Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

Детская комната по системе монтессори: как развить в ребёнке самостоятельность?

Видео по теме статьи

Как и детей, вариантов декорирования досок очень много. Каждый родитель делает бизиборд, основываясь на предпочтения своего ребенка, на то какие игрушки ему нравятся и какие вещи любит. Ничто не ограничивает фантазию автора работы. При желании на доске можно изобразить героев мультиков, которые будут помогать освоить новое пространство.

Ниже мы представляем Вашему вниманию несколько ознакомительных видео по теме. Приятного просмотра!

Преимущества методики Монтессори

Основное внимание уделяется ключевым этапам развития. Детям предоставляется возможность практиковать определенные навыки в определенные моменты развития, чтобы помочь им полностью раскрыть свой потенциал.
Это очень индивидуальная и ориентированная на ребенка методика

В классе Монтессори все материалы находятся в пределах досягаемости ребенка, что позволяет ему решать, над чем работать каждый день. Это позволяет детям учиться в своем собственном темпе, а также позволяет учителю наблюдать за интересами и способностями каждого отдельного ребенка для проведения индивидуальных занятий.
Методика помогает развивать самодисциплину. Классы Монтессори ориентированы на детей, что учит детей тому, как эффективно распоряжаться своим временем, а также помогает развивать другие навыки, такие как самоконтроль и само-мотивация.
Это поощряет сотрудничество со сверстниками. Классные комнаты Монтессори разделены на условные возрастные группы, и детям рекомендуется работать совместно. Это позволяет им учиться у своих сверстников и дает возможность обучать собственным навыкам других детей.

Клумба из многолетних растений

Схема цветника: 1 — сирень сортовая; 2 — бузина черная; 3 — лох серебристый; 4 — лабазник красный; 5 — валериана лекарственная; 6 — табак лесной; 7 — василистник водосборолистный; 8 — табак душистый; 9 — гвоздика турецкая.

Опытные дачники, профессиональные флористы и ландшафтные дизайнеры советуют останавливать свой выбор при организации цветочных клумб на многолетних цветущих растениях. Объясняют это в первую очередь тем, что именно эти цветы способны радовать глаз видящих их людей в течение практически всего дачного сезона. Только предположите, что ваша клумба будет усыпана мелкими сине-розовыми цветочками в тот момент, когда снег сошел еще не со всей территории участка, а крупные шары георгинов будут светиться поздней осенью даже под слоем выпавшего в первый раз снега.

Да и процесс адаптации к новой местности происходит у данного рода растений значительно быстрее, нежели у однолетников: они довольно быстро приживаются и не менее быстро вырастают. Хотя цветники могут состоять и из разного рода растений.

Занятие по программе Монтессори в детском саду

Педагогический процесс в монтессори-группе начинается с проведения «дидактического круга». Монтессори-круг — это коллективное занятие, направленное на поддержание общего ритма группы

Круг проводится ежедневно в одно и то же время, что важно для восприимчивости младших дошкольников к упорядоченности временных отношений. Длительность такого занятия составляет 15–20 минут и имеет чёткую структуру:

  • Движение по линии. Дети завершают свои занятия, становятся в круг, начинают движение по линии — она может быть отмечена наклейками или цветным скотчем на ковре. Фоном возможно включение аудиозаписи: спокойной инструментальной мелодии, отрывка из классического произведения. Движение по линии сопровождается плавными движениями, выполнением дыхательной гимнастики.
  • «Урок тишины». Этот термин введён самой Марией Монтессори и предполагает развитие у детей способности контролировать своё состояние и прислушиваться к движениям окружающего мира. Для урока тишины существует множество упражнений. Простые: сесть так, как сидит педагог, приложить руку к сердцу, закрыть глаза и обратить внутренний взор на своё состояние. Упражнения для урока тишины могут быть направлены на способность устанавливать зрительный контакт. Пример, упражнение «Договоримся глазами»: дети смотрят на педагога, который держит мячик, педагог выбирает одного из воспитанников и, когда зрительный контакт с ним устанавливается, катит мяч в его сторону.
  • Фронтальное упражнение. Часто это ритмические упражнения под музыку (с колокольчиками, погремушками, бубнами) или с мячиком. Если круг имеет двигательную направленность, коллективное упражнение заключается в исполнении хоровода или другого танца, выполнении пальчиковой гимнастики. Познавательный круг предполагает показ презентации, обсуждение образовательной темы недели.
  • Коммуникативная игра («Я начну, а ты продолжи», «Назови противоположное» и др.), разучивание стихотворения или песенки, ритмопластика. На этом этапе развиваются речевые способности детей.

Круг Монтессори — уникальная форма взаимодействия в образовательном процессе, в которой воспитанники ощущают своё равенство и испытывают чувство единства

Видео: круг Монтессори

Watch this video on YouTube

После проведения круга педагог сообщает или напоминает образовательную тему (она находит отражение во всех формах деятельности в течение 1–3 недель), дети по очереди покидают круг и выбирают материалы для свободных занятий. Самостоятельная деятельность заканчивается «рефлексивным кругом». В нём сохраняется движение по линии, может присутствовать «урок тишины», а обязательный элемент — высказывание впечатлений от занятий с монтессори-материалом. Дети по очереди делятся эмоциями и той информацией, которую им удалось узнать сегодня. В конце завершающего круга воспитатель благодарит детей за проделанную работу.

Круг — ежедневная коллективная форма работы в монтессори-группе

Готовим пространство для игр

Конечно, идеальный вариант, когда у ребёнка есть своя комната. Но при грамотном подходе, можно удовлетворить все условия метода и в однокомнатной квартире.

Методика Монтессори для детей диктует главное условие в оформлении игрового пространства — обеспечение ребёнку возможности действовать там самостоятельно. Малыш не должен через каждые пять минут звать взрослого, чтобы тот помог достать какую-то игрушку. Всё в зоне игр расположено в свободной досягаемости

Очень важно при этом научить ребёнка соблюдать порядок. Поиграв с одним материалом, он должен сам отнести его на место и только потом брать следующий

Это обязательное условие, которым нельзя пренебрегать.

Игрушек в зоне для игр не должно быть много и все они обязательно сортируются по блокам: развивающие мелкую моторику, обучающие азам математики, предназначенные для творчества и так далее. Ребёнок, двигаясь к определённой полке или коробке, возможно, ещё не уверен в том, какую именно игрушку возьмёт, но чётко знает, какой род занятий ему сейчас интересен.

Тщательно следите за тем, чтобы материалы соответствовали возрасту. Например, переходить к пирамидке из 7 элементов нужно только тогда, когда 5 малыш складывает буквально с закрытыми глазами.

Хорошо, когда в детской комнате есть все атрибуты взрослой жизни в миниатюре. Зеркало в рост малыша, стол и стул, шкаф с маленькими тремпелями, может быть, игрушечная кухня. Такие условия в игровой зоне будут побуждать ребёнка к познанию. Ведь в обычном мире ему никак не достать вещи из взрослого шкафа, не дотянуться до выключателя, не взять книгу с высокой полки. Невыполнимые задачи отбивают всё желание учиться.

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Сортировка

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Зонирование

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Комплектование

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори

Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.

Принцип системы Монтессори

Задача родителей и педагогов — создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.

Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори — помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать

Какие бывают и на что направлены

В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:

  • Математические, направленные на развитие умственных способностей.
  • Языковые для развития навыков общения и познания.
  • Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
  • Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
  • Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.

Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.

Принципы работы с дидактическим материалом:

Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый

Он может самостоятельно применять знания.
Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.

Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику

Дидактические элементы

Шероховатые таблички

Система Монтессори предусматривает тщательное развитие тактильных способностей ребенка

Чувствительность рук, пальцев, возможность ощутить все богатство осязания и передать это словами – очень важно для ребенка, которому больше года

Для создания этой игрушки необходимо наклеить на плотный ватман несколько кусочков разных материалов: наждачной бумаги, меха, войлока, велюра, рубчатой и гладкой ткани. С закрытыми глазами ребенок должен, во-первых, угадать, что касается его рук, во-вторых, описать свои ощущения. Чем больше он для этого использует эпитетов, тем лучше. Чем богаче палитра ощущений – тем лучше! Итак, как мы видим, сделать своими руками развивающие игрушки совсем нетрудно.

Принципы педагогики Монтессори, которых следует придерживаться при обустройстве детской

1. Свобода перемещения и простота. Детскую стоит оформить в минималистском ключе. Чем проще будут отделка, мебель и декор — тем лучше. Нужно уберечь органы чувств ребенка от излишней нагрузки. Помещение должно быть достаточно просторным. Необходимо оставить свободное пространство для обучения и игр. Поэтому из мебели стоит приобрести только самое необходимое.

2. Организованность. Хаос, избыток вещей и беспорядок (не только физический, но и визуальный) утомляют ребенка, мешают ему свободно мыслить и учиться. Необходимо организовать интерьер так, чтобы поддерживать порядок в комнате было легко и просто. У каждой вещи должно быть свое место.

3. Красота. Помещение должно быть минималистичным, но не пустым и не безжизненным. Эстетическая составляющая очень важна. Во-первых, необходимо формировать у ребенка чувство прекрасного. Во-вторых, красивые вещи привлекают детей, стимулируют у них интерес.

4. Следование за ребенком. Это значит, что именно его интересы должны быть поставлены во главу угла. Для декора стоит выбрать тему, которой увлечен малыш. Может быть, это будут животные, растения, транспорт или сказочные герои — главное, чтобы у крохи горели глаза. Создавая интерьер для ребенка постарше, обязательно нужно посоветоваться с ним при решении тех или иных вопросов (например, при подборе мебели, составлении плана комнаты и т.п.).

5. Свобода выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно выбирать одежду, книги, игрушки. Всё это следует расположить так, чтобы маленький хозяин не только видел предметы, но и мог без труда достать их. Именно поэтому мебель в детской по Монтессори преимущественно низкая и открытая (стеллажи). Для хранения одежды, которую ребенок будет выбирать сам, часто оборудуют мини-гардеробные.

Соответствие этому принципу вовсе не означает, что малышу должны быть доступны абсолютно все имеющиеся у него игрушки и предметы одежды. Чрезмерное обилие мешает маленьким детям делать выбор. Из одежды достаточно 3-4 комплектов. Из игрушек — столько, чтобы не стало скучно.

6. Независимость. Детскую следует обустроить так, чтобы ребенок мог довольно продолжительное время играть и заниматься самостоятельно.

Как уже было сказано, важные для ребенка предметы всегда должны быть в зоне доступа. Это касается игр, развивающих материалов, игрушек, книг, одежды и средств для уборки (это могут быть салфетка для вытирания пыли, щетка для уборки мусора с пола, корзинка для грязного белья). Важны и комфортные зоны для игр: например, мягкий безопасный коврик на полу, низкий столик, табурет

Кроме того, необходимо уделить пристальное внимание безопасности: закрыть розетки, спрятать провода, закрепить мебель, не оставлять в помещении ничего острого, хрупкого, мелкого и т.п

Занятия и материалы от 3 до 6 лет

Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.

Любимые и нелюбимые виды деятельности

После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.

Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:

  • ухаживать за собой (эти действия включают не просто чистку зубов, мытьё рук, а участие в готовке обеда, мытье посуды, сервировке стола);
  • убираться в квартире (сейчас ребёнок готов подметать, мыть пол, протирать пыль, ухаживать за домашним животным или любимым растением).

Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).

Узнайте больше информации о том, что такое кинетический песок и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.

В детской песочнице ребёнок может:

  • смешивать различные оттенки;
  • лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
  • сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
  • прятать и отыскивать клады;
  • создавать из песка буквы и цифры и т.д.

Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.

Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.

Письмо и чтение

4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.

С этой задачей справятся такие занятия, как:

  • штрихование;
  • выведение букв на манке или кинетическом песке;
  • работа в прописях;
  • вырезание ножницами;
  • нанизывание крупного бисера на леску.

Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:

упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»);
работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке;
работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались);
прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом.

Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.

Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.

Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.

Особенности методики воспитания

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».

Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.

Особенности обучения по Монтессори:

  • использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
  • коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
  • отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
  • побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.

«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно здесь.

Сортировки

Ещё один материал, который достаточно просто сделать. Он надолго увлекает детей и действительно очень полезен.

Как сделать идеально. Сортировки используются в Монтессори-группах. Можно предлагать сортировки по разным качествам: цветам, форме, размеру. Дети с 1,5 до 4 лет любят сортировать предметы. Дети около 4 лет могут работать со многими сортировками с закрытыми глазами.

Сортировки должны быть простыми и чёткими, выделяющими один признак.

Идеальными сортировками могут быть:

  • сортировка одинаковых предметов на 3 основных цвета;
  • сортировка предметов одинакового цвета по различным формам;
  • сортировка мелких предметов на несколько цветов;
  • сортировка природных материалов, например, камней и ракушек, в том числе с закрытыми глазами.

Чем заменить. Дома вы можете делать совершенно любые сортировки, однако помните, что начинать нужно с самого простого, постепенно усложняя. Например:

  • сортировка на 3 основных цвета;
  • сортировка шариков на 3 цвета при помощи пинцета;
  • сортировка шариков на несколько цветов;
  • сортировка разных предметов по цветам.

Чем заменять не стоит. Не используйте сортировки бесконечно. Помните, ребёнок обязательно должен заканчивать работу, поэтому предметов для сортировки должно быть ограниченное количество. Если работа понравится ребёнку, он проделает её ещё несколько раз.

Не давайте ребёнку сортировки, в которых необходимо разделять предметы по нескольким признакам, например, и по форме, и по цвету одновременно.

Не давайте ребёнку для сортировки предметы из негармоничных материалов. Даже такой простой материал, как сортировка, должен быть хорошо оформлен. Предметы для сортирования положите в общую коробку, чтобы ребёнок раскладывал их по нескольким коробочкам или отделениям. Выбирайте коробочки или корзиночки для сортировки нейтрального цвета – они не должны отвлекать ребёнка непосредственно от предметов.

Не делайте из коробочек для сортировок смешных животных. Ребёнка 1,5–4 лет сортировка увлекает без дополнительных стимулов. Различные уловки только отвлекают детей.

Дизайн детской по Монтессори

Цвет и отделка

Специалисты по педагогике Монтессори говорят, что пространство детских помещений должно «успокаивать душу и удовлетворять врожденное стремление к порядку». Поэтому лучший выбор для детской — это нейтральные цвета и материалы.

Детская комната по Монтессори должна быть светлой и легкой. Стены могут быть белыми, светло-бежевыми, светло-серыми. Если всё же хочется ввести цвет, лучше выбрать пастельный оттенок.

Одну из стен можно сделать в меру яркой, активной, выделив её обоями или цветной краской.

Очень важны безопасность и комфорт, поэтому керамическая плитка для пола точно не подойдет. Предпочтительнее деревянная доска, пробка, ковролин.

Мебель

1. Низкая кровать. Это одна из ключевых особенностей детских спален, спроектированных в соответствии с принципами и рекомендациями Марии Монтессори.

Очень низкое ложе (часто это просто матрас, лежащий на полу) позволяет даже самому маленькому крохе самостоятельно покидать спальное место и возвращаться на него

Монтессори считала эту возможность чрезвычайно важной для развития ребенка. На такие кровати переселяют детей уже через несколько недель после рождения

Современный вариант — низкая кровать-домик. Считается, что модели с каркасом-домиком больше похожи на «правильные» детские кровати. Психологи говорят, что спальное место в «домике» создаёт у ребенка ощущение большей защищенности и безопасности. Кроватки с каркасом выглядят уютно и мило, к тому же они очень популярны в наши дни.

2. Низкая мебель для хранения: тумбы, стеллажи, напольные книжные полки.

3. Гардеробная в виде шкафа, клозета или небольшой открытой зоны с крючками, полочкой, штангой для плечиков и т.п.

4. Низкий детский столик и стульчик для занятий.

5. Низкие пуфы, табуреты, напольные подушки. Они нужны как для самостоятельной деятельности малыша, так и для совместных занятий с родителями.

Мама и папа должны находиться на одном уровне с малышом, поэтому занятия и игры часто проходят на полу. В таких обстоятельствах невысокие сидения и подушки — просто находка.

Аксессуары, наполнение, декор

Обязательно наличие зеркала, расположенного так, чтобы ребенок мог самостоятельно смотреться в него. Если это комната для малыша до года, зеркало часто вешают на стену прямо у пола. Кроха может заглядывать в него, сидя или лежа на животике.

Декор стен располагают на уровне глаз ребенка или чуть выше. Стены оформляют картинами, постерами, фотографиями.

Необходимо предусмотреть несколько сценариев освещения. У ребенка постарше должен быть доступ к управлению ими. Возможность контролировать и изменять освещение в своей спальне развивает в ребенке самостоятельность и независимость.

Детскую по Монтессори обычно оформляют такими предметами, как глобус, географическая карта, живые растения, милые коврики, матрешки, яркие счёты и игрушки-лабиринты, разноцветные флажные ленты, крупные декоративные буквы (настенные или настольные), оригинальные светильники и др.

Тренажёр цвета

Начиная примерно с 1,5-2-летнего возраста дети обожают сортировать предметы по признаку. Для изучения цветов и развития этого навыка можно сделать тренажёр-органайзер. Для его создания понадобятся следующие материалы:

  • пластиковая или картонная коробка с различными отсеками (например, для столовых приборов);
  • цветная бумага;
  • клей;
  • разные крупные пуговицы, бусины, мелкие игрушки, крышки разных цветов.

Если у вас не нашлось подходящей коробки, не расстраивайтесь — её легко можно сделать самостоятельно, потратив немного времени. Просто вырежьте подходящие по высоте перегородки из картона и вклейте их в основание. Можно соединить несколько спичечных коробков. Внутрь каждого получившегося отсека приклеиваем цветной прямоугольник из бумаги

Обратите внимание, оттенки не должны повторяться. Теперь даём получившийся органайзер маленькому исследователю вместе с заготовленными элементами: пусть складывает их в отсеки нужного цвета

Эта игра может надолго увлечь 2-летнего ребёнка.

Развивающая среда

Итак, как организовать дома развивающую среду по методу Монтессори деткам до года?

1. Расположить материалы, игрушки, пособия и предметы так, чтобы малышу удобно было ими пользоваться.

2. Расположить игрушки и пособия согласно 5 зонам развития:

Зона практического развития.

Малыши быстро учатся, повторяя простые действия: открыть, закрыть, взять, дать и пр.

Пересыпание круп, переливание воды и раскручивание крышек баночек улучшают координацию движений.

Удержание в руках предметов различных форм, рисование пальчиковыми красками и мелками на мольберте развивают тактильные ощущения, восприятие цвета, концентрацию внимания.

Сортировка кубиков, каштанов и грецких орехов по разным емкостям, игры с прищепками, которые можно прицепить по краю корзинки, веревки, плотного капрона или ткани, развивает тактильное чувство через ощущения руками.

Зона сенсорного развития — очень важная зона.

Включите музыкальное сопровождение. Это могут быть детские песенки, классика или инструментальная аранжировка.

Окружите малыша яркими игрушками

Цветная пирамидка, которую он собирает, развивает восприятие цвета, координирует движения, концентрирует внимание. Рисование красками с 3-4 месяцев руками помогает изучать цвета

Яркие пирамидки, матрешки или рамки-вкладыши – развивают внимание и мелкую моторику. Удерживая в руках разные на ощупь предметы — легкие, колючие или круглые, способствуют развитию тактильных ощущений – улучшая связь рук и головы.

Мешочки, сшитые из подручных материалов разной фактуры с различными наполнителями (пшеном, горохом, фасолью, гречкой и др.), звуковым диапазоном и цветом – развивают тактильные и зрительные ощущения, расширяет информационное поле. Обязательно проверьте качество ткани на безопасность.

Емкости, в которых находятся специи, листья мяты, какао или кофе – развивают обоняние.

Зона математического развития.

Здесь собраны предметы, обучающие основам математики: пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, которые учат счету. Развесьте по стенам картинки с цифрами, математическими символами. Предметы этой зоны учат ребенка считать, сравнивать размер и форму.

Зона языкового развития.

Здесь закладываются задатки чтения и письма, расширяется словарный запас. Для этого необходимо организовать игры, развивающие мелкую моторику.

Это может быть интересная игра с пластилином — мама разминает шарик пластилина и приклеивает его к поверхности, а ребенок снимает и пробует повторить действие самостоятельно.

По методу Монтессори можно сделать пособие: вырезать буквы из шершавой бумаги, например, бархатной, приклеить на твердую поверхность, а малыш пусть обводит их пальчиками. Изучение букв будет происходить через прикосновение.

Зона естественно- научного развития.

Здесь закладывается основа познания естественных наук и представления об окружающем мире. Развесьте на стенах на уровне малыша карту мира, картинки с растениями, животными, звездным небом, луной и солнцем. Фото с цветами, овощами, фруктами и др. не только украсят пространство, но и способствуют развитию зрения и памяти. Разместите в этой зоне глобус, наборы фигурок животных, птиц, насекомых, рептилий и пр., разложите книжки этой тематики.

Основное правило- свобода действий

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации