Андрей Смирнов
Время чтения: ~7 мин.
Просмотров: 0

Как восстановить пластмассовую шестерню ⚙️ своими руками: простой, но действенный способ

Что вам понадобится

Чем заменить эпоксидный клей?

Если вы не нашли клей, я могу вам порекомендовать сделать немного похожий состав.Для этого понадобится:

  • Эпоксидная смола с отвердителем.
  • Цемент сухой.

Покупаем обычную прозрачную или желтоватую эпоксидную смолу с отвердителем. Эти два компонента зачатую продаются вместе.В пропорции указанной в инструкции, спешиваем компоненты для получения нужного количества клея. Добавляем цемент. Только не цементно-песчаную смесь, а именно чистый цемент. Пропорции примерно два к одному. То есть две части клея и одна цемента. И все очень тщательно перемешиваем. Клей готов, а дальше все как по инструкции выше.

Чем заменить эпоксидный клей

Приведенный выше способ хорош тем, что он был неоднократно проверен и считается надежным. Однако нередко возникают случаи, когда под рукой нет качественного двухкомпонентного клея. Чем же можно заменить его и существуют ли аналоги?

Эпоксидная смола для творчества

Чтобы усилить эффект, рекомендуется добавить в эпоксидную смолу, тщательно приготовленную в точности по инструкции, сухой цемент в пропорции 2:1. Хорошенько размешав смесь, можно получить настолько крепкий состав, что он поможет полностью восстановить сломанную пластиковую шестеренку.

Теперь вы знаете, как использовать двухкомпонентный эпоксидный клей и его аналоги для ремонта пластиковых деталей. Если вам потребовалась помощь людей, имеющих дело с подобным, напишите об этом в комментарии. Так вы сможете спросить ценный совет у тех, кто уже ремонтировал пластиковые шестеренки и имеет опыт в данной сфере.

Формирование профиля зуба

Закрепляем державку фрезы в шпинделе фрезерного станка и протачиваем стержень под размер отверстия в фрезе, периодически измеряя диаметр микрометром. В конце шлифуем место проточки наждачной бумагой и протираем ветошью.

Надеваем на державку фрезу и закрепляем на торце крепежным болтом вначале от руки, а в конце специальным ключом с воротком. Устанавливаем на рабочий стол фрезерного станка делительную головку и заднюю бабку. Зажимая между ними идеально ровный стальной стрежень, выставляем эти узлы для обеспечения максимальной соосности в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Для этого используем измерительные головки и регулируем положение задней бабки относительно делительной головки. После выставления, данные узлы надежно закрепляем на столе фрезерного станка.

Самая важная операция – это точное выставление фрезы относительно восстанавливаемой шестерни. Для этого используем штангенциркуль, микрометр, металлическую линейку.

Делим характеристику головки на число зубьев и получаем количество оборотов рукоятки на 1 зуб. Обычно получается дробное число. Затем это значение находится на круге делителя.

Теперь можно включить шпиндель фрезерного станка и приступить к формированию одной из впадин восстанавливаемого зуба. Это лучше сделать за 2-3 прохода, чтобы не повредить наплавку. При формировании зуба необходимо удалять с фрезы частицы срезаемого материала и смазывать инструмент. Далее отводим фрезу и поворачиваем шестерню строго на шаг делительной головкой и вновь повторяем предыдущую операцию.

Материалы для работы

Рассмотрим приспособления и материалы, которые пригодятся в ходе восстановления пластиковых деталей. Главный рабочий инструмент — двухкомпонентный клей. Он гораздо эффективнее суперклея, обладает превосходной адгезией и универсален в использовании.

Двухкомпонентный клей должен быть именно для пластиковых деталей. В противном случае состав может оказаться чересчур едким, агрессивным, что неизбежно приведет к деформации пластиковой поверхности.

Среди прочих приспособлений, необходимых в работе, понадобятся:

  • обезжириватель — помогает устранить маслянистую пленку, снижающую адгезию между частями шестеренки;
  • небольшая емкость, в которую можно поместить шестеренку для надежной фиксации;
  • машинное масло — рекомендуется воспользоваться очищенным, но подойдет и любое другое.

Помимо этого, потребуются подручные средства, при помощи которых можно смешивать компоненты раствора, приготавливаемого далее, и накладывать его на поверхность шестеренки. Для этого можно воспользоваться небольшой деревянной щепой, зубной пастой или даже плотным куском картона. Работайте тем, что удобнее всего.

Шаг 1. Обезжириваем поверхность

Ключевой этап, требующий грамотного подхода. На пластиковых шестеренках зачастую остается смазочный материал, снижающий трение между деталями, предотвращающий износ подвижного механизма. Смазка играет важную роль в конструкции устройства, но не позволяет склеивать поломанные детали, поэтому необходимо удалить ее без остатка.

Выбирая обезжириватель, удостоверьтесь в оптимальном, неагрессивном составе. Едкие компоненты нередко приводят к «вскипанию» пластика: поверхность пузырится, деформируется, портится. Даже обыкновенный ацетон порой оказывается очень токсичным, едким.

Устранить жирные вещества без остатка можно следующим способом:

  • набираем в тару теплую воду;
  • помещаем шестеренку;
  • добавляем средство, растворяющее жир;
  • ждем некоторое время;
  • проходимся по поверхности шестеренки щетиной зубной щетки.

Даже после первой процедуры можно заметить, что поверхность стала чище, пропала характерная скользкость. Просушив деталь, можно приступать к следующему этапу.

Шаг 2. Готовим клей

Двухкомпонентный клей — лучший выбор для ремонта пластиковых деталей. Для этого необходимо:

  • выдавить клей из обоих тюбиков строго по пропорциям, указанным на упаковке;
  • перемешать в однородную пасту при помощи щепы в какой-нибудь удобной таре.

Подготовка клеевого состава

Когда консистенция полученной пасты будет напоминать сметану, можно приступать к последующим работам.

Шаг 3. Наносим клей

Здесь рекомендуется быть предельно осторожным. Клей следует наносить аккуратно на поверхность, которую необходимо отремонтировать, стараясь не касаться других элементов шестеренки. В противном случае остатки клея, затвердев, образуют подтеки.

Если деталь небольшая, то можно воспользоваться обыкновенной зубочисткой. Ее острие достаточно тонкое, но при этом помогает нанести нужное количество полученной клеевой массы на скол пластиковой детали.

Чтобы эффект склейки был наилучшим, рекомендуется равномерно нанести двухкомпонентный клей на всю поверхность, которую требуется отремонтировать. Пасту следует накладывать без излишков, тонким слоем, поскольку при соединении осколки будут вытеснять вещество из стыков и по краям образуются рубцы.

Шаг 4. Даем клею подсохнуть

Крайне важно правильно и надежно зафиксировать деталь, чтобы на нее в ходе просушки не приходились нагрузки. Можно использовать небольшую струбцину или даже пассатижи (накинув на ручки обыкновенную денежную резинку, получаем надежный фиксатор)

Фиксация склеенной детали

Усилие не должно быть чересчур большим, поскольку иначе осколки могут сместиться и склеятся некачественно.

Проследите, чтобы места стыка не соприкасались с другими поверхностями, поскольку это неизбежно приведет к приклеиванию. Подобное чревато еще большим повреждением шестеренки.

Шаг 5. Формируем зубья шестерни

Еще один этап, требующий внимания и осторожности. Если зубья в месте излома были безвозвратно повреждены (раскололись на мелкие осколки), можно попытаться сформировать их самостоятельно

Для этого нужно:

  • смазать шестерню машинным маслом;
  • вставить в механизм на прежнее место;
  • собрать узел целиком;
  • продавить другой шестерней выемки, прокручивая детали по оси.

Этот нехитрый процесс помогает сделать на шестеренке практически идентичные зубья, после чего она полностью готова к работе. Еще раз проверив работоспособность механизма и собрав его, можно смело приступать к работе.

Процесс термической пайки

Он начинается с основательного и равномерного прогрева с помощью газо-ацетиленовой горелки, как места пайки, так и прилегающих частей шестерни. Иначе увеличивается вероятность образования трещин в чугунной детали.

Затем докрасна прогревается место пайки и слегка кремнистый (силиконовый) бронзовый стержень, который после разогрева опускается в емкость с флюсом, состоящий в основном из буры с добавлением небольшого количества магния.

Далее силиконовый бронзовый стержень, покрытый флюсом, помещается над впадиной и плавится с помощью пламени газо-ацетиленовой горелки. Эта операция продолжается до тех пор, пока кремнистый бронзовый припой не заполнит весь объем впадины между смежными целыми зубьями.

В конце этого этапа, чтобы от быстрого охлаждения напайка не потрескалась, накрываем восстанавливаемую деталь сварочным одеялом из стекловолокна и оставляем до медленного остывания в течение необходимого времени.

Восстановление пластиковой шестеренки

Сам мотор-редуктор изначально при нагрузке проскальзывает и даже при работе без нагрузки имеет неприятный шум и скрежет.

Первым делом нужно его разобрать и извлечь сломанную шестеренку из червячной передачи, так как она всему виной. Все имеющиеся детали механизма необходимо очистить от смазки с помощью спирта, растворителя или бензина. Дело в том, что в ней находятся стертые частицы износа пластика, поэтому она работает плохо.

С помощью острого ножа нужно снять из изношенной шестеренки наплывы пластика. После этого ее поверхность необходимо обезжирить для нормального приклеивания эпоксидного клея. Остальные части редуктора не обезжириваются.

Необходимое количество двухкомпонентного эпоксидного клея замешивается по инструкции. Состав наносится на проблемные участки шестеренки с небольшим выходом на нормальные зубья. Нужно дождаться пока клей станет пластичным, напоминающим пластилин. На это уйдет 10-20 минут, что зависит от производителя и окружающей температуры.

Изношенная шестерня с еще пластичным клеем устанавливается на свое посадочное место. Далее нужно запустить электродвигатель, чтобы механизм заработал. В результате целая шестерня или червячная передача накатает зубья на сломанной детали, выдавливая лишний клей. Поскольку остальные части редуктора не обезжирены от смазки, то смола к ним не прилипнет.

Через минуту двигатель можно выключить и снять восстановленную шестерню. Клей проходит полную полимеризацию за 12-24 часа. После этого деталь можно ставить на место, срезав лишние наплывы.

Смазываем солидолом или литолом все шестерни и собираем редуктор в обратной последовательности.

Если поверхность была полностью обезжирена, и использовался хороший клей, то качество восстановленной шестерни соответствует новой детали.Теперь проскальзывания нет, даже при сильном удержании. Работа тихая, без всяких скрежетов и поскрипываний.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации