Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Виды реверберации

Неочевидный выбор

У юнитов есть несколько недостатков. Самые очевидные — размеры, вес и хрупкость. Менее очевидные — к примеру, отсутствие «хвостов» после выключения. Так что хочешь — не хочешь, а смотреть в сторону более компактных и функциональных вариантов приходится, даже если ты и обладаешь настоящим гробом с бульками. Но здесь — свои подводные камни.

Моделировать «тот самый» звук, оказывается, очень сложно. Например, drips — результат разной задержки звука на разных частотах, что оказывается головной болью производителей педалей. По сути, все популярные схемотехнические решения реализовать такого не могут.

Как же выбрать нужный спринг-реверб?

Если вы действительно фанат «того самого» грязного и сырого звука, вам в любом случае стоит попробовать реальный танк, несмотря на все его неудобства. Хотя бы ради любопытства.

Но в моем сетапе мирно уживается и реальная пружина и Topanga, и в данном случае я махнул рукой на «те самые» drips. Те же, кто не хочет отказываться от «бульков», могут попробовать Fint или Polara. Здесь выясняется, что спринг-ревер — это не менее индивидуальный эффект, чем фузз или дилей, и выбор будет определяться кучей нюансов.

Flint булькает, но звучит довольно академично, сдержанно. FRV-1 дает в целом очень похожий на юнит тембр, но не дружит с перегрузами. Что важнее — уникальный сырой тон, drips, возможность выкрутить микс на 100%? Для сцены ли берется педаль или «для дивана»? Куча факторов, которые решить можно, только послушав и сравнив.

И не будем забывать, что существенная часть людей, ищущих спринг-ревер, не нуждаются в этой аутентичности — им вполне хватает пружин, встроенных в усилители, и от педали видеть они хотят примерно того же. А некоторые педали, заявленные «сёрферскими», на деле не звучат похоже на спринг-юниты, но при этом дают собственный, очень интересный и отлично ложащийся в микс звук — как, например, уже упомянутый Surf Rider.

В этой статье упоминаются следующие педали:

  • Strymon Flint
  • Boss FRV-1
  • Catalinbread Topanga
  • Digitech Polara
  • Solid Gold FX Surf Rider
  • SubDecay Super Spring Theory

Strymon BigSky

Strymon проделали огромную подготовительную работу перед непосредственной разработкой BigSky. Инженеры компании тщательно изучили архитектуру, алгоритмы и технологии, которые были использованы в эффектах реверба за последние пять десятилетий. Кроме того, Strymon использовали свой опыт в сфере эффектов задержки и модуляции, благодаря чему в BigSky вас ждут инновационные связки реверберации с модуляционными эффектами, мультиголовочными эхо и разнообразными фильтрами. Основная задумка состояла в том, чтобы взять каждый из существующих аспектов реверберации и перенести его на уровень 21-го века. А Strymon, как известно, умеет воплощать в жизнь свои задумки.

Обзор

Эхосигнал представляет отражённую от препятствия звуковую волну. Явление реверберации состоит в суперпозиции различных эхосигналов от одного источника звука. Эффект реверберации можно наблюдать в закрытых помещениях после выключения источника звука. Художественно-эстетическое впечатление, создаваемое реверберацией, зависит от контекста звукового произведения и определяется в высших отделах головного мозга. Обычно избыточная длительность реверберации приводит к неприятной гулкости, «пустоте» помещения, а недостаточная — к резкому отрывистому звучанию, лишённому музыкальной «сочности». Искусственно создаваемая реверберация в определённых пределах способствует улучшению качества звучания, создавая ощущение приятного «резонанса» помещения.

При записи речи, пения, музыки, а также создания различных шумовых эффектов использование искусственной реверберации является составной частью общей обработки аудиосигнала. Такой вид обработки определяется как техническими условиями проведения записи, так и художественно-эстетическими задачами. Реверберацию используют для улучшения и подчёркивания художественной выразительности речи, пения, звучания отдельных музыкальных инструментов. Так, например, при записи музыкальных программ в помещении с неудовлетворительной акустикой или малого для данного состава исполнителей объёма обычно не удаётся получить необходимое соотношение между гулкостью и чёткостью звучания. В этом случае применение искусственной реверберации позволяет добиться улучшения качества звучания музыкальной программы. Аналогично, реверберация помогает создать необходимую акустическую окраску голоса или инструмента при записи вокалиста или солирующего инструмента, когда он «тонет» в звучании сопровождающего ансамбля.

С помощью реверберации можно создать эффект приближения и удаления источника звука. Для этого постепенно изменяют уровень реверберации, создавая иллюзию изменения акустического отношения, а значит, и впечатление изменения звукового плана. При озвучивании видеофильма или звуковом оформлении презентации нередко возникает потребность подчеркнуть акустическую обстановку того или иного места действия. Для этого также используют эффект реверберации.

Эффект реверберации может нести не только характер внешнего оформления, но и использоваться как средство усиления драматического действия. Известно, например, какое действие производит шёпот, записанный с большим временем реверберации. Необходимо также помнить, что на фоне музыки, записанной с реверберацией, наблюдается более чёткая разборчивость речи, чем при наложении на музыку, записанную без реверберации. Однако следует избегать чрезмерного увеличения реверберации, так как это может отразиться на чёткости звучания.

Первыми устройствами, позволявшими получить управляемый искусственный эффект реверберации, были пружинные ревербераторы.

MXR M300

Устройство обладает простым интерфейсом, состоящим из трёх ручек, высокотехнологичной аналоговой схемой и огромным 20-вольтным хэдрумом – спасибо технологии Constant Headroom – так что педаль отлично сочетается с дисторшнами, модуляцией и другими эффектами.

Музыканты имеют ряд утилитарных и творческих потребностей, которым ответит MXR Reverb. К примеру, если ваш записанный сигнал звучит скучно и плоско, MXR Reverb предаст ему ощущение пространства и атмосферности, делая звук более естественным и живым. То же самое относится и к помещениям с мёртвой акустикой – добавление небольшой реверберации поможет открыть комнату и вдохнуть жизнь в ваш сигнал. MXR Reverb также добавляет целый ряд новых возможностей по формированию тона, связывая различные элементы вашего звучания в единое целое или создавая атмосферные, нереальные пространства для ваших композиций, заставляя их оживать и дышать.

Применение

Возможности использования в любительских условиях магнитных ревербераторов весьма невелики. Это устройство было бы очень полезно использовать при записи певца поп-группы или медных духовых инструментов, чтобы добиться наполненного, сочного звучания последних. Однако его применение в значительной степени ограничивается тем, что эхо-сигналы всё-таки дискретны (нет диффузии, повторы могут быть чётко различимы на слух), а также эхо-сигналы вводятся в равных процентных отношениях и в звучание всех остальных инструментов.

Также магнитный ревербератор может применяться для речевых передач и в случаях создания эффекта от действия шумов в гулком помещении.

Связанные материалы

Модификация лампового преампа Mesa Mark…
Когда-то я был новичком в конструировании ламповых гитарных усилителей, но я очень хотел играть на…

Простой гитарный DINO DISTORTION от SLAYER…
Многие музыканты — паяльщики собирают для себя, и не только для себя различные гитарные примочки….

Предусилитель для гитарного комбика и самый дешевый комбик для дома…
С завидным постоянством на форуме в той или иной интерпретации мелькает тема о том как сделать…

Сумматор каналов на ОУ

Теория и практика….
Не раз обращал внимание на то, что радиолюбители применяют в своих схемных решениях неоправданно…

Усилитель шунта на ОУ. Помогите со схемой разобраться…
Здравствуйте, уважаемые датагорцы! Помогите пожалуйста с усилителем шунта на ОУ

Собираю источник…

Регулируемый стабилизатор напряжения с регулируемым ограничением выходного тока…
Простенькая относительно схемка, со средними параметрами, на основe транзисторoв с большим…

Драйвер на ОУ для лампового усилителя. Строим гибридный однотактник…
Предлагаю вашему вниманию концепцию построения гибридного однотактника, на разработку которого меня…

Линейные потенциометры в улучшенных регуляторах громкости и баланса…
Настоящие потенциометры ALPS (Japan) для аудио в датагорском магазине. Надеюсь, вам будет интересен…

Простейший пружинный ревербератор…
Некоторое время назад случилось мне ремонтировать гитарный комбик от дяди Феди. Ну, как…

Простой прибор для подбора пар мощных транзисторов…
Предельно простое, но удобное устройство для подбора пар кремниевых транзисторов средней и большой…

Atmel U211B — контроллер оборотов двигателя от стиралки для домашнего станка…
Моя новая датагорская статья посвящена теме о превращении электродвигателя от стиральной машины в…

Реальный безтрансформаторный ламповый усилитель для низкоомных наушников по мотивам «Лаконика»…
Безтрансформаторный ламповый усилитель для головных телефонов с максимальной возможностью…

Сборка 3-х электрощитов для коттеджа — есть все

Тройной электрический щит для дома. Есть все: резервный генератор, инвертор, реле напряжения, защита холодильника от скачков напряжения, импульсное реле, неотключаемые линии. Двухуровневая дифференциальная защита. Реализована возможность подключения слаботочного щита. Оболочки — Hager Volta — 3 шт.

Обзор сборки этих тех электрощитов.

Принцип действия

Tape Delay

Ленточный дилей Echoplex EP4

Плёночное (ленточное) эхо — используется принцип магнитофона. Исходный сигнал записывается на закольцованную магнитофонную ленту и воспроизодится блоком головок. Сделав круг, лента опять попадает на записывающую головку, которая стирает старый сигнал и записывает новый. Эффект можно регулировать с помощью изменения скорости вращения мотора лентопротяжного механизма, переключением звукоснимающих головок (если их несколько) и положением самой звуковоспроизводящей головки. Особенность этого типа — насыщение магнитной плёнки (сатурация) и детонация лентопротяжного механизма, в результате которой выходной сигнал может «плавать».

Analog Delay

Аналоговые схемы на основе ПЗС (приборов с зарядовой связью). Особенность — сигнал, проходя через элементы схемы, теряет высокочастотные составляющие. В результате чего с каждым повтором происходит «замыливание» сигнала.

Digital Delay

Цифровой дилей Ibanez DE-7

Цифровые схемы на основе АЦП-ЦАП преобразований. В результате аналого-цифрового преобразования сигнал сохраняется в памяти устройства по принципу наложения. В зависимости от типа используемой памяти информация может сохраняться без изменения или деградировать с течением времени. Для имитации аналоговых или пленочных дилеев задерженный сигнал может быть обработан фильтрами и другими эффектами.

Спринг-реверб

Пружинные ревербераторы появились несколько десятилетий назад. Это вообще одна из первых попыток создать искусственную реверберацию, однако звучит пружина вовсе не похоже на отражения, которые можно услышать в концертном зале или каньоне.
Что, впрочем, не лишает эффект шарма. «Тру-пружинный» звук обычно характеризуется яркими, довольно короткими, неравномерными хвостами и высокочастотными пиками (drips, «бульки») на атаке, возникающими из-за неравномерного распространения частот по пружине. Кроме того, реверб-юниты сильно красят сигнал своим преампом. Все эти особенности с той или иной достоверностью эмулируют такие педали, как Strymon Flint, Catalinbread Topanga или Subdecay Super Spring Theory.

Явно выраженный спринг-ревер может как украсить шумные гитарные партии на брейкапе или сделать менее скучными арпеджио на чистом звуке, так и воссоздать классическое сёрф-звучание. Или даже в чём-то заменить слэпбэк-дилей. Еще такие реверы любят многие электронные музыканты — например за их интересную реакцию на перкуссионные звуки.

Применение ревербераторов

Для большинства современных ревербераторов характерны следующие параметры:

  • Pre-dalay – задержка между прямым звуком и приходом первых, ранних отражений. Этот параметр частично влияет на определение размеров помещения, а если быть точным, то расстояния до ближайшего препятствия.

  • Early reflection. Чаще всего под этим параметром понимается вид ранних отражений. Именно этот параметр определяет тип ревербератора, plate, hall или spring. Иногда эта настройка открывает целое окно с кучей параметров, вы можете регулировать и объем камеры, форму комнаты, тип стен/потолка и т. д.

  • Decay time (Reverb time) – время затухания. Определяет длину звучания реверберационного «хвоста». Многие ревербераторы позволяют крутануть этот параметр в бесконечность, создавая причудливые практически не затухающие отражения.

Настройка ревербератора

  • Hi-Fre. Damp. – для регулировки уровня высокочастотного отклика. Колебания высокой частоты при переотражении затухают значительно быстрее, регулируя его, то есть мы можем более гибко управлять параметрами реверберации.

  • ER level – уровень ранних отражений. Правильно выбрав вид и уровень ранних отражений, а также уровень затухания высокочастотной составляющей, можно имитировать различные помещения, вплоть до материала стен.

  • Diffusion определяет размытость звучания. Увеличивая этот параметр, мы теряем разборчивость отраженного сигнала, а уменьшая – получаем обычный Delay.

  • Density – общая плотность отражений. В сочетании с другими характеризует помещение/тип ревербератора.

Одни ревербераторы имеют большее число параметров, позволяя регулировать характер звучания в широких пределах, а другие – два-три параметра, иногда неявных, например, level/type/mix со значениями от 0 до 10. Понять, что конкретно мы регулируем, в этом случае невозможно.

Такие параметры, как «уровень по входу», «уровень по выходу», «соотношение прямого и обработанного сигнала» и другие, мы рассматривать не будем. Разобраться с ними самим гораздо проще.

Пружинный ревербератор. Плюсы и минусы.

Достоинства

  • Пружинному ревербератору не нужны динамики и микрофоны, так как сигнал с пружины сразу попадает на выход. За счёт этого такие устройства намного компактнее, чем пластинчатые ревербераторы.
  • Простота конструкции. Не удивительно, что но она до сих пор используется в гитарных комбиках из-за своей дешевизны и компактности.
  • Звук в миксе с исходным сигналом напоминает естественную реверберацию, но также имеет некоторый специфичный отзвук.

Недостатки

  • Пружина воспринимает любые колебания воздуха и пола
  • Между акустической системой и пружиной существует практически неустранимая обратная связь
  • Звук имеет ярко выраженную «металлическую» окраску
  • Создание искусственной реверберации на верхних звуковых частотах часто неприятно для слуха
  • Увеличение же времени реверберации на нижних частотах ухудшает четкость и разборчивость звучания

Keeley Caverns

Caverns Delay/Reverb снабжён специальным двойным процессором цифровой обработки сигнала, разработка которого велась в секретных лабораториях Keeley Electronics, с использованием самых передовых технологий и ручного труда лучших инженеров компании. Благодаря использованию уникальной по своим характеристикам схемы двойной обработки новая педаль может похвастаться таким реалистичным уровнем звучания реверберации и чистым дилеем, которые прежде не были доступны в педалях подобного размера.

Естественно, ревер и дилэй могут быть использованы по отдельности или в пачке, что предоставляет огромный простор для отстройки звучания педали и для вашего творчества. Caverns звучит богато и насыщенно, не создаёт каких-либо шумов при работе и способна украсить любой микс. Устройство пригодится в студийных и концертных условиях, сэкономит драгоценное пространство в педалборде и удивит вас и ваших слушателей продуманностью звучания.

Солнцезащитные очки

Несколько слов о солнцезащитных очках. Некоторые люди воспринимают их как стильный аксессуар, а это неправильно. Чтобы уберечь наши глаза и сохранить зрение, необходимо пользоваться защитой от прямых ярких лучей. Прямое попадание солнечного света, особенно палящего солнца, портит кожу, сушит ее, заставляет глаза щуриться. В результате образуются мелкие морщинки вокруг глаз, а сами глаза воспаляются.


Солнцезащитные очки помогут защитить и сберечь кожу и глаза от преждевременного старения.

Что такое реверберация?

Реверберация – процесс отражения и переотражения звука от препятствий, одновременно с ослаблением силы звучания, за счет поглощения части звуковой энергии самими препятствиями.

На самом деле мы все привыкли слушать себя уже с естественной реверберацией – от стен комнаты, пола, потолка и даже от костей черепа! Звучание без таких отражений кажется нам не естественным, «сухим и безжизненным». Реверберация помогает нам ориентироваться в пространстве. Мы хоть и не летучие мыши, но тоже кое-что можем. Например, в большом помещении мы слышим долгий отклик и понимаем, что оно большое, даже с закрытыми глазами. При помощи звука может быть определена даже его форма, так как комнаты одинаковой площади, но разной формы будут давать разное соотношение ранних и поздних отражений.

С естественной реверберацией мы разобрались, вернемся к искусственной.

Шиммер

Этот тип реверберации молод относительно пружины. Первые попытки создать такой звук (а шиммер – это по сути смесь длинной реверберации и октавера) датируются появлением более или менее внятных октаверов и гармонайзеров. Например прото-шиммер (дилей с питчем) можно слышать на работах Брайана Ино в начале 80-х годов.
Сейчас звук шиммера однозначно маркируется как «космический», и его можно найти практически в любом актуальном реверб-комбайне. Может показаться странным, но звуки и даже принципы шиммера при всей кажущейся простоте сочетания «ревер+дилей+октавер» в разных педалях могут отличаться очень сильно.

КОМПОНЕНТЫ

Сигнальные конденсаторы, кроме С4, С5 и С6 я советую использовать либо бумажные (в порядке убывающего предпочтения: К40У, КБГ-И, БМТ-2 — если вам удастся найти К40У-9 с военной приёмкой, это как раз то, что надо!), либо высококачественные плёночные (К72-П6, К73-17, и.т.д.) — весьма неплохие результаты дают конденсаторы типа «orange drop» фирмы Sprague — 715P, 716P. В моей конструкции применялось ассорти из этих типов .

Конденсаторы C5 и С6 в цепи регулятора тембра, а так же конденсатор С4 я советую взять слюдяные — типа КСО (поищите в старой радиоле), или американские «silver mica». Керамические кондеры и близко к усилителю не подпускать!

Сопротивления я рекомендую взять углеродисто-плёночные, типа ВС, или если это вам более доступно — старые «сarbon composition» американские резисторы, которые широко использовались в ламповой аппаратуре 50х-60х годов. Есть и другие, элитные сорта углеродисто-плёночных резисторов для аудиофилов, но они дорогие.

Сопротивление R21 в цепи катодов ламп 6П6С — проволочное и должно рассеивать мощность как минимум 10 ватт. Мне попалось в руки 20-ваттное проволочное сопротивление типа «Brown Devil» фирмы OHMITE выпуска 1930х годов! Даже 20-ваттный резистор ощутимо нагревается за несколько минут работы усилителя, так что не скупитесь на рассеиваемую мощность. Можно использовать сопротивление типа ПЭВ-10.

Сопротивления R33 и R34 в цепи фильтра мне случайно попались прецезионные проволочные, DALE RS-5, мощностью 5 ватт. Можно использовать любые, мощностью от 3 до 5 ватт.

Конструкция усилителя предполагает довольно высокое анодное напряжение на анодах оконечных ламп — 346 вольт (напряжение снято с включенными в схему лампами — напряжение холостого хода выпрямителя составляет 416 вольт!) Это близко к предельному анодному напряжению 350 вольт, указанному в паспорте советских 6П6С. В старых усилителях Fender можно найти и не такие анодные напряжения — 400 вольт и выше — американские 6V6GT старого выпуска по видимому прекрасно это издевательство переносили. За счёт этого расширяется динамический диапазон усилителя, а на овердрайве старые «Фендеры» не фуззят а рычат! Я слыхал многочисленные жалобы американских владельцев антикварной аппаратуры, что лампы 6V6GT фирмы «Sovtek» (те же 6П6С советского выпуска, перемаркированные и проданные на Запад) более часто выходят из строя в старых усилителях производства 50х с анодными напряжениями в районе 450 вольт — и вообще, похоже, не любят таких экстремальных режимов. В старых американских 6V6GT так же отсутствует противодинатронное чёрное покрытие баллона в результате чего некоторые участки испускают красивое голубое свечение под бомбардировкой электронами (не путать со свечением попавшего в баллон газа)! Недавно по заказу фирмы «Electro-Harmonix» стали выпускаться в России лампы 6V6EH, которые, согласно рекламе, предназначены как раз для такой вот старой аппаратуры с высокими анодными напряжениями до 475 вольт! Что любопытно — без чёрного покрытия внутри баллона. У них тоже можно наблюдать голубое флюоресцентное свечение отдельных участков стекла.

В общем, какие бы лампы вы не использовали — осторожно.  Снижать
анодное напряжение я однозначно не рекомендую, чтобы не портить красивое звучание, а повышать
— попробуйте и напишите о результатах

Автоматика ворот на преобразователе частоты

Всем привет! В этой статье расскажу о системе на основе преобразователя частоты, которую я спроектировал. Если вы…

Пластинчатый, листовой ревербератор (Plate Reverb)

Пластинчатый ревербератор представляет собой металлический лист, похожий на обычно используемый в театре для создания эффекта громового удара. Разница между ними состоит в том, что если для получения «грома» лист надо встряхнуть руками, а энергия колебания при этом излучится прямо в воздух, то в пластинчатом ревербераторе применены два электроакустических преобразователя. Один из них колеблет пластину, подобно тому, как катушка громкоговорителя приводит в движение диффузор. Второй преобразователь действует на звукосниматель, превращающий механические колебания пластины в колебания электрического тока.

Виды реверберации

y http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>le=»text-align: justify;»>История развития системы искусственной реверберации прошла довольно долгий и непростой путь от эхо-камер до современных цифровых ревербераторов (об этом мы ещё поговорим подробнее). В настоящее время в меню каждого VST плагина (цифрового ревербератора) можно увидеть множество различных названий и пресетов. Но число основных алгоритмов этого эффекта не такое уж и большое. Обычно это те виды, которые имитируют различные реальные условия прослушивания. А также те, которые синтезируют различные фантастические ситуации для создания специальных эффектов.

Основные виды реверберации:

Приведём наиболее часто встречаемые виды в плагинах:

  • Hall (зал) — имитирует акустику зала. Глубокая реверберация с большим временем затухания. Субъективно как бы отдаляет источник звука от слушателя.
  • Room (комната) — реверберация небольшого помещения. Подходит для применения к акустическим инструментам в камерной атмосфере.
  • Live (Stage) — имитация живого выступления на сцене. В основном добавляется к эффектам Hall или Room. Считается, что данный тип хорошо подходит для солирующих инструментов.
  • Plate (пластина) — имитация листового ревербератора. Применяют для вокала и ударных инструментов.
  • Spring (пружина) — имитация пружинного ревербератора (пружинной электромеханической конструкции).
  • Chamber (камера) — имитация реверберации, создаваемой с помощью эхо-камеры.
  • Church (церковь); cathedral (собор) — имитация акустики различных соборов и церквей.
  • Gate Reverb — имитация только начальной стадии реверберационного процесса (обычно ранних отражений, без «хвоста»). При этом уровень этих сигналов, как положено реверберации, с течением времени уменьшается. Придает звуку некий динамичный характер и используется для ударных инструментов и, в частности, для барабанов.
  • Reverse Gate (Inverse Gate) — реверберация или её начальная стадия формируется в обратном, по времени, направлении, так что затухание заменяется нарастанием с резким обрывом в конце. Благодаря такой обработке звучание приобретает метафорический смысл. Специфичный эффект, иногда используется для вокала.

Несколько примеров взятых из VST Rverb Stereo от Waves (вид плагина изображен вверху на рисунке с названием статьи):

  1. Small Hall
  2. Medium Hall
  3. Large Hall
  4. Small Room
  5. Medium Room
  6. Large Room
  7. Small Plate
  8. Medium Plate
  9. Large Plate
  10. Bright Chamber
  11. Chuch
  12. Reverb gate
  13. Reverse reverb

Экзотические виды реверберации:

Иногда можно встретить и другие, экзотические типы эффекта:

  • White Room, Tunnel, Canyon, Basement — реверберация при искусственных условиях, которую можно найти в XG устройствах от Yamaha.
  • Panning Delay — некая раздельная стереофоничная реверберация, которая имеется в серии Sound Canvas от Roland.

Рекомендации по применению:

Следует сказать, что опыт прослушивания приводит к заключению, что существует зависимость оптимального времени реверберации от громкости прослушивания. Конечно, на практике мы не можем приспосабливать звукозапись к индивидуальным возможностям и вкусам слушателей. Но этот факт имеет значение. Поэтому при прослушивании на полную мощность акустической системы будет создаваться впечатление, что запись обладает сочной и вполне достаточной реверберацией. Но если эту же запись прослушать на обычном радиоприёмнике на средней громкости, то для подавляющего большинства слушателей реверберационная составляющая звука исчезнет. А запись (с точки зрения слушателя) будет не так как качественно звучать, как в студии.

Кроме этого очень важна и частотная зависимость времени реверберации. Как известно, низкие частоты дольше затухают, а высшие легко поглощаются и время реверберации у них значительно меньше. Поэтому, опыт звукорежиссёров показывает, что общему хорошему впечатлению от записи способствует сохранение в реверберации более высокочастотных спектральных областей. Но не переусердствуйте. А вот большое время реверберации на низких частотах придаёт звучанию излишнюю гулкость.

Всем спасибо и удачи в творчестве!

на RSS блога и следите за новыми статьями.

Электронный ревербератор

Аудиотехника

Главная  Радиолюбителю  Аудиотехника

Материал предоставлен журналом

Электронный ревербератор – это несложное и надежное устройство обработки звука или речи, с помощью которого можно придавать источнику звукового сигнала (например, фонограмме) эффект “эха” или эффект “объемного звука”.

Предусмотрена возможность регулировки задержки сигнала до 100 мс. В качестве входного источника сигнала можно использовать линейный выход звуковоспроизводящего устройства или микрофон.

Ревербератор послужит основой для самодельного усилителя-караоке! Устройство имеет небольшие габариты, малое потребление тока, простое в сборке и настройке.

Общий вид устройства показан на рис.1, схема электрическая – на рис.2.

Рис.1.

Рис.2. Принципиальная схема ревербератора

С1 = 0,47 мкФ (CERCAP, обозначение 474) С2 = 0,68 мкФ (CERCAP, обозначение 684) СЗ, С8, С12-220 мкФх16…25В (ЕСАР, 08 mm MAX) С4 = 1 мкФх16…25 В (ЕСАР, 08 mm MAX) С5 = 22 мкФх16…25 В (ЕСАР, 08 mm MAX) С6 = 39 пФ (CERCAP, обозначение 390) С7, C11, C15, С16 = 0,1 мкФ (CERCAP, обозначение 104) С9, С10, С14, С23 = 4,7 мкФх16…25 В (ЕСАР, 08 mm MAX) С13 = 5600 пФ (CERCAP, обозначение 562) С17, С18, С21 =560 пФ (CERCAP, обозначение 561) С19, С20 = 0,047 (CERCAP, обозначение 473) С22 = 0,033 (CERCAP, обозначение 333) С24, С25 = 10мкФх16…25 В (ЕСАР, 08 mm MAX) DA1 = 4558/358 (ИМС ОУ, корпус DIP-8) DA2 = 78L05 (ИМС стабилизатора 5 В, корпус ТО-92, аналог КР1170ЕН5) DA3 = НТ8970 (ИМС ревербератора, корпус DIP-16) R1, R15, R16, R20 = 10 кОм(коричневый, черный, оранжевый)R2, R4, R5, R8, R24 = 4,7 кОм (желтый, фиолетовый, красный) R3, R9 = 1 кОм (коричневый, черный, красный) R6, R10 =47 KOM (желтый, фиолетовый, оранжевый) R7 – 560 Ом (зеленый, синий, коричневый) R11, R23 = 22 кОм (подстроечный, RESTRIM) R12 – 100 кОм (коричневый, черный, желтый) R13 – 47 кОм (подстроечный, RESTRIM) R14, R19, R21,R22= 15 кОм (коричневый, зеленый, оранжевый) R17 = 12 кОм (коричневый, красный, оранжевый) R18 = 13 кОм (коричневый, оранжевый, оранжевый) Микрофон электретный Видеоразъем К 366G (RP-4) Штыревой разъем (2 контакта, 3 контакта) PLS-40 Съемная перемычка (джампер) Разъем клеммный (2 контакта) ED500V-2*5Разъем питания под корунд
  • Технические характеристики
  • Напряжение питания 9…12 В
  • Ток потребления 20 мА
  • Частотный диапазон 100…12000 Гц
  • Выходной сигнал 250 мВ (линейный выход)

Ревербератор состоит из двух объединенных блоков: блока предусилителя и блока самого ревербератора. Блок предусилителя выполнен на ОУ 4558 или 358 (DA1). Коэффициент усиления выбран около 40 дБ (определяется отношением R10/R7) в расчете работы предусилителя напрямую с микрофоном.

Если в качестве источника сигнала используется линейный выход звуковоспроизводящего оборудования (250 мВ), рекомендуется снизить коэффициент усиления до 6 дБ (резистор R7=22 кОм). Потенциометр R11 предназначен для регулировки уровня сигнала, снимаемого с предусилителя.

При использовании электретного микрофона переключатель SW1 необходимо замкнуть, а при использовании динамического микрофона – разомкнуть.

Блок ревербератора выполнен на базе специализированной ИМС НТ8970, состоящей из дельта-модулятора/демодулятора, необходимых фильтров, генератора и участка памяти емкостью 20 Кб. ИМС может работать в одном из двух режимов – “эхо” (echo) или “объемный звук” (surround).

При использовании эффекта “объемный звук” переключатель SW2 необходимо разомкнуть, а SW3 – перемкнуть джампером в положении 2-3. Или просто не устанавливать элементы С22, С23, С24, R23 и R18. Потенциометром R13 устанавливают время задержки эффекта “объемный звук”.

Напряжение питания подается на контакты Х3(+), Х4(-). Микрофон (лин. выход) подключается к контактам Х1(+), Х2(-).

Устройство имеет стандартный линейный выход (разъем ХР1 типа “тюльпан”). К нему можно подключить, например, усилитель мощности или последующий каскад обработки сигнала.

Для удобства подключения питающего напряжения и источника сигнала на плате предусмотрены посадочные места под штыревые контакты или клемм-ные винтовые зажимы.

Печатная плата и расположение элементов на ней показаны на рис.3.

Рис.3. Печатная плата и расположение элементов ревербератора

Правильно собранное устройство настройки не требует.

Ленточный, магнитный ревербератор (Tape delay)

Развитие техники звукозаписи привело к мысли, что можно применить магнитофон в качестве ревербератора в системе искусственной реверберации. Для этого нужен был магнитофон специальной конструкции. В нём должно было быть несколько воспроизводящих головок, расположенных после записывающей. Каждая из этих головок создавала эхо-сигналы с запаздыванием (delay), равным времени пробега звуконосителя от записывающей головки до воспроизводящей.

Кроме этого была и стирающая головка, которая помещалась между последней воспроизводящей и записывающей головками. Это позволило применять кольцевой звуконоситель (магнитную ленту).

Первым ревербератором такого типа был построен В. С. Казанским в 1932 году. В нём звуконоситель представлял собой кольцо из стальной ленты. Но несовершенство магнитной записи в то время не позволило использовать это устройство в практических целях.

Реверс-реверб

Технически записать звук большой комнаты и развернуть его в процессе сведения можно было и 50 лет назад (что некоторые и делали), но расцвет реверс-ревербераторов пришелся всё же на эпоху «цифры». Такие эффекты появились в рэковых процессорах в 80-е годы, причем первоначально это даже было не полноценным реверсом, а скорее «вплыванием» обычного хвоста. Классический пример использования реверс-реверберации — шугейз-группы вроде My Bloody Valentine. Звук, который сделал их популярными, находится в процессорах Alesis Midiverb II и Yamaha SPX90. Сейчас реверс-реверберацию можно найти в Walrus Audio Descent, Digitech Polara и многих других гитарных педалях.

Boss RV-6

Boss RV-6 – цифровой ревербератор от известной компании BOSS. Данная педаль позволит вам окунуться в мир реверберации, а благодаря 6 различным видам ревера не даст вам заскучать.Устройство, представленное в небольшом, но очень крепком корпусе, поможет вам раскрыть весь потенциал, заложенный в сам смысл слова “реверберация”.

Хотите сделать ваш сигнал богаче или, может быть, хотите отправиться прямиком в космос? RV-6 поможет вам в этом, ведь на её борту представлены все самые знаменитые виды реверберации. Эти эффекты можно подключать также в режиме стерео и с отдельной педалью экспрессии, что даёт почти безграничные возможности для творчества.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации