Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Тиски своими руками

Как разобрать и отремонтировать тиски (часть 2)

Это вторая часть статьи. Напомню, что в первой части шла речь о такой поломке: при попытке разжать деталь, деталь остается зажатой, а вот вал тисков выкручивается.

Как разобрать и отремонтировать тиски (часть 2) 

На последней фотографии в предыдущей статье можно было видеть причину неработающих тисков — из-за многократной чрезмерной затяжки штифт в конце концов срезало.

Теперь пришло время установить новый штифт. Кстати перед этим отверстие под штифт было заново развернуто (винт и шайба были естественно соединены).

Пятый этап сборки тисков — устанавливаем новый штифт

Вид тисков после установки нового штифта.

Пятый этап сборки тисков — штифт поставлен

Теперь можно смазать. Не стоит игнорировать смазку. Смазанные тиски прослужат намного дольше.

Сборка тисков — не забываем смазать

Также не забываем смазать винт. Смазывается винт ЛИТОЛОМ.

Смазываем винт тисков ЛИТОЛОМ

После смазки собираем тиски дальше. На шестом этапе устанавливаем защитный верхний кожух.

Шестой этап сборки тисков — устанавливаем верхний кожух

Продолжаем устанавливать кожух тисков

Шестой этап сборки тисков — устанавливаем кожух

Крепиться кожух снизу, с помощью шести винтов с шестигранной головкой впотай.

Шестой этап сборки тисков — закрепляем кожух

Заключительный этап — подготавливаем основание и устанавливаем болты

Заключительный этап сборки тисков

И вот последний шаг — на основание тисков устанавливаем собранные тиски и прикручиваем.

Заключительный этап сборки тисков — крепим к основанию тиски

Вот и все. Поломанные тиски были отремонтированы.

Самодельный столярный инструмент

В любой столярной мастерской можно увидеть тиски. Нередко требуется зажимать детали, чтобы обтачивать их или просто склеить между собой. С этими задачами могут справиться самодельные тиски, которые можно изготовить собственноручно, а цена такого изделия будет довольно мала. Зачастую губки у тисков изготавливаются из мягкой древесины во избежание порчи зажимаемой детали.

Для удобства тиски можно прикрутить к верстаку. В неподвижной части необходимо закрепить мебельную гайку, в которую будет вкручиваться шпилька, которая, в свою очередь, будет двигать подвижный механизм. На подвижную губку необходимо жестко прикрепить шайбу, а сам вороток прикрепить к рукоятке. Что касается наконечников для губок, то их можно изготовить из кусков фанеры.

Если необходимо собрать столярные тиски своими руками, то этот вариант считается оптимальным.

Для начала необходимо сделать разметку всех деталей, затем вырезать три одинаковых бруска (чем больше длина бруса, тем габаритней можно зажать изделие). Станину можно сделать из толстой доски или из 3 кусков фанеры. Просверлить по два вертикальных отверстия в двух неподвижных брусках. В одном из брусков просверлить отверстие под шпильку, которая будет выполнять роль зажимного механизма. Следующим шагом будет монтаж гайки в брус.

Тиски своими руками

Время чтения ≈ 4 минут

Самым главным инструментом слесаря являются тиски. Без них невозможно выполнить большинство слесарных операций. Поэтому любой начинающий слесарь, первым делом хочет приобрести этот нужный инструмент. Может также сложится и такая ситуация, когда старые заводские тиски просто сломались и не подлежат ремонту.

В таких случаях покупать новый подобный инструмент не всегда выгодно, так как стоят они далеко не дешево. Поэтому многие слесаря решаются сделать тиски своими руками, что в свою очередь для начинающих может стать хорошим опытом, а опытные специалисты смогут себе изготовить качественные и удобные тиски.

Можно такой инструмент изготовить за один день из подручных материалов, а можно в течение месяца собирать нужные составляющие и изготовить тиски, мало чем отличающиеся от заводских. На самом деле истина где-то посередине. В этой статье будет подробно описана инструкция, как сделать тиски своими руками в течение нескольких дней без особых затрат.

Чертежи тисков

Такие работы можно выполнить только в условиях небольшой слесарной мастерской с обязательным наличием сварочного аппарата, электрической дрели, болгарки и других ручных инструментов.

Кроме того, необходимо приобрести такие материалы, как кусок стального швеллера № 6, длиной 0.5 м, 0.3 м2 листовой стали толщиной 4-5 мм и 30 см стального уголка 50х50 мм, 18 болтов М6 с гайками и кусочек толстого листового металла для изготовления губок.

Этапы изготовления самодельных тисков

Примерная пошаговая инструкция, как изготовить тиски своими руками в домашних условиях может выглядеть следующим образом:

Болгаркой обрезается кусок швеллера длиной 30 см. Он будет служить подвижной частью тисков. С одной стороны к основанию этой заготовки приваривается пластина толщиной 4 мм с выемкой, в которую вставляется зажимной винт с пазом. Для того чтобы сам винт в этой выемке был надежно закреплен, к этой пластинке с внутренней стороны двумя болтами крепится стопорная пластинка такой же толщины.

При помощи болгарки из листа вырезается пластина размером 25х6.2 см, к которой привариваются два уголка 50х50 длиной 25 см. Эта конструкция представляет собой неподвижную часть тисков. В полках этой заготовки просверливаются 6 отверстий диаметром 6 мм.

Из того же листа болгаркой вырезается еще одна заготовка размером 30х20 мм с боковым выступом размером 10х8 мм. В ней по краям просверливаются 12 отверстий диаметром 6 мм. Она будет служить основанием для тисков, на которое крепится вся конструкция. К нему на выступающей части привариваются две стопорные пластины для неподвижной гайки.

Из угловой стали вырезаются две заготовки, в которых просверливаются отверстия, и нарезается резьба для крепления зажимных губок. Затем одна из этих заготовок приваривается к неподвижной части тисков, а вторая к той, которая будет передвигаться внутри станины.

Предварительно сама станина при помощи болтов крепится к слесарному столу. В губках тоже просверливаются отверстия, через которые они при помощи болтов крепятся к зажимным пластинам. В винт вставляется вороток и еще раз проверяется надежность крепления.

Дополнительно можно усилить конструкцию тисков при помощи приварки косынок и стопорных пластин, как это показано на видео и фото. Такие тиски слесарные легко разбираются, поэтому желательно их покрасить антикоррозийной краской по металлу и установить на постоянное место.

Таким же способом можно изготовить тиски для сверлильного станка, только в этом случае крепление к станине станка будет несколько отличаться в зависимости от ее конструкции.

Видео изготовления тисков своими руками

Как смазывать?

Как смазать шаровые опоры самостоятельно? На большинстве современных моделей автомобилей смазка ШО производится при помощи специального шприца. Цена этого инструмента невелика и быстро окупается, если учесть стоимость деталей, которые предохраняет его использование. В этом случае процедура смазки является предельно простой и не требует не только специальных навыков, но даже элементарного владения дрелью. Однако этот процесс далеко не во всех случаях является настолько лёгким.

На целом ряде автомобилей внутренняя часть ШО при помощи одного лишь шприца недоступна. А это значит, что придётся нарезать на детали отсутствующие резьбовые фрагменты. Тут не обойтись без дрели и соответствующей насадки для резьбы по металлу. Другим необходимым при этом инструментом являются обычные слесарные тиски, чтобы зафиксировать снятую деталь. Однако и здесь нет ничего такого, что автовладелец не смог бы сделать самостоятельно, в домашних условиях.

Даже если можно смазывать шаровые опоры непосредственно на корпусе авто, делать так обычно не рекомендуется из-за того, что это работа грязная и можно испачкать корпус. На каждой конкретной модели автомобиля снятие шаровых опор имеет свои особенности, но общий принцип везде одинаков. Снять ШО вполне возможно без соответствующих приспособлений, уперев лом, пока помощник выбивает её кувалдой

Однако лучше воспользоваться специальным съёмником, так как это гораздо удобнее и не грозит физическими травмами из-за неосторожности

Дальнейшее зависит от конструкции опоры. Если шарнир оснащён соском, в который можно добавить смазку, то при наличии шприца проблем не возникает. Необходима лишь выполнить следующие действия:

  • зажать деталь с помощью тисков;
  • отвинтить сосок при помощи ключа или пассатижей;
  • в открывшееся отверстие ввести смазку шприцем;
  • закрыть сосок, затянув защитную пробку.

Видео инструкция (случай когда есть технологическое отверстие).

На тех автомобилях, где добавление смазки не предусмотрено, приходится использовать сверло и прибор для нарезки резьбы. При этом необходимо:

  • зажать деталь в тисках;
  • с помощью тонкого сверла просверлить в ней отверстие;
  • нарезать в нём резьбу;
  • залить шприцем в отверстие смазку;
  • закрыть отверстие подходящим для резьбы болтом.

Иногда, если под рукой нет подходящих инструментов, всё же необходимо найти способ, как смазать шаровую опору, не снимая её. Последовательность действий при этом одна и та же:

  • пыльник поддевается острым предметом;
  • край образовавшейся щели отодвигается с помощью подручных средств;
  • в щель при помощи шприца заливается смазка.

Причины поломок шаровой опоры

В процессе эксплуатации автомобиля на шаровые опоры приходятся серьёзные нагрузки, которые в зависимости от конструкции подвески, могут принимать на себя значительную часть массы автомобиля, а также удары при поездке по неровному дорожному покрытию. Основная причина замены шаровой опоры и нарушения её нормального режима функционирования – износ соприкасающихся металлических поверхностей в процессе трения, что приводит к появлению заметного люфта: палец начинает не только вращаться, но и перемещаться; в худшем случае – вырывается из корпуса. Причины износа могут быть связаны как с естественными процессами (старение металла и других материалов), так и с увеличением удельных нагрузок на механизм, разрывом пыльника или отсутствием смазки в шарнире. Смазка шаровой опоры должна осуществляться при каждом ремонте или замене узла. Часто заводы-изготовители указывают свои рекомендации по смазке механизма, что позволяет максимально продлить срок службы детали и избежать нарушения правил установки и эксплуатации.

Тиски своими руками: создаем разные типы зажимных устройств. 64 фото идей для разных предназначений

Слесарные тиски являются необходимым оборудованием в мастерской любого мужчины, без которого сложно обойтись в том или ином виде работы.

Их совсем не обязательно располагать именно в гараже, можно обустроить уголок для тисков и в домашних условиях, например, применив для этого стол или обычную табуретку.

Для чего же нужны слесарные тиски?

При обработке или заточке какой-либо детали необходимо крепко и надёжно её зафиксировать, то есть удержать в определённой позиции. На фото тисков показан принцип действия данного оборудования.

Параметры и размеры тисков определяются в зависимости от того, какой вид инструмента нужно прочно удержать.

Конструкция столярных тисков включает в себя:

  • винт ходовой части;
  • рукоятку;
  • подвижную и неподвижную губку;
  • плиту опорную.

Основные типы слесарных тисков

Предварительно тому, как сделать тиски своими руками, необходимо определиться с выбором работы, связанной с ними.

Все виды тисков делятся на два типа:

  • не поворотные имеют более простую конструкцию и их проще всего изготовить самому. Деталь фиксируется строго в одном положении.
  • поворотные тиски чаще всего приспособлены для сверления на станке. При работе возможно поворачивать обрабатываемую деталь, не разжимая её.

Материал корпуса тисков чаще всего изготавливают из прочного чугуна

Важно знать, что чугун не предназначен для воздействия высокими температурами, для этих целей подойдёт стальной металл

Если работа будет осуществляться с малогабаритными деталями, не стоит увеличивать финансовые затраты и смастерить компактные небольшие тисочки.

Маленькие тиски с основанием из шарового шарнира пригодятся в хозяйстве для обработки совсем небольших деталей, которые можно закрепить единично. Такими являются мини-тиски на присосках, устанавливаемые на стеклянную, либо хорошо отполированную поверхность. Но они пригодны для редких несерьёзных работ.

Учтите, что разумно внедрить мягкие насадки на крепёжную часть для работы с мягкими деталями, чтобы не спровоцировать их повреждение. Тиски с наименьшим люфтом при полностью разведённых губках — это идеальный вариант.

Значительно сэкономят средства тиски без поворотного механизма, если, конечно, он не пригодится в работе.

Работа по изготовлению слесарных тисков в домашних условиях

Столярные тиски, самостоятельно изготовленные дома, значительно в разы сберегут семейный бюджет, чем их магазинные готовые «собратья». И огромный плюс в том, что изделие возможно изготовить по личным предпочтениям и для определённых индивидуальных видов работ.

Абсолютно несложно найти материал для конструкции, это может быть: деталь технической трубы, использованный домкрат, старые токарные станки, прессы и т. п.

А если обратиться в пункт приёма металла, там несомненно найдётся подходящая деталь для тисков, которая обойдётся вам в копейку.

Классические самодельные тиски

Существует масса вариантов тисков, но самым популярным и традиционным является тип со стальным материалом. Такие тиски будут гораздо надёжнее купленных заводского изготовления.

Конструкция состоит из:

  • пластина из стали минимум 3 мм., но можно гораздо толще;
  • швеллер наружный и внутренний (120 и 100 мм.);
  • ушки из стали;
  • резцы токарные 2 штуки;
  • небольшой отрезок арматуры (прут для ворота);
  • гайка (2 штуки), шпилька или винт определённого диаметра, который соответствует прутку;
  • шайба (2 штуки) одного диаметра с ходовым винтом;
  • пара винтовая 335 мм;
  • для закрепления ходовой части винта нужна толстая пластина.

Необходимо с двух сторон по бокам пластины отделить ходовой винт шайбами. Одну из двух шайб нужно закрепить шплинтом или стопорным кольцом, чтобы часть была полностью разборной, предварительно нужно приварить к ней резьбу от винта.

Рукоятка также с одной стороны должна быть разборной, а с обратной стороны стоит приварить её при помощи гайки. К пластине заподлицо необходимо приварить гайку со швеллером от винтов. Чтобы швеллер внутри с винтом на ходу легче двигался, рекомендуется слегка обработать его при помощи напильника.

К так называемым ушам, выполненным из токарных резцов, привариваются губки. Их ставят на нужное место когда ходовой винт ввинчен, так уши встают на идеальном расстоянии друг от друга.

Но можно также сцепить их проволокой для большего удобства, так в дальнейшем будет удобнее фиксировать неровные детали, форма которых расширена к низу.

Такие самодельные тиски позволяют обрабатывать более крупные детали.

Их совсем несложно изготовить самостоятельно, стоит лишь просмотреть видео и рекомендации, которые без особого труда можно найти на просторах интернета и предварительно грамотно составить чертежи.

Как разобрать и отремонтировать тиски

На днях наши старые тиски, которые отслужили нам верой и правдой не один десяток лет поломались. А поломка такая: при попытке разжать деталь, деталь остается зажатой, а вот вал тисков выкручивается.

Как оказалось, в тисках срезало штифт, который стопорил винт от выкручивания.

Тиски были разобраны и вымыты. Отверстие под штифт развернули с помощью цилиндрической развертки на новый размер и был выточен новый штифт.

Дальше я предлагаю посмотреть процесс сборки тисков, и соответственно, если просмотреть картинки с конца, то можно просмотреть последовательность разборки тисков.

Все части тисков после разборки были очищены и промыты.

Итак приступаем к сборке. Начинаем с основания:

Вымытое основание тисков

На чистое и вымытое основание тисков надвигаем главные губки:

Второй этап сборки – надвинуть губки

Губки следует продвинуть как можно левее — этим обеспечивается легкая установка планок при следующей операции:

Второй этап сборки – надвинуть губки и сдвинуть их влево

Планки установлены и приступаем с их креплению. Сначала одну планку:

Третий этап сборки тисков – устанавливаем планки

… а затем крепим и вторую планку:

Третий этап сборки тисков – устанавливаем планки

Для окончательного закрепления планок следует сдвинуть губки. На этот раз губки сдвигаем вправо:

Третий этап сборки тисков – устанавливаем планки и зажимаем их окончательно

Четвертый этап сборки тисков — это установка гайки:

Четвертый этап сборки тисков – ставим гайку

Вставляем гайку и ввинчиваем в гайку винт:

Четвертый этап сборки тисков – ставим гайку

Кстати, вот и поломанный штифт с резьбой на конце. Из-за того, что этот штифт срезало тиски пришлось ремонтировать:

Виновник поломки тисков – срезанный штифт

Продолжение сборки тисков — во второй части.

Описание

Разновидности тисков: какие выбрать приспособления для разных работ

Существует несколько типов тисков, которые классифицируют по различным параметрам. Один из главных распознавательных элементов – это тип зажимного механизма. Исходя из этого фактора, различают следующие разновидности тисков:

  • винтовые;
  • клинообразные;
  • с установленной диафрагмой;
  • эксцентричные;
  • с пневматическим устройством.

В зависимости от предназначения тиски подразделяют на такие виды:

  • столярные;
  • слесарные;
  • станочные;
  • ручные.

С учетом используемого материала данные приспособления также делятся на виды. Столярные тиски для верстака чаще всего изготавливают из дерева, а слесарные – из металла.

Тиски бывают клинообразные, винтовые, эксцентричные и с пневматическим устройством

Слесарные тиски – это самый распространенный вид рассматриваемого инструмента. Данные приспособления имеют свои подвиды, они различаются размерами, а точнее – шириной губок. Этот показатель может варьироваться от 63 до 200 мм. Маленькие тиски используют в основном для домашних целей. Их крепят при помощи нижнего винта-струбцины на маленьком станке, но чаще – на столике или обычной табуретке. Более габаритные тиски устанавливают в промышленных цехах и больших мастерских с целью обработки крупных деталей.

Тиски слесарные: цена, особенности и разновидности

Тиски для слесарных работ – необходимая деталь в любом промышленном цеху. Такое оборудование обязательно присутствует в мастерской опытного, уважающего себя мастера. При этом в зависимости от формы, вида крепления и обрабатываемого материала их подразделяют на несколько видов.

Трубные тиски используют для крепления труб либо же цилиндрических деталей.

Главное преимущество поворотных тисков заключается в возможности фиксации детали в необходимой плоскости и под нужным углом для организации рабочего процесса. С их помощью можно осуществлять обработку наиболее труднодоступных деталей и их участков. В то же время на обычных тисках такое сделать практически невозможно. Как и все установки этого типа, поворотные изделия могут быть стационарными – это верстачные столярные тиски, которые крепят на столы-верстаки. Другой подтип – тиски со встроенной струбциной для крепления к столу.

Тиски для слесарных работ являются необходимым инструментом не только в промышленном цеху, но и в домашней мастерской

Гидравлические тиски предназначены для обеспечения более надёжной фиксации особо крупных деталей. Зажим в них осуществляется под давлением сжатого воздуха. В основном такие инструменты устанавливают на крупных промышленных предприятиях. Цена столярных тисков данного типа высокая, а устройство довольно сложное, поэтому инструмент не предназначен для домашних мастерских.

Самоцентрирующиеся тиски необходимы на высокоточных производствах, то есть там, где требуется точная фиксация детали в определенном положении. Обычно строение тисков такого типа предполагает наличие подшипниковой основы.

Особенности и разновидности столярных тисков

Столярные тиски используют для обработки деталей из древесины. Такой вид работ специфический, поэтому предполагает особую конструкцию самого инструмента, отличную от устройства слесарных тисков. Наиболее часто столярные тиски изготавливают из цельной древесины, а фиксацию деталей производят при помощи деревянных губок для тисков. В связи с этим они должны быть шире, чем у слесарных тисков, кроме того, предполагают значительно большую площадь зажима.

Столярные тиски наиболее часто имеют одну основу, но с двумя направляющими. С их помощью происходит удерживание подвижной губки, что позволяет не допускать перекосов. При этом направляющие могут быть неотъемлемой частью верстака либо же сниматься при необходимости.

Столярные тиски предназначены для обработки деревянных и пластиковых заготовок

Столярные тиски также классифицируют исходя из технологии, применяемой в процессе активизации винта. По этому признаку они могут быть ручными или пневматическими. Если же в классификации учитываются особенности конструкции, то тиски подразделяются на поворотные и неповоротные.

Как уже упоминалось выше, столярные модели служат для обработки деревянных и пластиковых заготовок. Поэтому на губках вмонтированы детали из дерева, что помогает избежать следов от зажима. При фронтальном креплении устройства появляется шанс работать вертикально с фиксированными деталями.

Чем смазывать?

Чем смазать шаровую опору перед установкой? Наиболее распространены следующие варианты:

  • на литиевой основе;
  • на кальциевой основе.

Из литиевых автосмазок популярны Литол-24 и ЦИАТИМ-201. В них нефть и литиевое мыло присутствуют в разных пропорциях, различаются они также составом дополнительных добавок.

Присутствующие в Литоле-24 стабилизирующие вещества обеспечивают хорошую сохранность шарнира и небольшой расход смазки в процессе его работы. Однако эта автосмазка плохо переносит низкие температуры. ЦИАТИМ-201 стабилизирует ШО в меньшей степени, зато лучше предохраняет их от мороза, да и стоит дешевле.

Дорогостоящие литиево-кальциевые и кальциевые смазки (различные виды Shell Gadus, Grease Calcium и др.) рекомендуются при повышенных нагрузках на детали, а также при их работе в экстремальных температурных условиях.

Так какой же смазкой смазывать шаровые опоры? Это зависит от следующих факторов:

  • степени интенсивности нагрузки;
  • температуры;
  • цены.

Исходя из этих факторов, для рядового водителя, эксплуатирующего свой легковой автомобиль на асфальтовых дорогах в условиях средней полосы, лучше всего подойдут литиевые автосмазки как приемлемый компромисс цены и качества. В то время как в экстремальных условиях больше подходят кальциевые и пластичные литиево-кальцевые смазки.

Смазка для шаровых опор

Смазка шаровой опоры обычно осуществляется смазочными материалами на основе мыльного литиевого загустителя. Литиевые смазки были разработаны ещё в 1940 -х годах, производятся с 1970-х и до сих пор широко используются, благодаря своей универсальности, оптимальным средним показателям и невысокой цене. Наиболее известные пластичные смазки из этого семейства – Литол-24, ШРУС-4 и ШРБ-4. Однако технология производства смазок не стоит на месте, и современные производители выводят на рынок улучшенные смазочные материалы, разработанные с учётом новых исследований и технологий, оставляя при этом цену на доступном уровне. ООО “НПП ”Мапсол” предлагает несколько подобных продуктов, рассчитанных на применение в широком спектре узлов как автомобильной, так и другой техники. Наши смазки производятся на основе «Литола-24» с добавлением пакета присадок в разы улучшающего свойства базовой смазки. Смазка «МАПСОЛ-100» может использоваться в автомобильных узлах, работающих при температуре до +200°С, обладает хорошими антифрикционными и противоизносными свойствами, стойка к смыванию водой. Смазка для шаровых опор «МАПСОЛ-200» выдерживает более высокие температуры и предназначена для промышленных тяжелонагруженных узлов трения скольжения и качения автотранспорта.

Перед установкой шаровой опоры смазка закладывается под защитный чехол слоем 1:25 мм. Для предотвращения проворота кольца резьбовая часть смазывается слоем толщиной 0,5 мм.

Добрый день, Валентин. Как правило, возникновение скрипа связано с недостатком нужного количества смазки, в частности – под пыльником, непосредственно в самом шаровом соединении. Недостаток смазки, в свою очередь, может стать причиной повреждения пыльника. В отечественных классических автомобилях установлено две шаровые – верхняя и нижняя – но только последняя подлежит обслуживанию и оснащена специальным штуцером, посредством которого заливается смазочный материал.

Срок службы этого узла зависит от многих факторов, он варьируется от 15 до 130 тысяч км пробега. Значительно уменьшить ресурс может даже маленькая трещина, образовавшаяся на пыльнике. В результате через трещину будет попадать грязь и влага в шарнир, поэтому всегда следует диагностировать узел на предмет наличия механических повреждений.

Признаки поломки шаровой:

  • стук при езде на дороге с ямами и по бездорожью;
  • при повороте руля может проявляться скрип;
  • авто может ехать неустойчиво по прямой траектории в результате виляния колес;
  • резина на автомобиле изнашивается неравномерно.

Как определить время посева эустомы

При выращивании Эустомы необходимо, прежде всего, определиться со сроком посева семян на рассаду. Он зависит от двух факторов:

  • Вегетационный период самого растения;
  • Предполагаемое время цветения.

С момента посева семян до появления первых цветов проходит около 150 – 200 дней. Из этого следует, чтобы получить цветущую Эустому в середине лета, семена нужно посеять в январе или феврале. Однако нужно учитывать, что в зимние месяцы всходы обязательно надо будет досвечивать лампами, так как Эустоме для полноценного развития нужны ультрафиолетовые лучи. Если у вас нет такой возможности, то сажайте ранние сорта в начале весны, когда солнечный день будет увеличиваться, и растению хватит света для роста и развития.

Новости

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации