Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ?

Содержание

Как не стать жертвой мошенников при аренде квартиры

Основные ошибки при изготовлении ключа

Любой высокоточный инструмент не может быть изготовлен совсем без ошибок, так как у мастера под рукой нет ни точных разработок, ни чертежей, и всё это может привести к некорректным измерениям и поломке деталей авто впоследствии. Однако многие профессионалы имеют ответы и на этот счёт, предлагая автолюбителям ряд рекомендаций для того, чтобы минимизировать ошибки и неточности, в частности:

В качестве рычага не стоит брать мягкий металл, который может легко погнуться при нажатии, потому что усилие, приложенное к безмену, без соблюдения ортогональности не даст искомый результат, и назначение устройства будет полностью утрачено.
Не стоит выбирать дешёвый безмен, потому что точность его измерений весьма сомнительна, а пружина быстро растягивается и выходит из строя. Так, по состоянию на декабрь 2018 года, стоимость весов должна быть в районе 400-500,0 руб. Это немного по сравнению с ценой на сам динамометрический ключ — около 3-4 тыс

руб., а некачественную составляющую лучше поменять сразу.
При креплении насадки на гайку нужно учитывать, что она должна находиться перпендикулярно оси работы рычага, а в противном случае измерения не получится.
Большинство безменов обладают лишь информационной функцией и никак не ограничивают действия мастера, который может легко отвлечься и перетянуть болт, не обратив внимание на показание шкалы.

Таким образом, при использовании самоделки на мастере лежит гораздо больше ответственности, потому что прибор не может обладать теми функциями по автоматическому ослаблению усилия, как покупной аналог.

Станция техобслуживания

Самодельное устройство лучше всего применять для контроля за натяжением болтов, если возникают сомнения. При необходимости контроля затяжки на какой-либо сложной составной детали автолюбителю всё-таки следует обратиться в СТО для проведения диагностики и ремонта, не производить замену важных компонентов у себя в гараже, потому что самовольное вмешательство может стоить гораздо дороже, чем сэкономленные на ключе средства.

Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ?

Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров

С каким усилием затягивать свечи зажигания — автомастер

Как производится регулировка момента протяжки болтов ВАЗ 2109?

При необходимости проведения обтяжки ГБЦ двигателя «Девятки» важно соблюдать не только силу и степень затягивания болтов, но и другие условия. Ниже рассмотрим, как правильно протянуть ГБЦ на ВАЗ 2109

Что понадобится?

Процедура протяжки креплений после снятия и ремонта, а также при установке ГБЦ производится исключительно динамометрическим ключом.

Динамометр — инструмент, разработанный для осуществления затяжки винтов ГБЦ различных двигателей.

Помимо ключа, также потребуется штангенциркуль либо обычная линейка.

Пользователь Марат Ибатуллин снял видео, в котором наглядно показал, как выполняется задача по натяжке винтов.

Схема работы

Порядок закручивания болтов на автомобилях с двигателем инжектор или карбюратор определяется производителем и указывается в сервисной книжке к машине. По схеме процедура протягивания начинается с центральных двух болтов ГБЦ.

Закручивать болты ГБЦ нужно следующим образом:

  1. Сначала необходимо крутить винты с усилием в ньютонах 2,0 кг/см.
  2. Затем производится затяжка болтов с соблюдением момента 7,5-8,5 кг/см.
  3. После этого все винты надо подтянуть на 90 градусов.
  4. В конце производится еще один поворот каждого болта на 90 градусов.

Как осуществить натяжку винтов головки блока ВАЗ 2109 своими руками:

  1. Держатель динамометрического ключа ставится в нулевое положение. Это свидетельствует о том, что данные инструмента соответствуют моменту начальной позиции.
  2. Оцените показатели на ключе перед тем, как начать процедуру подтяжки.
  3. Теперь можно вращать держатель инструмента. При выполнении задачи следите за показаниями.
  4. Если произошло такое, что в ходе затяжки момент не изменяется, то крепление головки может поддаться растяжке. Это вполне нормально, так и должно быть. Сначала ключом винты затягиваются до 2 кг/см. Соблюдайте очередь натяжения, указанную на схеме.
  5. На следующем этапе обтяжка выполняется еще раз в такой же последовательности. Только теперь болты необходимо тянуть примерно до 8 кг/см.
  6. В конце процедуры винты надо затянуть один раз на 90 градусов по кругу, а затем еще раз на 90 градусов.

Канал RUS13 в своем ролике показал, как выполняется установка головки блока цилиндров на двигатель ВАЗ 2109 и натяжка болтов.

Правила затяжки

Какие нюансы следует учитывать при проведении этой процедуры:

Соблюдайте соответствующий момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2109.
Использовать гаечные ключи и другой инструментарий не допускается, поскольку узнать степень натяжения можно только при помощи динамометра.
Чтобы произвести натяжку, разрешается применение только рабочих винтов. Болты должны соответствовать требованиям установленного на машине силового агрегата.
Прежде чем выполнить задачу, удостоверьтесь в том, что держатели исправные.
Если головка блока цилиндров менялась или ремонтировалась, то старые болты для натяжения использовать нельзя, нужно приобрести новые. На шестнадцатиклапанных силовых агрегатах допускается повторное применение винтов для фиксации головки блока, но только в том случае, если длина деталей будет не более 9,5 см. Измерять длину винта необходимо только с шайбой. Если болты больше 9,5 см, они подлежат замене.
Если транспортное средство оснащено алюминиевой головкой, то ГБЦ фиксируется на винтах типа ТТУ

Они не подлежат подтяжке, поскольку закручиваются в резьбу с определенным градусом.
При покупке прокладки для головки блока цилиндров необходимо обратить внимание на спецификации изготовителя. Часто в них прописывается определенный коэффициент затяжки, необходимый для конкретных прокладок

Учтите, что указанный момент силы не должен намного расходиться с тем, который применяется в процессе выполнения работы .
В силовых агрегатах, оснащенных алюминиевыми головками блока цилиндров, процедура подтяжки осуществляется на холодном моторе. Что касается чугунных двигателей, то в таких ДВС выполнять подтяжку нужно на горячую.

Что это за инструмент?

Принцип работы инструмента

Полуавтоматические динамометрические ключи напоминают по форме и конструкции обычный ключ с трещоткой, который используется под торцовые головки. Единственным существенным отличием от своих «собратьев» является наличие специального храпового механизма, который дает возможность встроенной шестерне крутиться в двух направлениях.

Например, чтобы вернуть рукоятку инструмента назад после полного оборота, нужно приложить относительно небольшое усилие. А вот, чтобы затянуть гайку следует приложить немного больше усилия.

Когда достигается необходимое значение, шестеренка трещотки попросту начинает проскакивать (при этом слышен характерный звук), в результате чего гайка или болт больше не затягивается. Таким образом, исключается вероятность того, что резьба сорвется.

Динамометрические ключи со шкалой измерения прилагаемого усилия по умолчанию не обладают возможностью ограничения крутящего момента при достижении заданного значения. В данном случае этот момент необходимо контролировать самостоятельно при помощи механической или электронной цифровой измерительной шкалы.

Самодельный почти динамометрический ключ, в зависимости от конструктивного исполнения, может работать по примеру первого и второго варианта, описанных выше.

Зачем считают Ньютоны и метры

Перед тем, как приступить к изготовлению простого самодельного динамометрического ключа для затягивания болтов и гаек, необходимо будет провести некоторые расчеты. К примеру, чтобы добиться крутящего момента затяжки величиной 10 Н*м, надо приложить усилие, равное одному килограмму силы, к рычагу или плечу длиной 1 метр.

Вот только в условиях домашней мастерской или гаража метровый рычаг — не самый практичный и удобный вариант. В идеале лучше использовать плечо в пределах 20–50 см. И для того, чтобы правильно рассчитать, какое усилие необходимо приложить на рычаг для достижения требуемого момента затяжки, надо посчитать Ньютоны и метры.

Впрочем, вдаваться в дебри математических уравнений вовсе не обязательно. Нужные величины можно без проблем рассчитать в пропорциональном соотношении. То есть, если брать за основу, что для получения крутящего момента 10 Н*м, нужно приложить усилие 1 кг на метровый рычаг, то аналогично легко подсчитать, какое усилие надо будет приложить на рычаг меньшей длины.

Чем короче используемый рычаг, тем большее усилие требуется приложить для затягиваний болта или гайки — это, так сказать, аксиома. К примеру, если вместо метрового, вы используете рычаг длиной 50 см, то для получения крутящего момента 10 Н*м нужно приложить усилие, равное 2 кг.

Если вы используете рычаг длиной, например, 22 см, то усилие будет составлять уже 4,5 кг. Иными словами, нужно крутящий момент (10 Н*м) поделить на длину рычага (в данном случае — 0, 22 м) и умножить на 0,1. Используя эту простую формулу, можно без проблем рассчитать, какое конкретно усилие требуется приложить для затяжки гайки.

Купить или сделать?

В процессе выполнения ремонтных работ по обслуживанию авто практически каждый владелец транспортного средства сталкивается с тем, что необходимо закрутить болт или гайку, приложив определенное усилие, а динамометрического ключа под рукой нет. Не бежать же в магазин, чтобы купить дорогой инструмент, попользоваться им 20–30 минут и забыть на год.

Поэтому самый оптимальный вариант — изготовить самодельный динамометрический ключ для затягивания гаек и болтов. Причем можно изготовить инструмент наподобие трещотки с храповым механизмом, а также сделанный по аналогии с более простой конструкцией — с использованием обычных ручных весов.

Динамометрический ключ своими руками: устройство и принцип действия

Определение динамометрического ключа

Сегодня в специализированных магазинах можно приобрести рассматриваемый инструмент нескольких типов. Наиболее распространен стрелочный тип. Его особенности заключаются в нижеприведенных моментах:

  • Конструкция достаточно проста, что и определяет надежность.
  • На шкале указывается то, какое усилие передается во время работы.

Встречаются варианты исполнения предельного типа, которые при достижении требуемого усилия оповещают об этом сильным щелчком. Ремонт динамометрического ключа щелчкового типа своими руками достаточно сложен, поэтому многие решают изготовить подобное устройство своими руками. Домашний вариант исполнения будет обладать меньшей эффективностью, но при этом может быть проведена калибровка динамометрического ключа своими руками.

Изготовление своими руками

Домашний динамометрический ключ основан на законах физики, которые изучают еще в школе. Прикладываемая сила выражается в ньютонах на метр, а степень усилия может регулироваться в зависимости от длины рычага. Стоит учитывать, что для создания определенного усилия в разных случаях требуется различная длина рычага. Главное условие — этот показатель должен измеряться.

Среди особенностей по созданию рассматриваемого типа инструмента своими руками отметим:

  • Для измерения прикладываемой силы зачастую используется динамометр. Самодельный инструмент можно создать при использовании обычных пружинных весов с циферблатом и крючком. Рекомендуется выбирать модель с круглой школой, так как они более точные.
  • В качестве рычага в большинстве случае выбирается труба с длиной 0,5 метра и диаметром 2,5 см.
  • На обратном конце используемого рычага создается два отверстия, которые потребуются для установки импровизированного динамометра.

Подобная конструкция может использоваться для создания момента около 100 Н/м. При необходимости можно отрегулировать ключ, для чего используется несколько иная труба. Достоинством является универсально в применении, недостатком — довольно большие размеры, которые не позволяют комфортно выполнять работу в труднодоступных местах, к примеру, под капотом.

Особенности использования ключа

Все ключи, которые приобретаются в магазине, должны иметь подробную инструкцию по применению. Производитель должен указать рекомендации по настройке устройства.

Для того чтобы избежать поломки и в полной мере воспользоваться всеми преимуществами приобретаемого устройства для закручивания крепежных элементов с контролем прилагаемой силы следует уделить внимание на нижеприведенные моменты:

  1. Рекомендуется при приобретении подбирать инструмент так, чтобы требуемое усилие находилось в рекомендуемом диапазоне, ближе к середине. Есть смысл в приобретении универсального устройства, которое подойдет для решения различных задач.
  2. Довольно распространенным вопросом можно назвать то, как проверить динамометрический ключ своими руками. Подобное устройство относится к измерительным, и его следует периодически проверять, корректировать значение получаемых показателей.
  3. Если при эксплуатации превысить максимальное значение прилагаемого усилия, то велика вероятность появления неисправности. Поэтому крайне не рекомендуется превышать максимальный показатель, указываемый производителем в инструкции по применению или нанесенный на шкале измерения.
  4. Многие модели предназначены для бережного использования. Другими словами, удары и другое воздействие может стать причиной появления дефектов корпуса. Именно поэтому после каждого применения рекомендуется проводить осмотр конструкции на предмет появления неисправности. Своевременный ремонт позволяет продлить срок эксплуатации изделия.
  5. Хранить изделие следует в соответствии с рекомендациями производителя.

Что касается самодельного варианта исполнения конструкции, то она менее прихотливая в применении и хранении. Слабым звеном можно назвать весы, которые восприимчивы к ударам и другому небрежному отношению. Именно поэтому после использования самодельного ключа рекомендуется его разобрать и хранить динамометр в защитном контейнере.

Назначение

LM358 схема включения: мощный неинвертирующий усилитель

Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров

Для выполнения этой важной операции, при сборке блока цилиндров и головки, необходимо выбрать вид инструмента и подготовить: специальный динамометрический ключ трещотку, торцевую головку-насадку, а также немного моторного масла (чистого)

Рекомендуется придерживаться следующего порядка:

  1. Изучить руководство по ремонту и эксплуатации данного авто и определить, в какой очередности и с каким усилием (моментом) должен быть произведена затяжка ГБЦ;
  2. Смазать крепежные болты моторным маслом;
  3. Вставить болты в технологические отверстия и закрутить их руками;
  4. Установить на динамометрическом устройстве предельный уровень усилия, в соответствии с руководством по ремонту автомобиля;
  5. При первом подходе произвести затягивание болтов резьбового соединения, от середины и далее по схеме, не доводя усилие до максимального;
  6. На завершающем этапе каждый болт должен быть затянут «до щелчка» динамометрического ключа. Наглядный пример можно посмотреть на видеоролике.

При самостоятельном ремонте или обслуживании транспортного средства требуется использовать достаточно обширный перечень инструментов. Это во многом зависит от того, какие именно задачи необходимо выполнить автовладельцу.

Некоторые узлы собирают сравнительно грубо, то есть требуется максимально прочно затянуть соединения с расчётом на то, что в дальнейшем вы также сможете демонтировать крепёжные элементы. Здесь особой роли не играет, какое конкретно усилие будет прикладываться.

Но есть такие элементы автомобиля, где крайне важно дозировать усилия при затяжке соединительных компонентов. В противном случае это приведёт к поломкам, разгерметизации, утечкам и прочим неприятностям

Причём сильно затянутые соединения не менее опасны, чем не докрученный крепёж. И это важно понимать.

Для решения подобных задач требуется специальный динамометрический ключ. Он бывает нескольких разновидностей, что позволяет подобрать оптимальный вариант инструмента для той или иной ситуации. Если в гаражных условиях обычные автовладельцы предпочитают в основном щелчковые и стрелочные устройства, то для сотрудников автосервиса объективно лучшим решением будет электронный ключ.

Выбрав инструмент, перед началом работ придётся внимательно разобраться в том, как правильно пользоваться динамометрическим ключом. Для этого нужно знать устройство, принцип работы девайса, а также понимать разницу между видами инструментов.

Посадка черенков винограда в открытый грунт

Почва для черенков винограда должна состоять из плотного и питательного грунта. Влажный песок использовать не рекомендуют, так как его используют при проращивании винограда, а у этих черенков, которые будут высаживаться, уже есть корни. Изначально черенки лучше всего садить в емкость объемом 1-2 литра. По мере развития саженца емкость нужно увеличивать. Состав почвенной смеси: на одну часть она должна состоять из дерновой земли, на вторую часть — из перегноя. В эту смесь добавляют перлит или щебень и удобрения.

Смесь должна быть влажной. Для этого ее пропитывают водой и только после этого в нее помещают черенок винограда. Садить его необходимо под углом в 45 градусов. Сажать черенок нужно аккуратно, чтобы не повредить  корень. После того, как саженец оказался в почве, его необходимо поливать, подкармливать удобрениями и рыхлить почву. Как только температура на улице превысит отметку в 15 градусов и почва прогреется до такой же температуры, черенки можно высаживать в открытый грунт. За пересаженным виноградом уход осуществляется по той же схеме: осуществлять регулярный полив,  рыхлить почву, кормить удобрениями.

Некоторые садоводы, которые высаживают черенки винограда в открытый грунт в феврале, накрывают их пленкой, если температура воздуха опускается ниже 15 градусов и держат их так до весны. Также они не высаживают их в открытый грунт пока на черенках не появятся зеленые листочки. Чтобы закалять саженцы перед высадкой, рекомендуется часто пересаживать их в емкость побольше.

Прежде, чем высаживать черенки винограда в открытый грунт, стоит найти солнечное место, где не будет сквозняков. Правильный уход позволит вырастить хорошую лозу, которая принесет богатый урожай.

LM358 схема включения: мощный неинвертирующий усилитель

Для этой схемы коэффициент усиления по напряжению равен 10, в общем случае коэффициент усиления этой схемы равен (1+R1/R2). Коэффициент усиления по току определяется соответствующим коэффициентом транзистора VT1.

Неисправности динамометрических ключей и вопросы ремонта,

Неисправности  динамометрических  ключей  будут  рассматриваться  на  примере  моментных  ключей щелчкового типа, т.к. они  наиболее распространены в  нашей  стране.

Предельные ключи считаются исправными, если они способны выполнять свою основную функцию. Проводить затяжку болтового (гаечного) соединения с заранее установленным  моментом.

Вопрос: Как долго может работать (функционировать) динамометрический  ключ?

Ответ: Моментный ключ может функционировать пока не потерял свои потребительские свойства, то есть срабатывать — издавать звуковой сигнал при достижении установленного на нем момента в пределах допустимой погрешности принятой в РФ +- 4%  или у ряда иностранных производителей +-3%

Вопрос: Как узнать, что ключ срабатывает, когда надо?

Ответ: Читаем ГОСТ 33530-2015 (ISO 6789:2003) там все написано.

Или 1 год с момента калибровки или 5000 затяжек (что наступит быстрее). Для регулярного контроля при ответственном производстве существуют специальные приборы для контроля момента затяжки СМ СЮДА. Или кустарные методики, которые можно почерпнуть в интернете.

Если ключ эксплуатируется  правильно и  не очень интенсивно, то в нашей практике был ключ, который эксплуатировался 3 года и проходил калибровку без ремонта.

Вопрос: Что значит эксплуатировался  правильно?

Ответ: Самое важное при эксплуатации щелчковых ключей, сгонять (устанавливать) ключ, в положение минимального момента для него, после каждой рабочей смены. При не соблюдении этого требования, ключ начинает неверно срабатывать на нижнем диапазоне  уже через 2-3 суток у дешевых ключей или через 7-10 дней у ключей хорошего качества, т.к

пружина находящаяся в напряженном состоянии теряет свои свойства.  

Это правило не относится к ряду типов ключей например к DREMOMETR. Эти ключи могут храниться при любом установленном  моменте.  На работопригодность влияет, только количество срабатываний.

Вопрос:  Какие неисправности бывают у динамометрических ключей?

Ответ: Наиболее часто встречаются следующие неисправности:

  1. Поломка трещотки исполнительного привода;
  2. Поломка привода (искривление или вообще срез);
  3. Поломка или искривление корпуса ключа;
  4. Поломка визиров установки момента (разбитие, загрязнение стекла визира);
  5. Поломка механизма установки момента на ключе (у ключей, у которых нет одного предустановленного момента);
  6. Ключ неверно срабатывает при установленном  моменте;
  7. Ключ не производит щелчок (не срабатывает) ни при каком моменте.

Вопрос: Ключ неисправен, что делать?  

Ответ: Вы должны четко сформулировать ремонтной организации, что с Вашим ключом не так.

  1. Кто производитель? Многие производители не имеют сервис-центров в РФ и соответственно комплектующих для ремонта нет. Иногда (прежде всего ключи производства Китай или Тайвань, продают ремкоплекты для трещоток и все).
  2. Что сломалось? Трещотка, приводной  механизм или что-то еще. У многих производителей трещотка и приводной квадрат входят в состав ЗИП наборов. Если, что- то еще, это уже фатально – ключ можно выбрасывать, если это конечно не серьезный производитель.
  3. Ключ не прошел калибровку. Скорее всего, у него проблемы в пружиной установке механизма момента. Например, у GEDORE это не проблема. Заменили и продолжаем работу. У основной же массы щелчковых ключей, это повод их поменять, т.к. там даже конструктивно не предусмотрена их разборка.

Вопрос:  Почему динамометрические ключи выходят из строя?

Ответ: 1. Человеческий фактор. Работники забывают скрутить момент на максимальный. Роняют ключи. Используют не по назначению (были случаи, когда ключ использовали как лом, или домкрат). Неаккуратно обращаются, разбивают визиры, в исполнительный механизм попадает металлическая стружка и т.д. и т.п. Неправильно хранят — в ключ попадает вода, стружка, клей, масло и прочие посторонние субстанции.

  1. Жесткие условия эксплуатации. Ключ совершает много затяжек в смену в неудобных местах, трется и соприкасается с элементами конструкции (К нам поступали ключи, у которых элементы конструкции просто стирались, как будто их долго обрабатывали напильником). При больших моментах затяжки, затяжку часто проводят «с рывка», ГОСТом это  не запрещено, но на практике это делать не надо, т.к. при рывке значения усилия на 20-30% может превосходить номинальное установленное значение на данном ключе. При моментах выше 500 Н-м это часто приводит к поломке трещоток (на ключах где они есть около 50% ремонтных случаев) или к поломке приводного квадрата. Квалификация рабочих, очень влияет на состояние ключа. Чем выше квалификация, тем меньше поломок.

Работы на открытом воздухе всегда приводят к более быстрому выходу ключа из строя. Может попасть вода или грязь, что приводит к коррозии ключа. Работа в холодных условиях. Возможно попадание воды в механизм ключа и дальнейшее ее замораживание. Варианты поломок в холодных условиях следующие:

А) Поломка механизма установки момента.

Б) Грязь забивается в механизм срабатывания, и ключ или не срабатывает или нельзя поменять момент.

С) ключ просто  не  срабатывает.

Вывод:  Настройка ключа в мороз, должна производиться только в теплом  помещении.

  1. Недостатки конструкции, и материалы, из которых делают  ключи. Дешевые ключи делают не ремонтнопригодными, из дешевых материалов

Вопрос: Как узнать исправен или нет ключ после прохождения ремонта?

Ответ:  Вместе  с  ключом после завершения ремонта, организация проводившая ремонт обязана выдать калибровочный сертификат на этот ключ (необязательно государственного образца или из лицензированной лаборатории).

По  ГОСТ 33530-2015 (ISO 6789:2003) после ремонта механизма настройки момента ключ должен пройти калибровку. 

Выводы: 1. Покупая ключ, надо понимать, для каких целей он будет служить. Если 5-10 затяжек в месяц, то дешевые ключи подойдут, при условии, что они будут правильно эксплуатироваться и хранится. Чем более жесткие условия эксплуатации и интенсивность работ, тем более дорогой нужен ключ.

  1. Если вы собираетесь покупать ключ для жестких условий эксплуатации (большой объем затяжек, работа на улице, низкоквалифицированный персонал) то,  у поставщика обязательно должен быть сервис центр в РФ. Человеческий фактор играет важную роль в работе с динамометрическими ключами.
  2. Дешевые ключи покупаются до первой поломки. Они не ремонтопригодны.

Стоимость калибровки ключей, как правило, соизмерима с их собственной стоимостью, то есть при интенсивной эксплуатации, ключ прослужит максиму год (или 5000 затяжек).

  1. Чем менее квалифицированный в Вашей организации персонал, тем более дорогие ключи Вам необходимо покупать.

Если говорить про продукцию GEDORE, то в ремонт приходят ключи которые находятся в эксплуатации по 5-6 лет (старше пока не приходили) и  после ремонта они продолжают эксплуатацию.

LM358 схема включения: преобразователь напряжение — ток

Выходной ток этой схемы будет прямо пропорционален входному напряжению и обратно пропорционален значению сопротивления R1. I=Uвх/R, =/. Для сопротивления резистора R1 равного 1 Ом, каждый Вольт входного напряжения будет давать, один Ампер выходного напряжения.

Домашний очаг

Другие Ключи моментные

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации