Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Базовые шаги в технике мокуме гане

Следите за нами в соцсетях

Текущее положение дел

Техника мокумэ-ганэ зародилась еще в XVII столетии: это мы с вами уже усвоили. Но в каком виде она существует сейчас? Кто ею пользуется? Где можно приобрести кольца в технике мокуме, предметы декора или другие оригинальные шедевры ювелирного искусства?

Экспорт необычных изделий в страны Европы из Поднебесной начался лишь два века назад, то есть, по историческим меркам, сравнительно недавно. Сперва Европа любовалась украшениями и раскупала их со скоростью света. Обладать такими изделиями хотели и богатые, и знаменитые. Ведь это отличный способ выделиться из толпы и продемонстрировать другим прерогативы своего социального или финансового статуса. В какой-то момент ювелирные мастера Старого Света поняли, что слава, которая долгое время доставалась японцам, могла бы принадлежать им. И в Европе начали активно осваивать невиданную доселе технологию.

Но как вы понимаете, готовность европейских мастеров осваивать новую технологию сама по себе ничего не означала. Японцы, в свою очередь, не были готовы делиться с европейскими коллегами секретами создания металлической древесины. Поэтому европейцам пришлось долгое время тыкать пальцем в небо, чтобы разгадать тайну необычных украшений. Они перепробовали массу способов и вариантов, пока, наконец, не выяснили, в чем подвох.

Но даже несмотря на то, что сегодня техника мокумэ-ганэ секретом ни для кого не является, профессионалов, готовых работать с ней, единицы. Да, в распоряжении сегодняшних мастеров и диджитализация, и новейшее оборудование, и последние разработки в ювелирной сфере. Но на всей территории Европы найдется не больше сотни специалистов, умеющих изготавливать украшения мокумэ-ганэ так, как это делают японцы. Остальные за это даже не берутся.

Составлять список самых дорогих украшений, выполненных в этой технике, совершенно бессмысленно. Во-первых, их не так много на современном рынке. во-вторых, каждое из них — абсолютный шедевр и редкость. Рисунки на поверхности композитного металла никогда не повторяют друг друга. Даже если вам кажется, что они очень похожи. Каждое ювелирное изделие мокумэ-ганэ, каждое кольцо, каждый кулон, каждая сережка — это абсолютный эксклюзив и то, что в одежде попадает под понятие haute couture, то есть “высокая мода”.

Если постараться, то в ювелирных магазинах можно отыскать драгоценности мокумэ-ганэ — олицетворение союза техники, искусства и самой природы. Ассортимент таких аксессуаров достаточно широк: это и колечки, включая обручальные, и серьги, и браслеты. Есть среди таких украшений и великолепные кулоны, и кольца, предназначенные для мужчин. Представители сильного пола, кстати, обожают такие оригинальные изделия: за сдержанность, минималистичность и неподражаемость. А ведь именно так хочется выглядеть в толпе любому уважающему себя человеку.

внешняя ссылка

Современные тенденции

Более двух столетий техника мокумэ гане оставалась неизвестной за пределами Японии. Лишь в конце XIX века необычные изделия начали экспортироваться в европейские страны. Много сил и времени ушло у западных мастеров, чтобы разгадать тайну восточной металлической древесины. Из-за сложности техники качественные изделия и сегодня являются большой редкостью. Несмотря на современные достижения ювелирного производства и наличие технологичного оборудования, в мире вряд ли наберется сотня по-настоящему квалифицированных мастеров, работающих в данном направлении.


Кольца, выполненные в технике мокуме гане. Фото: christophersfjd.com

Сегодня ювелирные изделия, выполненные в технике мокумэ гане, относятся к эксклюзивным украшениям и имеют соответствующую стоимость. Кроме уникальности каждой вещи и трудоемкости процесса ее производства дополнительным фактором удорожания является большое количество невозвратных отходов, так как используемые драгоценные металлы после диффузной сварки не подлежат дальнейшей переработке.

Исполнители, использующие казу

  • The Beatles (в песне Lovely Rita)
  • Tam Lin
  • Banjo Band
  • Зазнобкин
  • 2 боливара
  • Uriah Heep (в песне «Magician’s birthday»)
  • Pink Floyd (в песне «Corporal Clegg»)
  • Katzenjammer (в песне «Ain’t no thang»)
  • Bob & The Monsters (в песне «Before You Accuse Me»)
  • Stala & SO. (в песне «Everything for money»)
  • Walk off the Earth
  • Павел Закиляк (в песне «Пастила, карамель»)
  • Миджелатор Суворов (в песне «Не говори маме, что я связался с бандитами»)
  • Tame Impala (в песне «Sundown Syndrome»)
  • Анатолий Днепров (в песне «Прошло детство»)
  • Ким Джонхён
  • Ghost (в песне » Ghuleh/Zombie Queen»)
  • Отава Ё (в песне «Дворник»)

Техника мокуме-гане ( 26 фото )

Для начала я решила показать очень простую, но эффектную технику, с которой я начинала учиться лепить.

Итак, нам понадобится следующее: — 4 цветных небольших кусочка пластика и по одному черного и белого, чуть побольше в размерах; — нож — им может выступить обычный канцелярский нож или лезвие. Чем тоньше такой нож, тем лучше (обычный кухонный не подойдет) — циллиндрический металлический или стеклянный предмет, которым вы будете раскатывать пластик или паста-машина; — деревянная шпажка и зубочистки; — формочки — это могут быть разнообразные крышечки от всевозможных флакончиков, или же можно сделать нужную формочку из пивной баночки. Первое, что мы делаем — разминаем пластик. Если пластик слишком жесткий, можно предварительно его поламать на кусочки. Затем соединяем цветные кусочки, как показано на фотографии: Раскатываем полученый брусочек тонко, но не слишком: Раскатываем белый и черный кусочек до таких же размеров, как цветной брикетик. Накладываем белый лист на черный

При накладывании листов пластика друг на друга важно следить, чтобы между листами не попал воздух. Если воздух все-таки попал, образовавшийся пузырек можно проколоть тонкой иглой и пригладить пальцем

Аналогично накладываем цветной лист сверху на белый, слегка прикатываем и сворачиваем получившийся пласт в «валик» Теперь нужно немножко сплюснуть полученный валик: Тупым концом шпажки прокалываем валик в произвольном порядке: Затем так же прокалываем его зубучисткой: Аккуратно сжимаем наш валик вдоль и поперек, чтобы образовавшиеся дырочки закрылись: Теперь начинаем нарезать получившийся блок так, как показано на фото: Резать нужно на пластинки толщиной 3-5 мм. Вот, что мы имеем на первом срезе: Таким же образом нарезаем весь брусочек: С помощью формочек из полученных пластинок вырезаем детали для будущего украшения: Теперь нужно утилизировать остатки — не пропадать же добру


Теперь нужно во всех наших бусинах проколоть дырочки. Для начала дырочку нужно проколоть не слишком толстой иглой, как бы ввинчивая иглу в пластик, затем, если необходимо, расширить дырочку зубочисткой. Чтобы бусинки в духовке не оплавились в местах соприкосновения с поверхностью, лучше всего насадить их на зубочистки и воткнуть в кусочек смятой фольги: Почти все готово! Осталось обжечь. Обжигаем при температуре 130 градусов 20 минут (если у вас Цернит или Фимо-Софт для запекания при такой температуре). Теперь осталось только собрать, как подскажет вам фантазия.

Материал взят: Тут

Окраска

Чтобы увеличить контраст между слоями ламината, многие изделия мокуме-гане окрашиваются путем нанесения патины (контролируемого слоя коррозии), чтобы подчеркнуть или даже полностью изменить цвет поверхности металла.

Патинирование нииро и рокушо

Одним из примеров традиционных японских патин для Mokume-ганэ является использование niiro процесса, как правило , с участием rokushō , комплексом Copper Verdigris соединения , полученным специально для использования в качестве патины. Изделие, подлежащее патинированию, подготавливается, затем погружается в кипящий раствор до тех пор, пока оно не приобретет желаемый цвет, и каждый элемент составного изделия может быть окрашен в другой цвет. Исторически сложилось так, что паста из измельченной редьки дайкон также использовалась для подготовки работы к патине. Паста наносится непосредственно перед варкой изделия в рокушо, чтобы защитить поверхность от потускнения и неравномерного окрашивания.

Основы техники Мокуме Гане

Мокуме Гане — это очень известная и любимая техника лепки из полимерной глины, по многим причинам:

  1. Это бесконечные творческие возможности.
  2. Эффект может быть достигнут случайным образом или более обдуманным способом.
  3. При работе с техникой Мокуме Гане можно включать несколько или огромное количество цветов.
  4. Шедевры в этой технике могут быть созданы с использованием бесконечных разновидностей текстур и узоров.

Для создания своих шедевров в технике Мокуме Гане нам потребуются следующие материалы:

  • полимерная глина минимум трех цветов
  • штампы или фактурные листы
  • паста-машина
  • акриловый ролик
  • острое лезвие или ножи

Суть техники мокумэ ганэ

Первые изделия изготавливались из сплава сякудо (шакудо), состоящего на 90–96% из меди и на 4–10% из золота, однако затем начали использовать и другие металлы: платину, палладий, серебро, никель, цирконий, титан, бронзу.

Первый этап метода мокумэ гане заключается в получении многослойной заготовки из отличных по цвету и ковкости металлов. Кроме того, для создания контрастного орнамента стоит учесть, что в процессе нагревания и химических реакций материалы могут менять свои оттенки. Драгоценные листы разной толщины подвергаются тщательной чистке от пыли, оксидной и жировой пленки и укладываются друг на друга в заданной последовательности, количество слоев может доходить до нескольких десятков. Затем листы помещаются в печь, где под действием определенной температуры осуществляется процесс диффузии металлов в твердой фазе.

Реклама — Продолжение ниже

Особенно важно, что степень нагрева должна быть ровно такой, чтобы листы начали сплавляться между собой, но не переходили в жидкую фазу, образуя единую заготовку с четко выраженными границами между слоями. Сложность заключается в том, что у каждого металла температура плавления своя, и порой мастерам удается добиться самых невероятных сочетаний

Пример изготовления обручальных колец в технике мокуме гане.

Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение

Реклама — Продолжение ниже

Полученный кусок металла многократно прессуется, режется, чеканится, куется, скручивается подобно тесту, чтобы внутренние слои оказались на поверхности и плоские границы улеглись в новый замысловатый рисунок. Каждый создаваемый узор уникален, даже точное повторение всех технологических этапов с теми же материалами не позволяет получить пару одинаковых изделий.

Методы

Заготовка из латуни / меди мокуме-гане

Пример узоров мокуме-гане в сплавах золота и серебра

Жидкофазный синтез (исторический)

Металлические листы уложены друг на друга и тщательно нагреваются; цельная заготовка из простых полос могла быть выкована и вырезана для увеличения сложности рисунка. Для успешного ламинирования традиционным способом требуется высококвалифицированный кузнец с большим опытом. Связывание в традиционном процессе достигается, когда некоторые или все сплавы в стопке нагреваются до точки частичного расплавления (выше солидуса). Этот жидкий сплав сплавляет слои вместе. Для этого требуется тщательный контроль нагрева и умелая ковка.

Пайка (пайка)

Пытаясь воссоздать внешний вид традиционного мокуме ганэ, некоторые мастера пытались спаять слои вместе. Листы были спаяны серебряным припоем или другим припоем. Эта техника соединяла металлы, но ее трудно усовершенствовать, особенно на больших листах. Включения флюса могут быть захвачены или могут образоваться пузыри. Обычно дефекты необходимо вырезать, а металл перепаять. В конечном итоге паяные листы не демонстрируют пластичность и обрабатываемость материала диффузионной сварки.

Твердотельное соединение (современное)

Модернизированный процесс обычно использует контролируемую атмосферу в печи с регулируемой температурой. Механические вспомогательные средства, такие как гидравлический пресс или динамометрические пластины (зажимы на болтах), также обычно используются для приложения сжимающего усилия к заготовке во время ламинирования. Они обеспечивают реализацию более низкой температуры диффузии в твердом состоянии между чередующимися слоями, что позволяет использовать нетрадиционные материалы.

Как создаются украшения

Подходов к созданию мокуме гане — огромное множество, но ключевое отличие между ними состоит в способе соединения металлических пластин между собой. Он может быть выполнен при помощи диффузионной сварки или припоя. Первый способ считается традиционным и наиболее распространенным.

Мастер берет определенное количество металлических пластин круглой или квадратной формы. В Японии было принято использовать для этих целей:

  1. медь;
  2. серебро;
  3. шакудо — сплав меди и золота;
  4. куромидо — сплав меди с мышьяком.

Мастер подбирает пластины одинаковой толщины, отжигает и выравнивает, затем обрабатывает абразивными материалами. Все слои должны быть максимально ровными и плоскими. Их укладывают в виде брикета, комбинируя в заданном порядке — слой металла с более низкой температурой плавления помещается между слоями металла с высокой температурой плавления. Заготовку помещают в горячий кузнечный горн, проколачивают молотком, придают рисунок специальным резцом.

Способ соединения с помощью припоя предполагает использование легкоплавкого промежуточного слоя. Он как бы «склеивает» между собой листы металла, образующие эффектный узор. Позднее техника мокуме гане стала использоваться и при работе с другими материалами — например, полимерной глиной.

Интересное ткачество с детьми

Увлекаться ткачеством — это на самом деле очень интересно. Хотя на первый взгляд может показаться, что это дело очень нудное. Вовсе нет.

Мы решили попробовать сделать из картона ткацкие станки себе и детям и попробовать это дело вместе. 5 девочек возрастом от 5 до 7 лет с удовольствием захотели заняться таким ткачеством.

Мы не были уверены, что у малышек получится что-то, но решили просто попробовать.

Оказалось, что им нравится такое! Кстати, в итоге получились прикольные поделки, и невозможно было отличить детские от тех, что сделали мы. Результаты у девочек нам понравились даже больше, так как они были больше и ярче. И поверьте, дети наслаждаются процессом ткачества.

Что вам понадобится для ткачества и “ткацкого станка”:

  • кусок картона где-то 12Х20 см и две картонные полоски для верхней и нижней частей
  • ножницы или канцелярский нож
  • пряжа (любых цветов, для детей лучше яркие цвета)
  • пластиковые иглы (чтобы это было безопасно для деток)
  • скотч
  • помпончики (по желанию)
  • ветки

Делаем станок:

1. Отметьте с линейкой места на верхней и нижней частях картона, где вы будете делать надрезики (туда потом будут вставляться ниточки).

2. Используйте ножницы или канцелярский нож для надрезания отмеченных мест.

3. Теперь наклейте на верхней и нижней частях картонки заготовленные полоски (как на фото).

4. Теперь в каждый из надрезиков вставьте по ниточке, закрепив каждую вверху и внизу картонки. Сильно не натягивайте, чтобы пряжа не испортилась. Сзади закрепите скотчем.

  • Станок готов!
  • Приступаем к ткачеству:

1. Отрезаем нитку примерно 2 метра в длину. Заправляем ее в пластиковую иглу. На кончике нитки завязываем плотный узелок.

2. Начинаем зигзагом прошивать первый ряд.

3. Следующий ряд начинать надо с ниточки, которую вы не подцепляли иголкой в первом ряду, чтобы стежки были расположены в шахматном порядке. Следите за этим, чтобы у детей все получалось.

Если что-то получается не ровно, можно аккуратно поправлять пальцами

Но только осторожно, не растяните все. Сразу хотим предупредить, что идеально с первого раза у вас врядли получится, но не отчаивайтесь!

4. После того, как одна ниточка закончилась, берите нить другого цвета. Так результат получится интереснее.

Использовать можно много цветов в одной поделке. Закрепляйте конец каждой нити, которая висит узелком, а лишнее просто отрезайте.

Снимаем изделие со “станка”:

1. Осторожными движениями отклейте скотч, которым били закреплены нитки основы. Очень аккуратно снимите пряжу со “станка”.

2. Теперь возьмите ниточки, которые остались висеть с каждой стороны и свяжите их между собой.

Ну вот и все! В принципе, изделие готово. Но чтобы сделать его еще интереснее, можете украсить помпонами или бисером.

Мы использовали обычные палочки, которые нашли в лесу. На них мы надели нашу поделку (с помощью дополнительной ниточки и пластиковой иглы), а затем начали украшать. Помпончики мы прицепили сзади, закрепив той же липкой лентой. Но можно фантазировать и придумывать свой дизайн.

Завершающим аккордом стало прикрепление нитки, на которой будет висеть наша поделка. Ну это совсем просто — привяжите еще одну нить к самой палочке.

Конечно же, существует множество занятий для детей. Но ткачество станет чем-то новым и необычным для вашего ребенка. А еще это полезно тем, что вы тоже будете заниматься ткачеством вместе с малышом. Удачи!

Похожие материалы:

Выбор редакции: июль | Примеряя «старинные» украшения | внимание | гибкость | авангард | вариант | браслет | дерево | Дизайн | драгоценные камни | Классическая форма | ювелирные украшения | современные технологии | вкус | Ручная работа | новый стиль

Статьи

  • Примеряя «старинные» украшения: загадочные кельты 11 мая 2013, 23:30
  • Примеряя «старинные» украшения: у самых истоков 22 января 2014, 18:00
  • Примеряя «старинные» украшения: величие Рима 17 декабря 2014, 18:00

Видео

  • Idylle от Guerlain. История создания 25 октября 2011, 11:03
  • UltraHD-технологии в повседневном макияже от MAKE UP FOR EVER 11 сентября 2020, 14:00
  • Фантастический Новый Год в ИЛЬ ДЕ БОТЭ на Ленинском проспекте 20 декабря 2020, 20:00

Суть техники мокумэ ганэ

Первые изделия изготавливались из сплава сякудо (шакудо), состоящего на 90–96% из меди и на 4–10% из золота, однако затем начали использовать и другие металлы: платину, палладий, серебро, никель, цирконий, титан, бронзу.

Первый этап метода мокумэ гане заключается в получении многослойной заготовки из отличных по цвету и ковкости металлов. Кроме того, для создания контрастного орнамента стоит учесть, что в процессе нагревания и химических реакций материалы могут менять свои оттенки. Драгоценные листы разной толщины подвергаются тщательной чистке от пыли, оксидной и жировой пленки и укладываются друг на друга в заданной последовательности, количество слоев может доходить до нескольких десятков. Затем листы помещаются в печь, где под действием определенной температуры осуществляется процесс диффузии металлов в твердой фазе.

Реклама — Продолжение ниже

Особенно важно, что степень нагрева должна быть ровно такой, чтобы листы начали сплавляться между собой, но не переходили в жидкую фазу, образуя единую заготовку с четко выраженными границами между слоями. Сложность заключается в том, что у каждого металла температура плавления своя, и порой мастерам удается добиться самых невероятных сочетаний

Пример изготовления обручальных колец в технике мокуме гане.

Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение

Реклама — Продолжение ниже

Полученный кусок металла многократно прессуется, режется, чеканится, куется, скручивается подобно тесту, чтобы внутренние слои оказались на поверхности и плоские границы улеглись в новый замысловатый рисунок. Каждый создаваемый узор уникален, даже точное повторение всех технологических этапов с теми же материалами не позволяет получить пару одинаковых изделий.

Простые шаги в технике Мокуме Гане

Базовые шаги в данной технике очень просты и вполне реализуемы даже силами начинающего мастера.

Выбор глины и цвета

Для начала вам нужно будет приготовить свою глину. Вам понадобится один квадрат каждого из выбранных вами цветов, размятый и прокатанный на самой большой толщине паста-машины. Вы можете использовать любые цвета по вашему выбору и более трех, если хотите. Тем не менее, мы рекомендуем использовать один цвет либо черный, либо белый. Вы также можете использовать оба варианта. Они помогают заземлить узор мокуме гане.

Рекомендуем посмотреть очень интересное видео по технике Мокуме Гане

Подготовка полимерной глины к обработке

Необходимо нарезать одинаковые по форме квадраты с помощью катерра. На этапе подготовки один квадратный слой — один цвет.

Пропустите свой слои через пасту-машину на максимальной ширине. Мы хотим увеличить площадь.

Обрезайте любые участки вашей полимерной глины, которые выглядят неопрятно. Обычно это более короткие концы слоя, которые нуждаются в обрезке.

Сборка воедино

Складываем все квадраты-листы один на другой. Разрежьте лист пополам и сложите в стопку. На протяжении всего процесса мокуме гане позаботьтесь о том, чтобы укладывать так, чтобы один и тот же цвет всегда был обращен вверх. Никогда не делайте так, чтобы белое ложилось на белое, например. Это испортит всю картину.

Прогоните сложенные слои через пасту-машину узкой шириной. Таким образом, вы удлиняете простыню. Обрежьте края еще раз.

Разрежьте пополам и снова сложите. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока вы не будете довольны количеством слоев в вашем сборки. 

Сколько раз вы складываете свой лист, будет диктовать, насколько сложным будет ваш шаблон в конце концов. Если у вас есть несколько слоев, шаблон будет широко открыт и более простым. Если у вас есть много слоев, шаблон будет выглядеть более занятым.

Финальная стадия Мокуме Гане

Разрежьте свой последний лист на четыре и снова сложите его. На этот раз вы не будете запускать его через машину для пасты. Теперь нужно решить с какой стороны прикладывать заготовку на текстуру.

Поэкспериментируйте. Результат всегда будет разный.

Таким образом, вы должны учитывать, какие цвета находятся под друг другом, поскольку они будут влиять на цвет общей картины.

Самое важное

Ладно, теперь самое время для веселья. Вам нужно вдавить текстуру в глиняную стопку. Это действие перемешает все слои и позволит создать шаблон. Вы можете использовать фрезы, фактурные штампы, формовочные инструменты. Подойдет все, что угодно.

После того, как вы продавили свою текстуру, необходимо разгладить стопку обратно, чтобы закрыть любые отверстия, которые вы могли бы сделать. После чего по слоям полимерной глины нужно пройтись акриловым роликом.

Всё. Можно срезать тонкие слои и делать заготовки с очень интересным и оригинальным рисунком.

Техника мокуме-гане

Для начала я решила показать очень простую, но эффектную технику, с которой я начинала учиться лепить.

Итак, нам понадобится следующее: — 4 цветных небольших кусочка пластика и по одному черного и белого, чуть побольше в размерах; — нож — им может выступить обычный

канцелярский нож или лезвие. Чем тоньше такой нож, тем лучше (обычный кухонный не подойдет) — циллиндрический металлический или стеклянный предмет, которым вы будете раскатывать пластик или паста-машина; — деревянная шпажка и зубочистки; — формочки — это могут быть разнообразные крышечки от всевозможных флакончиков, или же можно сделать нужную формочку из пивной баночки. 1. Первое, что мы делаем — разминаем пластик. Если пластик слишком жесткий, можно предварительно его поламать на кусочки. Затем соединяем цветные кусочки, как показано на фотографии: 2. Раскатываем полученый брусочек тонко, но не слишком: 4. Раскатываем белый и черный кусочек до таких же размеров, как цветной брикетик. Накладываем белый лист на черный

При накладывании листов пластика друг на друга важно следить, чтобы между листами не попал воздух. Если воздух все-таки попал, образовавшийся пузырек можно проколоть тонкой иглой и пригладить пальцем

5. Аналогично накладываем цветной лист сверху на белый, слегка прикатываем и сворачиваем получившийся пласт в «валик» 6. Теперь нужно немножко сплюснуть полученный валик: 7. Тупым концом шпажки прокалываем валик в произвольном порядке: 8. Затем так же прокалываем его зубучисткой: 9. Аккуратно сжимаем наш валик вдоль и поперек, чтобы образовавшиеся дырочки закрылись:

10. Теперь начинаем нарезать получившийся блок так, как показано на фото: 11. Резать нужно на пластинки толщиной 3-5 мм. Вот, что мы имеем на первом срезе:

12. Таким же образом нарезаем весь брусочек: 13. С помощью формочек из полученных пластинок вырезаем детали для будущего украшения: 14. Теперь нужно утилизировать остатки — не пропадать же добру

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации