Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Как московский инженер построил махолет. как московский инженер построил махолет радиоуправляемый орнитоптер

Туристам-альпинистам

Бывает, что в вашем распоряжении оказывается не просто пуховик, но целый матрас или пуховое одеяло. Не торопитесь тратить это сокровище на тривиальные подушки. Сшейте настоящий пуховый спальник!

Вообще, подойдите к вопросу творчески. Положите вещь перед собой и пристально посмотрите на неё: вдохновляет ли сей предмет верхней одежды на переделку его в нечто прекрасное? Если нет — несите на мусорку или в благотворительную организацию. Возможно, кто-то будет рад такому подарку — не жадничайте.

От Москвы до Торонто

Этих тонкостей не знали долго и до конца не понимают до сих пор. Но оказалось, что в простейшем случае это и необязательно. Еще до Второй мировой войны немецкие авиаконструкторы с успехом запускали небольшие легкие орнитоптеры, использующие для привода скрученный резиновый жгут. Увлечению ими отдал дань даже знаменитый аэродинамик Александр Липпиш, а в 1930-х Эрику фон Хольсту удалось оторвать от земли орнитоптер, на который был установлен двигатель внутреннего сгорания. Однако создать аппарат, который можно было бы рассматривать как прототип чего-нибудь полезного, способного нести хотя бы одного человека или груз, тогда так и не удалось. В 1960-х Персифаль Спенсер продемонстрировал полет «орниплана» с размахом крыльев 2,3 м и крошечным (объемом 5,7 см3) двухтактным двигателем — пилотировался он оператором, по кабелю.

Более крупный махолет взлетел лишь в начале 1980-х, когда профессор Московского авиационного института Валентин Киселев сконструировал семикилограммовый аппарат, способный самостоятельно стартовать и оставаться в полете. Со временем модель освободилась от кабеля и управлялась по радиосвязи. По следам Киселева в этой работе двигался его заокеанский коллега Джеймс Делориер. В 1991 году Делориер получил диплом Международной федерации аэронавтики за создание «первого оснащенного двигателем и дистанционно управляемого орнитоптера». В 2006 году его модель UTIAS Ornithopter No. 1 взлетела, а вскоре поднялся в воздух и пилотируемый махолет Snowbird — за 14 секунд он пролетел около 300 м на мускульной тяге пилота.

«Это не совсем честный результат, — поясняет ученик профессора Киселева, выпускник МАИ Андрей Мельник. — Я знаком с этими конструкциями, и их нельзя считать махолетами в полном понимании этого слова. Первый аппарат оснащался реактивным двигателем для создания тяги и взлета. А второй продемонстрировал еще одну важную вещь: что мускульной силы человека для машущего полета недостаточно. Даже подготовленному пилоту, спортсмену, и то удалось пролететь совсем немного».


Возвратно-поступательное движение поршней двигателя трансмиссия преобразует во вращательное движение зубчатых колес, а кривошипно-шатунная передача превращает его снова в возвратно-поступательные взмахи крыльев. Изобретатели мечтают о том, чтобы сделать эту схему эффективнее, напрямую передавая движения поршней крыльям.

Орнитоптеры в мире

Ортоптер Джеймса Делориера до установки на него реактивного двигателя, 2004 год.

Впервые в мире машущий полет осуществил и продемонстрировал прессе в 1981 г. проф. Валентин Киселев, о чём сообщалось в газетах «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец» от 6 ноября 1981 г., а затем — другие газеты и журналы в СССР и за рубежом.
Американский конструктор Пол Маккриди, знаменитый своим самолетом с мускульным приводом, перелетевшим в 1979 г. Ла-Манш, построил в 1986 году модель птерозавра с машущим крылом.
Модель запускалась с помощью катапульты, затем она планировала, включалось машущее крыло, но так, чтобы медленные движения крыла с малой амплитудой просто не мешали модели планировать.
Это была лишь внешняя имитация машущего полета.
В итоге модель была продана в Смитсоновский музей за 3 млн долларов США.

Второй проект разрабатывался американо-канадской группой, возглавляемой профессором Торонтского университета Джеймсом Делоуриером. В сентябре 1991 год им удалось продемонстрировать полёт радиоуправляемой модели весом 3,36 кг.

В 2002 году появились сообщения, что Делоуриер построил пилотируемый махолет, который никак не может взлететь. Его обсчет по опубликованным данным показал, что этот аппарат и не мог летать. Однако полет состоялся в 2006 г., но только при помощи дополнительного ракетного двигателя. Делоуриер сам не считает это осуществлением машущего полета.

В России

Летатлин (1929—1932) — орнитоптер Владимира Татлина

Внешние изображения

В России также существовал и существует интерес. Н. Е. Жуковский, изучая полеты птиц, разрабатывал свои аэродинамические теории. Значительный вклад в изучение машущего полета внесли академики М. К. Тихонравов и Г. И. Петров. Постройкой орнитоптеров в России занималась группа проф. В. А. Киселева. При хорошем финансировании и государственной поддержке лаборатория добилась значительных результатов. Было проведено большое количество экспериментов, создана аэродинамическая теория машущего полета, а также построен ряд летающих моделей с машущим крылом, наибольшая из которых была весом 12 кг.

Большой интерес к орнитоптерам наблюдался в СССР в предвоенное и послевоенное время, для этих целей на общественных началах был создан Комитет машущего полёта, в который входили тысячи гражданских активистов, из которых около пятисот — в Москве (среди которых было 6 докторов наук, около 40 кандидатов наук, 300 инженеров, 100 лётчиков). Работы велись совместно с орнитологами Института морфологии животных АН СССР под председательством члена-корреспондента АН СССР профессора В. В. Голубева.

В начале 90-х гг. в лаборатории Киселева был разработан проект пилотируемого одноместного летательного машущекрылого аппарата взлетным весом 450 кг. На проект даже была выделена часть средств, но перестройка не позволила реализовать задуманное.

Орнитоптеры в мире

Ортоптер Джеймса Делориера до установки на него реактивного двигателя, 2004 год.

Впервые в мире машущий полет осуществил и продемонстрировал прессе в 1981 г. проф. Валентин Киселев, о чём сообщалось в газетах «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец» от 6 ноября 1981 г., а затем — другие газеты и журналы в СССР и за рубежом. Американский конструктор Пол Маккриди, знаменитый своим самолетом с мускульным приводом, перелетевшим в 1979 г. Ла-Манш, построил в 1986 году модель птерозавра с машущим крылом. Модель запускалась с помощью катапульты, затем она планировала, включалось машущее крыло, но так, чтобы медленные движения крыла с малой амплитудой просто не мешали модели планировать. Это была лишь внешняя имитация машущего полета. В итоге модель была продана в Смитсоновский музей за 3 млн долларов США.

Второй проект разрабатывался американо-канадской группой, возглавляемой профессором Торонтского университета Джеймсом Делоуриером. В сентябре 1991 год им удалось продемонстрировать полёт радиоуправляемой модели весом 3,36 кг.

В 2002 году появились сообщения, что Делоуриер построил пилотируемый махолет, который никак не может взлететь. Его обсчет по опубликованным данным показал, что этот аппарат и не мог летать. Однако полет состоялся в 2006 г., но только при помощи дополнительного ракетного двигателя. Делоуриер сам не считает это осуществлением машущего полета.

В России

Летатлин (1929—1932) — орнитоптер Владимира Татлина

Внешние изображения

Орнитоптер ветерана ВОВ из Москвы, бывшего пилота истребителя Дмитрия Ильина (1960) с двигателем мощностью в три лошадиные силы.

В России также существовал и существует интерес. Н. Е. Жуковский, изучая полеты птиц, разрабатывал свои аэродинамические теории. Значительный вклад в изучение машущего полета внесли академики М. К. Тихонравов и Г. И. Петров. Постройкой орнитоптеров в России занималась группа проф. В. А. Киселева. При хорошем финансировании и государственной поддержке лаборатория добилась значительных результатов. Было проведено большое количество экспериментов, создана аэродинамическая теория машущего полета, а также построен ряд летающих моделей с машущим крылом, наибольшая из которых была весом 12 кг.

Большой интерес к орнитоптерам наблюдался в СССР в предвоенное и послевоенное время, для этих целей на общественных началах был создан Комитет машущего полёта, в который входили тысячи гражданских активистов, из которых около пятисот — в Москве (среди которых было 6 докторов наук, около 40 кандидатов наук, 300 инженеров, 100 лётчиков). Работы велись совместно с орнитологами Института морфологии животных АН СССР под председательством члена-корреспондента АН СССР профессора В. В. Голубева.

В начале 90-х гг. в лаборатории Киселева был разработан проект пилотируемого одноместного летательного машущекрылого аппарата взлетным весом 450 кг. На проект даже была выделена часть средств, но перестройка не позволила реализовать задуманное.

> См. также

  • Мускулолёт
  • Икар

Примечания

  1. , с. 1.
  2. ↑ , с. 330.
  3. , с. 5.
  4. ↑ , с. 87—90.
  5. , с. 31.
  6. , с. 3.
  7. , с. 112.
  8. , с. 91.
  9. , с. 27—29.
  10. ↑ , с. 120.
  11. Экономов Л. А. Поиски крыльев: Записки Волгарева. — М.: Знание, 1969. — С. 270 — 384 с. — (Жизнь замечательных идей. Вып. 1) — Тираж 150 тыс.

От птицы до насекомого

Причина многочисленных неудач понятна: саму сущность полета в те годы представляли достаточно смутно. Подъемную силу птицам дает не опора на воздух, а особый контур профиля крыла. Разделяя набегающий поток надвое, он заставляет воздух над верхней кромкой двигаться быстрее, чем над нижней. По закону Бернулли, давление будет выше в области с более медленным потоком. Возникающая разница между давлением под крылом и над ним создает подъемную силу. Но стоит начать махать крыльями — и эта ясная картина полностью меняется.

Известная поговорка гласит, что «по законам аэродинамики шмели вообще не могут летать». В принципе, это справедливо: с точки зрения классической аэродинамики насекомые и их крылья — это нечто несусветное. Даже в теории они неспособны создать подъемную силу и тягу, необходимые для полета, — если только мы не перейдем от классической аэродинамики планера к новой, нестационарной. Здесь все иначе: турбулентные завихрения, с которыми конструкторы самолетов борются не покладая рук, становятся ключом к полету и шмеля, и его родственников.

Крупные птицы используют взмахи лишь изредка — например, когда необходимо затормозиться для посадки или взлететь. Эти взмахи плюс движения ног позволяют им получить направленную вперед тягу, для того чтобы в действие вступила подъемная сила крыла. Насекомые же машут крыльями постоянно, причем по особой траектории, скорее вперед-назад, чем вверх-вниз. В сочетании с гибкостью крыльев и достаточной частотой взмахов это создает у их передней кромки турбулентные завихрения, которые «сбрасываются» с края крыла в верхней и нижней точках. Они и создают достаточную для полета шмеля подъемную силу и тягу.

Меняя скорость первой и второй фаз движения, насекомое контролирует направление этих сил, маневрируя в воздухе. И даже щетинки, бугры и неровности на поверхности крыла — отличие от обтекаемого крыла самолета — работают на образование турбулентных вихрей.

Орнитоптеры в мире

Ортоптер Джеймса Делориера до установки на него реактивного двигателя, 2004 год.

Впервые в мире машущий полет осуществил и продемонстрировал прессе в 1981 г. проф. Валентин Киселев, о чём сообщалось в газетах «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец» от 6 ноября 1981 г., а затем — другие газеты и журналы в СССР и за рубежом.
Американский конструктор Пол Маккриди, знаменитый своим самолетом с мускульным приводом, перелетевшим в 1979 г. Ла-Манш, построил в 1986 году модель птерозавра с машущим крылом.
Модель запускалась с помощью катапульты, затем она планировала, включалось машущее крыло, но так, чтобы медленные движения крыла с малой амплитудой просто не мешали модели планировать.
Это была лишь внешняя имитация машущего полета.
В итоге модель была продана в Смитсоновский музей за 3 млн долларов США.

Второй проект разрабатывался американо-канадской группой, возглавляемой профессором Торонтского университета Джеймсом Делоуриером. В сентябре 1991 год им удалось продемонстрировать полёт радиоуправляемой модели весом 3,36 кг.

В 2002 году появились сообщения, что Делоуриер построил пилотируемый махолет, который никак не может взлететь. Его обсчет по опубликованным данным показал, что этот аппарат и не мог летать. Однако полет состоялся в 2006 г., но только при помощи дополнительного ракетного двигателя. Делоуриер сам не считает это осуществлением машущего полета.

В России

Летатлин (1929—1932) — орнитоптер Владимира Татлина

Внешние изображения

В России также существовал и существует интерес. Н. Е. Жуковский, изучая полеты птиц, разрабатывал свои аэродинамические теории. Значительный вклад в изучение машущего полета внесли академики М. К. Тихонравов и Г. И. Петров. Постройкой орнитоптеров в России занималась группа проф. В. А. Киселева. При хорошем финансировании и государственной поддержке лаборатория добилась значительных результатов. Было проведено большое количество экспериментов, создана аэродинамическая теория машущего полета, а также построен ряд летающих моделей с машущим крылом, наибольшая из которых была весом 12 кг.

Большой интерес к орнитоптерам наблюдался в СССР в предвоенное и послевоенное время, для этих целей на общественных началах был создан Комитет машущего полёта, в который входили тысячи гражданских активистов, из которых около пятисот — в Москве (среди которых было 6 докторов наук, около 40 кандидатов наук, 300 инженеров, 100 лётчиков). Работы велись совместно с орнитологами Института морфологии животных АН СССР под председательством члена-корреспондента АН СССР профессора В. В. Голубева.

В начале 90-х гг. в лаборатории Киселева был разработан проект пилотируемого одноместного летательного машущекрылого аппарата взлетным весом 450 кг. На проект даже была выделена часть средств, но перестройка не позволила реализовать задуманное.

Подсак, багорик, липгрип

См. также

  • Мускулолёт
  • Икар

От практики до теории

Первый полет махолета состоялся в 2012 году, когда аппарат, еще почти неуправляемый, пролетел около 100 м. Его жесткие композитные крылья приводились в движение небольшим двигателем с кривошипно-шатунной передачей. А спустя еще полгода усовершенствованная 29-килограммовая версия оставалась в воздухе уже столько времени, на сколько хватало полулитрового топливного бака — 10−15 минут. На свой махолет разработчики оформили патент РФ № 2488525.


Передние и задние крылья орнитоптера машут в противофазе. Это резко снижает колебания аппарата в полете и нагрузки, возникающие под действием инерции движущихся крыльев.

«Помимо прочего, мы столкнулись еще и с проблемой управления, — продолжает Андрей Мельник. — По вертикали махолет отклонялся и управлялся надежно, с помощью рулей высоты на хвостовом оперении. А вот чтобы менять курс еще и по горизонтали, нам пришлось установить на крыльях дополнительные законцовки. Меняя их положение, стало возможным полностью управлять аппаратом в полете, по радиоканалу».

Надо сказать, что вертикально махолет все-таки не взлетает, хотя для разбега ему требуется очень короткая полоса. Всего 5−10 м — и он уходит в отрыв. Эту цифру можно еще уменьшить, однако для создания настоящей полноразмерной модели конструкцию придется серьезно усовершенствовать. По словам Андрея Мельника, прежде всего требуется отказаться от кривошипно-шатунного механизма, не слишком удачного для создания машущих движений крыльями. Он порождает слишком опасные инерционные силы, которые особенно велики в верхней и нижней «мертвых точках» колебания. «Если мы возьмем другой привод, который способен накапливать энергию последних фаз движения и затем использовать ее для движения в обратном направлении, то он будет гораздо эффективнее, — говорит конструктор. — Это может быть, например, пневматический механизм, такие задумки у нас есть».

«Хуже всего то, что мы так и не понимаем в точности, как же он летает, — продолжает Андрей Мельник. — И по образованию, и по навыкам мы — практики, конструкторы, а не теоретики, не ученые. Но мы точно можем сказать, что обычные теоретические модели для махолета не подходят, и наши испытания это подтвердили. В частности, коэффициент подъемной силы у нас оказался в разы больше, чем у типичного самолетного крыла. Почему? Надеюсь, кто-нибудь разберется». Быть может, все действительно произойдет в обратном порядке: выяснив, как летает махолет, мы, наконец, разберемся и в машущем полете птиц и насекомых.

Статья «От мечты» опубликована в журнале «Популярная механика»
(№12, Декабрь 2015).

Описание

Самец Орнитоптеры королевы Александры (Ornithoptera alexandrae)

Орнитоптеры отличаются большими размерами (максимальная длина тела бабочек — до 8 см, размах крыльев — до 28 см), яркой, контрастной окраской (различные сочетания зелёного, жёлтого, чёрного, белого, иногда синего и оранжевого цветов), а также узкой ланцетовидной формой передних крыльев.
Передние крылья крупнее задних.
Значение больших передних крыльев точно не выяснено, согласно некоторым теориям большие крылья самца привлекают самок, а также свидетельствуют о его хорошей форме.
Существуют также предположения, что крупные крылья участвуют в процессе терморегуляции, или же улучшают аэродинамические характеристики.

Половой диморфизм ярко выражен только у представителей рода Ornithoptera, самки заметно крупнее и имеют менее красочную окраску.
Самцы и самки рода Troides часто похожи, окраска крыльев от чёрного до коричневого.
Не все виды орнитоптер имеют хвостики на задних крыльях, которые характерны для семейства парусников.

Изготовление утки из пенополистирола

Из пенопласта высокой плотности вырезают фигуру утки – голову, хвост, лапы. Детали можно сделать также по отдельности и в дальнейшем склеить их. В туловище извлекают крошку, а в боковинах проделывают отверстия для стержня.

В полость устанавливают текстолитовую платформу со всей начинкой. Позади изделия вырезают выемку для батареи. Надо делать углубления по форме деталей, чтобы они в процессе работы не смещались. По возможности элементы приклеивают или фиксируют болтами к пенопласту. В конце самоделку реалистично окрашивают, чтобы она была похожа на утку.

Электронные микросхемы, батарею, мотор и переключатель соединяют проводами путем пайки. Пульт должен выполнять хотя бы включение и выключение махокрыла, а вращения крыльев можно регулировать вручную переключением режима скорости. Не стоит сразу же идти на охоту на уток, поскольку искусственную приманку надо проверить и после этого заниматься промыслом.

Литература

  • Hirotaka Matsuka, Natural History of Birdwing Butterflies. Matsuka Printing Co. 2001
  • d’Abrera, Bernard. (1975). Birdwing Butterflies of the World Hill House Publishers ISBN 0947352422
  • Л. В. Каабак, А. В. Сочивко. Бабочки мира / Г. Вильчек. — 1-е. — Москва: Аванта+, 2003. — С. 84-86. — 184 с. — (Самые красивые и знаменитые). — 10 000 экз. — ISBN 5-94623-008-5, ISBN 5-98986-071-4..
  • Parsons, M.J. (1996). A phylogenetic reappraisal of the birdwing genus Ornithoptera (Lepidoptera: Papilionidae: Troidini) and a new theory of its evolution in relation to Gondwanan vicariance biogeography Journal of Natural History Volume 30, Issue 11:1707-1736
  • Haugum, Jan; & Low, A. M. (1978). A Monograph of the Birdwing Butterflies. Volume 1, Part 1. Introduction, Ornithoptera (Aetheoptera)., Klampenborg, Denmark, Scandinavian Science Press 1(1)
  • Haugum, Jan; & Low, A. M. (1979). A Monograph of the Birdwing Butterflies. Volume 1, Part 2. Ornithoptera (Ornithoptera)., Klampenborg, Denmark, Scandinavian Science Press 1(2)
  • Haugum, Jan; & Low, A. M. (1980). A Monograph of the Birdwing Butterflies. Volume 1, Part 3. Ornithoptera (Schoenbergia)., Klampenborg, Denmark, Scandinavian Science Press 1(3)
  • Haugum, Jan; & Low, A. M. (1981). A Monograph of the Birdwing Butterflies. Volume 2, Part 1. Trogonoptera & Ripponia., Klampenborg, Denmark, Scandinavian Science Press 2(1)
  • Haugum, Jan; & Low, A. M. (1982). A Monograph of the Birdwing Butterflies. Volume 2, Part 2. Troides; amphrysus & haliphron groups., Klampenborg, Denmark, Scandinavian Science Press 2(2)
  • Haugum, Jan; & Low, A. M. (1983). A Monograph of the Birdwing Butterflies. Volume 2, Part 3. Troides; helena and aeacus groups., Klampenborg, Denmark, Scandinavian Science Press 2(3)
  • Kiyotaro Kondo, Tsutomu Shinkawa & Hirotaka Matsuka. (2003). Molecular systematics of birdwing butterflies (Papilionidae) inferred from mitochondrial ND5 gene Journal of the Lepidopterists’ Society 57:17-24

Описание

Самец Орнитоптеры королевы Александры (Ornithoptera alexandrae)

Орнитоптеры отличаются большими размерами (максимальная длина тела бабочек — до 8 см, размах крыльев — до 28 см), яркой, контрастной окраской (различные сочетания зелёного, жёлтого, чёрного, белого, иногда синего и оранжевого цветов), а также узкой ланцетовидной формой передних крыльев.
Передние крылья крупнее задних.
Значение больших передних крыльев точно не выяснено, согласно некоторым теориям большие крылья самца привлекают самок, а также свидетельствуют о его хорошей форме.
Существуют также предположения, что крупные крылья участвуют в процессе терморегуляции, или же улучшают аэродинамические характеристики.

Половой диморфизм ярко выражен только у представителей рода Ornithoptera, самки заметно крупнее и имеют менее красочную окраску.
Самцы и самки рода Troides часто похожи, окраска крыльев от чёрного до коричневого.
Не все виды орнитоптер имеют хвостики на задних крыльях, которые характерны для семейства парусников.

Сборка вращающихся крыльев

Двигатель устанавливают на текстолитовую платформу и закрепляют болтами и гайками. На краю мотора, где выступает стержень, приделывают маленькое колесо с выемкой посередине. Вырезают 2 треугольных элемента из текстолита и приклеивают их по бокам в передней части платформы. По краям приклеенных запчастей сверлом мелкого сечения просверливают отверстия и дополнительно фиксируют болтами и гайками.

В держателях для мохокрыла вырезают дыры по диаметру используемых круглых подшипников, которые приклеивают быстросохнущим клеем. К стержню перпендикулярно колесу на моторе приваривают круглый элемент большего диаметра шириной 5 мм. На обе детали надевают прочную резинку. Стальной стержень с собранной конструкцией устанавливают в подшипники.

Крылья на махокрыл своими руками вырезают из поликарбоната по форме бумеранга и в них делают отверстия для болтов. На каждом конце оси просверливают по 2-3 отверстия. Изделие прикладывают так, чтобы дыры совпали и прикручивают гайками с шайбами и болтами. Крепежи промазывают герметиком. Поверхность красят акриловыми красками так, чтобы окрас искусственных крыльев был как настоящий.

Цена липгрипа

Цены зависят от размера инструмента, качества и производителя. Также от материала корпуса: пластиковый стоит дешевле, чем металлический.

Самый недорогой пластиковый лип грип стоит от 130 руб, из металла от 200 рублей. Его можно купить на Алиэкспресс. Более дорогие и качественные модели стоят 1000-1500 руб. Модели дороже имеют встроенные аксессуары: рулетку и весы.


Фото: Захват Flagman Lip Grip Aluminum 17 см. Цена от 1500 руб.

Липгрип — современная альтернатива, которая с успехом может заменить подсак. С ним процесс вытаскивания рыбы и освобождения её от крючков станет гораздо комфортнее. Попробуйте его в действии и решите сами, нужен ли он вам или нет.

Систематика

Род орнитоптеры (Ornithoptera)

Ornithoptera euphorion

Troides staudingeri

Трогоноптера Брука (Trogonoptera brookiana)

  • Ornithoptera aesacus
  • Орнитоптера королевы Александры (Ornithoptera alexandrae)
  • Орнитоптера химера (Ornithoptera chimaera)
  • Орнитоптера крез (Ornithoptera croesus)
  • Ornithoptera euphorion
  • Орнитоптера голиаф (Ornithoptera goliath)
  • Ornithoptera meridionalis
  • Орнитоптера райская (Ornithoptera paradisea)
  • Орнитоптера приам (Ornithoptera priamus)
  • Ornithoptera richmondia
  • Орнитоптера Ротшильда (Ornithoptera rothschildi)
  • Орнитоптера тифон (Ornithoptera tithonus)
  • Орнитоптера королевы Виктории (Ornithoptera victoriae)

Род Troides

Troides plato

Ornithoptera priamus

  • Troides aeacus
  • Troides amphrysus
  • Troides andromache
  • Troides criton
  • Troides cuneifera
  • Troides darsius
  • Troides dohertyi
  • Troides haliphron
  • Troides helena
  • Troides hypolitus
  • Troides magellanus
  • Troides minos
  • Troides miranda
  • Troides oblongomaculatus
  • Troides plateni
  • Troides plato
  • Troides prattorum
  • Troides rhadamantus
  • Troides riedeli
  • Troides staudingeri
  • Troides vandepolli

Гибриды

Известны следующие природные гибриды:

  • Ornithoptera allotei (O. victoriae x O. priamus urvillianus) Rothschild, 1914
  • Ornithoptera akakeae (O. rothschildi x O. priamus poseidon) Kobayashi & Koiwaya, 1978
  • Troides mixtum (T. prattorum x T. oblongomaculatus bouruensis) Joicey & Talbot, 1923 Остров Буру
  • Troides noname (T. oblongomaculatus x O. priamus)

Орнитоптеры в мире

Ортоптер Джеймса Делориера до установки на него реактивного двигателя, 2004 год.

Впервые в мире машущий полет осуществил и продемонстрировал прессе в 1981 г. проф. Валентин Киселев, о чём сообщалось в газетах «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец» от 6 ноября 1981 г., а затем — другие газеты и журналы в СССР и за рубежом.
Американский конструктор Пол Маккриди, знаменитый своим самолетом с мускульным приводом, перелетевшим в 1979 г. Ла-Манш, построил в 1986 году модель птерозавра с машущим крылом.
Модель запускалась с помощью катапульты, затем она планировала, включалось машущее крыло, но так, чтобы медленные движения крыла с малой амплитудой просто не мешали модели планировать.
Это была лишь внешняя имитация машущего полета.
В итоге модель была продана в Смитсоновский музей за 3 млн долларов США.

Второй проект разрабатывался американо-канадской группой, возглавляемой профессором Торонтского университета Джеймсом Делоуриером. В сентябре 1991 год им удалось продемонстрировать полёт радиоуправляемой модели весом 3,36 кг.

В 2002 году появились сообщения, что Делоуриер построил пилотируемый махолет, который никак не может взлететь. Его обсчет по опубликованным данным показал, что этот аппарат и не мог летать. Однако полет состоялся в 2006 г., но только при помощи дополнительного ракетного двигателя. Делоуриер сам не считает это осуществлением машущего полета.

В России

Летатлин (1929—1932) — орнитоптер Владимира Татлина

Внешние изображения

В России также существовал и существует интерес. Н. Е. Жуковский, изучая полеты птиц, разрабатывал свои аэродинамические теории. Значительный вклад в изучение машущего полета внесли академики М. К. Тихонравов и Г. И. Петров. Постройкой орнитоптеров в России занималась группа проф. В. А. Киселева. При хорошем финансировании и государственной поддержке лаборатория добилась значительных результатов. Было проведено большое количество экспериментов, создана аэродинамическая теория машущего полета, а также построен ряд летающих моделей с машущим крылом, наибольшая из которых была весом 12 кг.

Большой интерес к орнитоптерам наблюдался в СССР в предвоенное и послевоенное время, для этих целей на общественных началах был создан Комитет машущего полёта, в который входили тысячи гражданских активистов, из которых около пятисот — в Москве (среди которых было 6 докторов наук, около 40 кандидатов наук, 300 инженеров, 100 лётчиков). Работы велись совместно с орнитологами Института морфологии животных АН СССР под председательством члена-корреспондента АН СССР профессора В. В. Голубева.

В начале 90-х гг. в лаборатории Киселева был разработан проект пилотируемого одноместного летательного машущекрылого аппарата взлетным весом 450 кг. На проект даже была выделена часть средств, но перестройка не позволила реализовать задуманное.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации