. Те просуществовали недолго: ни адекватных условий проживания, ни медицинской помощи — не прошло и тридцати лет, как аборигены самоорганизовались и перебрались на новые места.

В 1971 году, когда Бардон приехал в Папуню, там было 1000 человек. Но настроения в деревне не были обнадеживающими. В своих воспоминаниях Бардон называет поселение «местом-проблемой». Он рассказывает, как — в отличие от своих коллег-учителей и в противовес магистральному курсу правительства — каждый день старался выстроить всё более тесный контакт с местными жителями. Он изучил основы их разговорного языка (а языков в Австралиии невероятно много — каждое племя говорит на своем наречии), ходил с аборигенами на охоту, ужинал в их столовой. Но больше всего интересовался исконной культурой и мифологией.

Прорыв в будущее случился, когда Бардон заметил, что подростки часто создают впечатляюще детализированные картины на песке, и предложил своим ученикам перенести их на школьную стену. Идея удивила старших аборигенов: «Почему вы просите молодых? Старые знают больше».

Джоффри Бардон и «Сновидение о Медовом муравье» на стене школы в Папуне

В передаче этого задания старшему поколению был свой резон.

Так что взявшимся за роспись стен пришлось сперва выбирать легенду-основу, корпус которых в Австралии огромен, не меньше корпуса языков. А потом долго договариваться о способе представления истории о Медовом муравье — между собой и с Бардоном в роли куратора.

Удалось с третьего раза. Сначала старейшины настояли на том, чтобы заменить слишком детальные изображения предков на квазимультипликационные фигурки. Такой ход расстроил Бардона: он просил аборигенов не заимствовать ни цвета, ни перспективу, ни образы из искусства whitefellas — так коренное население Австралии называет потомков колонизаторов.

Картина Джонни Варангкулы «Сновидение о воде в Калипине» долго оставалась самым дорогим объектом аборигенного искусства: она стоила Национальной галерее в Мельбурне почти 500 тысяч долларов

Маргарет Престон (1875-1963)

Одной из самых знаменитых женщин-женщин Австралии Маргарет Престон была также известна как «Роуз Макферсон», «Безумная Мэгги» и «Ратти Сара» для ее громкого и острого языка. Престон провел в Порт-Аделаиде большую часть своей жизни, путешествуя и учился в Мюнхене, Париже и Англии. Во время своего пребывания в Европе Престон сильно находился под влиянием европейского модернизма и французских постимпрессионистов, таких как Матисс и Сезанн, а также кубистского стиля Пикассо. Именно в Европе она была бы затронута и очарована японским искусством. Это увлечение было особенно направлено на японские отпечатки на деревянных блоках, которые использовали яркие цвета на гладких поверхностях, лишенных тени и любой «центрированности». В 1929 году, когда в искусстве ранее доминировали мужчины, она стала первой женщиной-художницей, заказанной Художественной галереей Нового Южного Уэльса, чтобы нарисовать автопортрет. Престон, хотя и не первый австралийский художник, нанимающий символы коренных народов, побуждал общество господствовать в культуре аборигенов в то время, когда коренные народы и их убеждения избегали белого австралийского общества.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Голая провинция

«Австралийское искусство — это искусство аборигенов», «Искусство аборигенов — это белая штука», «Ложь ради лжи, миф ради мифа», «Западного искусства не существует», — плоским дизайнерским шрифтом написано на фоне из узнаваемых точек и концентрических кругов.

На переднем плане — кляксы и подтеки в духе Джексона Поллока.

Ричард Белл. “Scientia e Metaphysica (Bell’s Theorem)”. 2003

Картины Ричарда Белла, написанные в середине 2000-х годов, точно фиксируют смятение, которое возникает при попытках вписать историю австралийского искусства в историю искусства глобального, читай — западного.

Игра на различиях и желание сконструировать уникальность приводят к фиксации на традициях коренных народов.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации