Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Как сделать полку для икон своими руками

Как удалять поверхностные загрязнения

Реставрация домашних икон редко когда подразумевает профессиональную и кропотливую работу, потому что далеко не каждый сможет приготовить специальный раствор для чистки и качественно совершить заклейку, когда в этом есть необходимость.

А вот удалить грязь с поверхности образа можно и не имеющему специальных навыков человеку. Ведь иконы, к сожалению, со временем собирают на себе пыль и прочие загрязнения.

Техника иконописи

Специалисты утверждают, что досконально освоить технику иконописи не каждому по плечу. В этом её своеобразность и уникальность. Последовательность создания иконы тянется с древних времён. Таким образом, вдохновение и вместе с тем сам принцип рисования иконописец черпает от предыдущих поколений священных дел мастеров. В первую очередь, традиции предков неуклонно соблюдают начинающие иконописцы. Стоить отметить, что в какой-то момент можно отступить от ряда методов, но при этом нельзя забывать о том, что образ иконы и последовательность его построения должны отображать собой древние традиции иконописи.

Каждая икона – подчёркивают эксперты – не может обойтись без четырёх частей – слоёв.

Основа – это кусок холста или щит из деревянной доски. Грунт или левкас составят второй слой. Непосредственно живопись начинается при создании предпоследнего слоя.

Важно отметить, что красочные материалы для рисования образа можно приготовить, как из натуральной яичной эмульсии, так и из искусственной. Финальный слой не только ставит точку в образе, но, прежде всего, защищает икону от внешнего воздействия

В конце изображение иконы покрывают тонкой плёнкой отвердевшего растительного масла. Соответственно, работа над иконой подразделяется на четыре долгих этапа

Финальный слой не только ставит точку в образе, но, прежде всего, защищает икону от внешнего воздействия. В конце изображение иконы покрывают тонкой плёнкой отвердевшего растительного масла. Соответственно, работа над иконой подразделяется на четыре долгих этапа.

Чтобы научиться писать иконы, надо изучить их символику и скопировать множество образов

Начинающим иконописцам стоит брать канонические образы и копировать их. Так, собственно, поступают и живописцы с полотнами мастеров. Нужно присмотреться к этому миру, его законам, техникам. После визуального ознакомления предстоит понять символический уровень.

Роспись храма — это разновидность иконописи. На фото художник Николай Цилсавидис за работой. Фото: pravoslavie.ru

Не только детали одежды, но и выбор цвета имеет важное значения для образа. Голубой цвет может символизировать чистоту на одних иконах, а на других обозначать Тело Христа

Само собой, неуместное применение цвета искажает образ. Так что важно изучать каноны, ибо иконопись опирается на традицию.

Как освещают икону в храме

Как происходит чин благословения и освящения в церкви:

  1. Священник начинает со слов: «Благословен Бог наш всегда…». Затем чтец произносит: «Аминь…». Читаются: «Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троица. Отче наш».
  2. После молитв произносятся слова Псалма 88: «Милости твои, Господи, вовек воспою…».
  3. Дьякон говорит: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй».
  4. Священник произносит слова молитвы: «Господи Вседержитель, Боже отцов наших, во Святой Троице прославляемый…».
  5. Хор поет: «Аминь». Священник говорит: «Мир всем».
  6. Священнослужитель преклоняет голову и тайно читает молитву: «Безначальный, невидимый и непостижимый Господи!…» Потом провозглашает: «Ибо ты благословляешь и освящаешь все…». Хор поет: «Аминь».
  7. Священнослужитель трижды окропляет святой водой иконы и произносит: «Освящаются эти иконы благодатью Пресвятого Духа…»
  8. После окропления священник кадит иконы, поклоняется перед ними, целует их.
  9. Хор поет праздничные тропари.
  10. В конце произносится отпуст.

Создаем свой красный угол

То, каким будет домашний иконостас, зависит только от хозяев дома. Однако не забывайте следовать следующим правилам:

  • Святые образы необходимо устанавливать вдали от техники (телевизора, компьютера и т.д.) — чем дальше от всего мирского, тем лучше.
  • Перед иконами должно быть достаточно места, чтобы молящиеся не чувствовали тесноты. А во время молитвы церковные книги (молитвословы, Евангелие) лучше класть на раскладной аналой (подставку).
  • Не следует расставлять иконы поодиночке на книжных полках, в шкафчиках, при этом заставляя эти образы другими мирскими предметами: сувенирами, картинками и т.д. Это категорически запрещено, так как тем самым мы проявляем неуважение к Богу. Ведь почему-то фотографии любимых и дорогих нам людей, особенно тех, кто покинул этот мир, многие ставят на самое видное место, не загромождая их лишними предметами. Так же следует поступать и с иконами, проявляя любовь и уважение к святым образам.

Изготовление внутренней рамки для киота

Если вам уже приходилось делать стандартные картинные рамочки, то можете смело пропускать описание этого этапа. Внутренняя рамка киота делается также. Если нет – то читайте далее.

Изготовьте своими руками либо приобретите в магазине профильные бруски, выполните запил под углом 45 градусов и склейте их вместе. Размеры брусков зависят от размера иконы. Столкнулись со значительной толщиной святыни? Тогда и толщина рамки будет больше.

Если у святыни нет подрамника, то с холстом придётся поработать дополнительно. Возьмите обычную фанеру для мебели, ДВП или МДФ толщиной от 4 до 6 мм и натяните холст.

Изготовление деталей

Сделать полки для образов можно с балясинами под перекладинами. Для этого нужно купить или взять в аренду портативный токарный станок. Целесообразно использовать лекало, чтобы бортик был изготовлен из одинаковых симметричных фрагментов.

Домашний иконостас своими руками изготавливается в такой последовательности:

  • нанесение разметки на заготовки;
  • выпиливание горизонтальных полок, перекладин и вертикальных стенок;
  • выравнивание и шлифовка краев досок;
  • изготовление балясин;
  • просверливание отверстий для крепежа деталей;
  • соединение фрагментов в единую конструкцию;
  • отделка и декорирование.

В заключение проводится примерка готового изделия к стене. В нее вкручиваются шурупы, на них вешается полка.

Одноярусный прямой стеллаж

Полки такого типа выбираются для размещения большого количества образов или если все углы в комнате заняты. Вешают стеллажи на восточной стене помещения. Даже для такого относительно простого в изготовления стеллажа чертежи необходимы. Предварительное планирование позволит подогнать все детали с высокой точностью, рассчитать необходимое количество строительных материалов.

Для одноярусного сооружения необходимо брать доски толщиной не менее 15 мм. Высота задней стенки должна быть более 30 см, чтобы образа над ней не выступали. Размещать иконостас следует на уровне глаз при условии отсутствия рядом других ярких и декоративных предметов интерьера. Для установки свечи или лампады следует предусмотреть негорючую подставку. Чтобы не загромождать изделие бортиком, по нижней перекладине можно пустить невысокий порожек для фиксации рамок.

Читайте у нас на сайте

Угловые полки

В большинстве случаев угловую полку для икон делают в 2 или 3 яруса. Связано это с необходимостью размещения нескольких образов в небольшом пространстве. Оптимальным размером считается высота 70-75 см и симметричные полки шириной 40-50 см. Более крупное сооружение будет смотреться громоздко даже в большой комнате.

Угловые полки под иконы своими руками изготавливаются в такой последовательности:

  1. Сборка щитов заданной конфигурации. Их делают из досок путем склеивания или сшивания скобами.
  2. Перенесение схематического изображения на заготовки. Наметка точек сверления отверстий.
  3. Выпиливание деталей. Обработка их краев фрезой и абразивными материалами. Подгонка фрагментов иконостаса между собой.
  4. Нанесение декоративных элементов на вертикальные и горизонтальные поверхности.
  5. Соединение всех составных частей в единое сооружение. Используются гвозди без шляпок, уголки, шурупы или столярный клей.

Лаком иконостас лучше покрыть до момента его водружения на место, чтобы не испачкать стену.

Достойно есть

Корсунская икона Божией Матери.

Прорись иконы «Взыграние»

Богоматерь Умиление

Богоматерь Умиление

ВЫШИВКА РИЗЫ ДЛЯ ИКОНЫ. (Мой скромный опыт)

  1. Делаю прорись (кальку) с иконы сама, или мне дает ее иконописец. Естественно, без прорисовывания деталей лика, рук, ног младенца, только контуры. Контуры деталей, которые будут впоследствии вырезаться, нужно нарисовать немного подальше, чтобы впоследствии риза не наехала на икону и частично не закрыла лик или руки, к тому же если будет небольшой сдвиг, чего, в принципе, быть не должно, но вдруг!, то была бы возможность подредактировать работу. Если отверстие будет несколько больше – не страшно, а вот когда риза наезжает на те части иконы, которые должны быть открыты – то это плохо.
  2. Делаю цветные эскизы (начала их делать недавно, по советам преподавателей из Убруса, и они очень помогают в работе). Определяюсь с материалом, который буду использовать в работе, в общих чертах. Раскладываю сотни пакетиков с бисером, камушками, канителью, стразами, определяюсь, что может пригодиться в работе и складываю их в отдельную коробку. Остальное убираю, дабы не смущало. Насчет цветов, используемых в ризе – конечно, очень подходит жемчуг и бисер жемчужных цветов, от белого до светло-бежевого (см. фото 1). Вышивала я ризы и, пытаясь в точности повторить цвета на иконе (см. фото 2, 3), но мне кажется это менее удачным. К тому же цветовая гамма бисера все же ограничена, не всегда удается найти то, что нужно, чтобы удовлетворяло и по размеру, и по качеству, и по цвету. Бисер лучше всего использовать, конечно же, чешский. И чем мельче, тем лучше. Стеклярус я практически не использую, он грубоват, а вот рубку немного ввожу в вышивку.
  3. Запяливание ткани. Этот процесс нам уже известен, запяливаю я так, как учили в Убрусе. Только паутинки у меня нет, поэтому работаю без нее. Если поверхность будет полностью вышита, то можно вышивать по х/б ткани, если предполагается, что часть ткани будет видна, то вехнюю ткань берем такую, какая нам нужна. Тканей может быть и несколько, т.е. ткань фона одна, а на нее накладывается (пришивается мелкими стежками) ткань нимба – другая (см. фото 4) . Иногда поверхность интереснее смотрится, если в качестве верхней ткани взята золотая парча, она дает дополнительное мягкое свечение бисеру, и выглядит красиво, если риза зашивается не сплошь, а с промежутками в некоторых местах (см. фото 5)

Да, длина ткани должна быть больше, чем периметр иконы, на ширину иконной доски плюс сантиметров 5-7 для подгиба.

  1. На запяленную ткань наношу прорись с помощью кальки для ткани . Обвожу прорись простым карандашом, уточняю линии ( см. фото 6)
  2. Начинаю вышивать с контуров мафория Божией Матери, одежды Младенца. Зашиваю их полностью, потом вышиваю нимбы (фото7), фон (если он вышивается), рамку и надписи, подправляю все, сверяю с калькой. Вышиваю так, как описано в журнале Убрус, вы, наверное, все знаете, как пришивать бисер. Вышиваю и вприкреп, и по две, и по одной бисеринке.

Фон можно оставлять незашитым. (См. фото 8)

Иглы использую, естественно, бисерные, нитки – ЛЛ, либо армированные. Под цвет бисера или ткани фона. Нитки можно слегка вощить.

  1. Проклеиваю изнанку мучным клейстером, не снимая с пялец. Раньше проклеивала полностью, теперь проклеиваю те части, которые будут вырезаться и прилегающие к ним вышитые, примерно на 1 см.
  2. После высыхания аккуратно маникюрными ножницами и острым распарывателем для ткани вырезаю незашитые детали с припуском приблизительно 1 см, если позволяет ткань, а если дырочка маленькая, то — как получится. Надсекаю ткань так, чтобы она хорошо и плавно загнулась на изнанку. Подшиваю ее к изнанке, проходя два, а то и три раза по кругу, чтобы ткань была хорошо закреплена. Можно еще раз проклеить края.
  3. Вышивку снимаю с пялец. Прикладываю к иконе. Чтобы хорошо положить ризу на икону, понадобится помощь двухстороннего скотча. Мне нравится работать с лентой для приклеивания линолиума. На тыльную сторону иконной доски по периметру приклеиваю скотч, и поочередно снимая второй бумажный слой с него, заворачиваю на изнанку ткань и приклеиваю к скотчу. Если нужно подправить, можно отклеить и сделать еще раз, скотч прилипает хорошо. Когда я вижу, что результат меня устраивает, раза расположена правильно и никуда не сдвигается, я фиксирую углы, пришиваю их нитками. Лишнюю ткань на изнанке срезаю.
  4. Выкраиваю х/б ткань, равную периметру иконы и пришиваю ее вручную по всему периметру иконы с изнанки, чтобы закрыть все подгибы и стыки, дабы все было аккуратно.
  5. Вставляю икону в киот . Аминь.

Как сделать киот своими руками

Несмотря на кажущуюся сложность, такой ящик вполне можно изготовить своими руками. Материалы, форма, цвет, фурнитура зависит от предпочтений заказчика, но есть и общие правила. В первую очередь необходимо измерить икону, для которой будет изделие, запастись необходимыми материалами и инструментами и следовать инструкции.

Инструменты и материалы

Чтобы изготовить ларь, необходимо приобрести определенные материалы и инструменты.

В первую очередь потребуются:

  • ножовка с мелким зубом;
  • сусло (не обязательно, но с ним срезы будут ровнее, экономит время);
  • струбцины;
  • дрель;
  • металлическая линейка-уголок;
  • рулетка;
  • карандаш;
  • наждачная бумага;
  • эластичный шпатель;
  • отвертка;
  • молоток;
  • нож со сменными лезвиями;
  • пистолет для герметика;
  • кисти.

Выбор материалов более кропотлив и зависит от вкуса изготовителя, поэтому представленный набор носит скорее рекомендательный характер.

Основные материалы:

  • стекло;
  • деревянные доски;
  • фурнитура;
  • лак и краска;
  • морилка;
  • оргалит (для задника);
  • для рамки, куда вставляется стекло, можно взять багет;
  • мелкие и средние гвозди и шурупы;
  • клей для дерева;
  • герметик, для фиксации стекла.

Пошаговая инструкция

Помимо размеров и внешнего облика, необходимо определиться с видом киота: напольный он будет, подвесной или переносной. Изначально можно сделать простой чертеж, чтобы в дальнейшем следовать ему и уже не возвращаться к замерам.

Затем необходимо изготовить каркас из деревянных досок. Они могут быть из сосны, березы, дуба или плодовых деревьев, сечением 15 на 45 или 15 на 50. Планки должны быть нарезаны по размерам чертежа, строго под прямым углом. Каркас собирается при помощи клея, смазывая им стыки и соединяя по чертежу. После чего конструкция должна просохнуть, затем ее можно обработать наждачной бумагой.

Следующий шаг — разметка и изготовление дверцы. Изначально изготавливается рамка для стеклянной дверцы, используя деревянную раскладку и сусло для нарезки под углом 45 градусов. Собирается и затягивается рамка и раскладка также с помощью клея. Нужно следить, чтобы на стыках не было щелей.

После из оргалита изготавливается задняя стенка, она должна быть на 5 миллиметров меньше лицевого периметра.

Далее раму шкурят и с помощью фурнитуры навешивают на просохший каркас. Затем прибивается стенка из оргалита и в раму вставляется стекло с помощью герметика.

На завершающем этапе изделие при необходимости шпатлюют, наносят морилку или масло, лакируют.

Чем можно украсить

Преобразить домашний иконостас помогает использование дополнительных декоративных элементов

Важно не добавлять большое количество украшений, чтобы основное внимание было сосредоточено на священных полотнах

Лампада

Лампада представляет собой маленький сосуд с фитилем, наполненный маслом. Свет лампады олицетворяет незримый Божественный свет и возжигается рядом со священными образами. Рядом с наиболее почитаемыми иконами можно поставить несколько лампад и зажигать их перед прочтением молитвы.

Крест

На вершине иконостаса практически всегда ставят крест. Нельзя ставить его ниже либо наряду с полотнами. Размер креста подбирают с учетом габаритов икон и дополнительной церковной атрибутики.

Использование репродукций

Репродукции икон с изображением высокого качества допускается разместить в иконостасе, но только при освящении в церкви. Бумажные репродукции наклеивают на твердую деревянную основу и покрывают тонким слоем лака

Наносить покрытие нужно с осторожностью, поскольку лак может повредить типографскую краску. Чтобы репродукции со временем не выцветали, потребуется оберегать их от воздействия солнечных лучей

Иконостас своими руками

В каком месте квартиры устраивать домашнюю молельню, мы разобрались. Теперь поговорим о ее создании. Это важный этап, к которому нужно подходить с чистой верой и открытой душой.

Выбор полки

Сегодня уже готовый «красивый угол» возможно отыскать практически в каждом мебельном салоне или изготовить по собственному эскизу на заказ. Однако многие православные верующие предпочитают делать его своими руками, вкладывая в изделие искренние молитвы и душу.

Как правило, иконостас украшают художественной резьбой, инкрустацией или используют несколько цветов. Материал, из которого будет сделана конструкция, существенной роли не играет. Также неважна и форма: полки могут быть угловыми или обычными.

Перед тем как приступить к работе, следует сделать схематические чертежи. Иконы должны располагаться на отдаленном расстоянии друг от друга, чтобы минимизировать риск возгорания от зажженной свечи или лампадки. Вешают конструкцию обычно на уровне глаз, чтобы было удобно общаться со святыми. Под полочками можно установить низенький столик или тумбочку, чтобы разместить Евангелие, Библию, святую воду и другую церковную атрибутику.

Самодельная полка для иконостаса

Расположение икон

Находясь в церкви, вы наверняка замечали, что иконостас устроен по строгим канонам. Эти же правила необходимо соблюдать и для домашней молельни. Она должна состоять из пяти рядов, где святыни будут расположены согласно общепринятой иерархии:

  • поверх всех образов располагается крест;
  • по центру размещают лик Иисуса Христа, над которым ставят икону Святой Троицы;
  • справа от Спасителя располагают образ Пресвятой Богородицы;
  • по обеим сторонам от главных святынь размещают дополнительные лики.

Священнослужители советуют придерживаться единого стиля при оформлении «красного угла», однако для домашней молельни сделать это практически невозможно. Зачастую святые образы покупаются поодиночке или дарятся гостями, а потому далеко не всегда имеют одинаковое оформление. Это не является нарушением принятых православных канонов, так как молятся не изображениям, а святым, написанным на них. Не нужно гнаться за модой, стремясь сделать из домашнего иконостаса стильный предмет интерьера. Обустраивать его надо только с искренней верой и открытым сердцем.

Дополнительные образы

Православные верующие редко ограничиваются основными ликами при обустройстве «красивого угла». Так как каждый христианин сам выбирает, кому молиться, церковь не устанавливает строгих правил по поводу количества образов. Как правило, рядом с главными святынями христиане размещают и другие иконы:

  • ангелов-хранителей – для защиты всех членов семьи;
  • Пантелеймона Целителя – чтобы помочь в избавлении от болезней;
  • Февронии и Петра – помогают сохранить семейный лад, уют, гармонию, благополучие;
  • Блаженной Матроны Московской – для излечения от тяжелых заболеваний.

Рядом с главными святынями христиане размещают и другие иконы

Домашняя молельня – это кусочек православной церкви, куда может обратиться любой член семьи, если случилась такая необходимость

Со времен Древней Руси обустройству «красного угла» уделяли особое внимание, а потому практически все традиции дошли до наших времен низменными

Какие иконы должны быть в прихожей?

Покидая ежедневно дом, уходя в мир соблазнов и обмана, необходимо помолиться небесному покровителю, попросить его, чтобы он сделал путь безопасным и направил к добрым людям

Важно, чтобы вы этому научили собственных деток, которые доверяют всем людям. Необходимо поблагодарить Святого за заступничество, за возвращение домой


Покрова защищает от мира соблазнов

Вы сможете защитить собственный дом от плохих людей, если повесите в прихожей следующие иконы:

  • Образ Иверской Пресвятой Богородицы
  • Образ Покрова
  • Икону, на которой изображена Святая Троица

Выберите одну икону, укрепите ее над входными дверьми. Также можете повесить в прихожей тот образ, который почитают все домочадцы.

Какие иконы нужно иметь дома

Изготовление внутренней рамки для киота

Если вам уже приходилось делать стандартные картинные рамочки, то можете смело пропускать описание этого этапа. Внутренняя рамка киота делается также. Если нет – то читайте далее.

Изготовьте своими руками либо приобретите в магазине профильные бруски, выполните запил под углом 45 градусов и склейте их вместе. Размеры брусков зависят от размера иконы. Столкнулись со значительной толщиной святыни? Тогда и толщина рамки будет больше.

Если у святыни нет подрамника, то с холстом придётся поработать дополнительно. Возьмите обычную фанеру для мебели, ДВП или МДФ толщиной от 4 до 6 мм и натяните холст.

Установка икон

Данная концепция эволюционирует (равно как вера в целом), достигнув нынешней православной традиции, где иконостас домашний является неотъемлемой частью и понимания мира, и оформления пространства.

Личные иконы в доме служат многим целям:

  • являются окном в духовный мир;
  • позволяют сосредоточиться на молитве;
  • представляют собой своеобразный ориентир и основу веры, наподобие молитвы «Символа веры»;
  • наполняют дом благодатью.

Таким образом, весьма полезно каждому верующему выбрать иконостас для дома. Конечно, бывают разные возможности, и не следует чрезмерно стремиться к покупке деревянных дощечек с изображением святых ликов, вера состоит не в этом, однако такие предметы могут помочь в процессе взращивания веры, так что пригодятся православному человеку.

Правила составления

Размещали образы не всегда в углу, но также по центру стен, при этом ориентиром являлась восточная сторона дома, которая располагается между Севером и Югом.

Конечно, соблюдать эту традицию следует по возможности. Вполне допустимыми являются северо-восточное или юго-восточные направления.

Сейчас не составляет труда купить домашний иконостас в самом разном исполнении, он может выглядеть как:

  • резные полки;
  • своеобразное подобие серванта;
  • нечто наподобие застекленной рамки с отделами для икон разного размера.

Каждый может выбрать для себя оптимальный или даже составить домашний иконостас из собственных икон и материалов, такой вариант тоже вполне допустим и об этом более подробно скажем далее.

Касательно наполнения тоже есть различные вариации.

Главными ликами всегда являются иконы Иисуса Христа и Богородицы.

Чтобы получить ценный совет, полезно обратиться к своему духовнику или просто священнику в храме, который сможет рассказать об этом.

Православные люди часто выбирают образы Спаса Нерукотворного, Пантократора или другие, которые являются Господа в его милости и величии. Богородицу чаще всего приобретают в образах Елеуса или Одигитрия, с младенцем.

Многие предпочитают изображения различных известных чудотворных икон — Тихвинская или Казанская. Указанные образы занимают центральное положение, как правило, они крупнее по размеру и располагаются выше остальных.

Иконостас домашний включает и лики святых, которые значимы для христианина:

  • мерная икона кого-либо из домочадцев, чаще всего ребенка (приобретается сразу после рождения);
  • семейные иконы (приобретенные для венчания) и лики святых, имена которых носят домочадцы;
  • святые покровители;
  • ангел хранитель;
  • особо почитаемые в каждом отдельном доме.

Также в угловой иконостас включают небольшие лампадки или подсвечники, в которых зажигают огонь во время домашней службы и молитвы.

На полочках может храниться Евангелие и другие духовные книги, просфора, святая вода. Многие используют благовестки и божники, проще говоря, специальные полотна, которые прикрывают иконы от пыли, если хозяева надолго отлучаются из дома.

Так или иначе, пространство нужно отделить от мирского, и визуально в том числе. Перед алтарем нужно иметь возможность нормально расположиться для молитвы.

Не следует ставить на иконостас какие-то дополнительные мирские предметы, все-таки перед вами домашний алтарь, который имеет ясное предназначение.Пытаясь создать эксклюзив и сделать нечто уникальное, не следует отступать от канонов.

Наполнение своего алтаря элементами, значимыми для личной духовной практики, имеет положительный эффект, но нужно придерживаться норм создания алтаря.

Навигация

История красного угла

На Руси домашние иконостасы начали активно сооружать сразу после ее Крещения. Принявшие православие миряне отводили под святые образы специальное место в доме, которое называли «красивым» или «красным углом». Там же они зажигали свечи, лампадки, возносили молитвы. Как правило, иконы ставили на угловые полки, расположенные в несколько ярусов. Место с ликами занавешивали шторкой, чтобы оградить их от повседневного быта. Верующие христиане обращались к Всевышнему утром и вечером, воспевали Господа, просили Его о спасении, помощи или поддержке.

Домашний иконостас является значимым атрибутом для православного христианина

«Красивый угол» никогда не был обычным местом хранения образов. Рядом с иконами ставили святую воду, просфоры, располагали Святое Писание, Библию, книгу с именами всего семейства (живых и умерших). Женщины делали своими руками фигурки голубей, символизирующих Святой Дух, которые затем подвешивали возле полок. До прихода к власти большевиков молельные углы располагались в каждой избе.

После событий 1917 года православные христиане подвергались гонению. Со смертью императорской семьи религия перестала быть главной ценностью общества. Набожные люди уже не устраивали дома столь заметные конструкции, а молились втайне, пряча святые образы от посторонних глаз. Историки утверждают, что именно революция оказала влияние на теперешний вид домашнего иконостаса. Боясь репрессий и наговоров, верующие миряне оставляли себе только по нескольку икон, убирая с полок всю остальную атрибутику. Возрождение «красивых углов» началось только к концу ХХ столетия, когда Русская православная церковь обрела прежнюю силу.

Реставрация старинных икон на дереве

Старинные иконы на дереве мы реставрируем теми же материалами, которые применялись для изготовления иконы. В Москве дорогие иконы писались на липе, берёзе, дешевые – на сосне. Афонские – на кипарисе, особенно ценные – на груше. С годами естественная деформация древесины приводит к изгибам и даже трещинам. По канонам дерево склеивается натуральным животным клеем. Это может быть столярный, костный или мездровый клей

Рыбий клей, или, как его часто называют «осетровый», применяется с большой осторожностью. Его высокая прочность, твёрдость (жесткость) не всегда подходит для деликатных работ с мягкими породами дерева

Место склейки старого дерева осетровым клеем может получиться твёрже (грубее) самого массива. Зато кипарис или груша клеится преимущественно осетровым клеем.

Устранение повреждений, вызванных жуками древоточцами, производим путём заполнения пустот специальными растворами. Цена расходного материала зависит от качества, страны- производителя, места покупки.

Как сделать икону своими руками из фотографии

Есть множество вариантов переноса фото иконы на деревянную поверхность. Самый простой способ – напечатать при помощи принтера на хорошо обработанной деревянной поверхности.

Но наиболее ценные поделки – это, когда человек делает своими руками. Он вкладывает в них свою душу, мастерство, энергию.

Вот несколько вариантов нанесения изображения с фото на деревянную поверхность:

Фотография иконы «Матерь Божья с младенцем на руках» распечатывается на лазерном принтере на бумажную основу. Берется чистая фанера или деревянная дощечка, выпиленная по размеру фотографии.

Поверхность дерева смазывается разведенным клеем ПВА из расчета 3 части клея и 1 часть воды. Это делается для того, чтобы клей впитался в текстуру дерева.

Оставить высыхать на 8-10 часов. Поверхность нужно смочить водой и тихонько оттереть бумагу от изображения. Изображение покрыть лаком.

Некоторые для того, чтобы не оттирать бумагу используют для печати пергамент. Техника такая же, только пергамент после смачивания отходит полностью листом, оставляя изображение на дереве.

Можно наклеивать фото, напечатанные на бумаге, на твердую поверхность. Вариантов очень много.

Стиль игры и загадок

Как украсить подъезд на свадьбу, если пара любит таинственность и не ищет легких путей? Ответ: можно прибегнуть к оформлению подъезда с помощью различных квестов.

Начнем со ступенек, пусть интрига присутствует в каждой из них. Оформленные в форме сердечек или парных человечков бумажки с традиционными вопросами вполне можно разбавить простыми вселенскими знаниями и постепенно, наращивая интригу, перейти к личности самой невесты.

  • Назови самую женскую и самую мужскую планету (Венера и Марс).
  • Назови цветы, которые растут в саду родителей невесты.
  • Назови/ расскажи ее любимое стихотворение и т. д.

Простое правило: одна ступенька – один вопрос.

Стены украсить любовной спайдер-сеткой, которую вполне можно изготовить самим при наличии шерстяных ниток или цветной бумаги/ картона и двустороннего скотча. Чтобы не смотрелось однообразно, можно сделать несколько акцентов из гофрированных цветочков. Задача несколько кропотливая, но самое приятное, что ее можно поручить ответственным свидетелям. Такое украшение отобразит всю суть затеи: постепенно пробираясь по паутинной дорожке, жених попадает в сети. Стоит учитывать чистоту стен, если они в совсем плохом состоянии, лучше заклеить плакатами с изображением той же самой паутины или нарисовать краской. Последнее желательно согласовать с управляющей компанией и жильцами. Ниже фото, как украсить подъезд сеткой.

На двери квартиры невесты повесить венок с множеством ключей различных форм и размеров. Их можно изготовить из бумаги или проволоки. А задача жениха – подобрать нужный «отворитель» заветной двери.

Какую роль играет орнамент в церковном искусстве?

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Орнамент — почерк эпохи, в нем наиболее сжато и отчетливо выражается художественный стиль времени. На первый взгляд орнамент выполняет подчиненную роль в художественном произведении. Однако как в ткани музыкального симфонического произведения значимо звучание каждого инструмента, сколь бы малой ни была его партия, так и художественная образность орнаментальных форм обретает свой смысл при их рассмотрении в едином композиционном организме книжного листа, шитой пелены, росписи храма.Наиболее ярко орнаментальное творчество проявило себя в храмовой декорации VI века, так называемой юстиниановской эпохи. В это время орнамент был почти равноценен сюжетным изображениям. Сохранившие мозаическую декорацию храмы Равенны особенно наглядно демонстрируют, что орнамент здесь не есть лишь ненавязчивый аккомпанемент. Он активно формирует среду, пространство.

Расположение сюжетных мозаик в этих храмах чрезвычайно структурно, логично, строго согласовано с архитектурными ритмами. Они немногочисленны, но каждая несет в себе изображение, проникнутое богословской символикой, многослойными смыслами, и располагается на главных сводах и стенах, там, где они не только хорошо прочитываются, но отмечают наиболее значимые сакральные зоны.

В Сан-Витале в Равенне это алтарная абсида и стены предшествующей ей восточной части храма. Все сюжетные композиции выделены подчеркивающими сюжет рамами геометрического орнамента. А вот все остальные сложные криволинейные поверхности архитектуры — арки, откосы, своды — все заполнено орнаментом иного характера. Этот орнамент, живой, свободный, составляется то из пышных цветов, по лепесткам и листьям которых порхают птицы, то из античных кратеров с поднимающейся из них вьющейся лозой, и воркующими рядом голубями. Мы видим здесь свивающиеся ленты, белые лилии, павлинов, распустивших веером свои хвосты, корзины со спелыми плодами и составленные из плодов гирлянды. Даже образы Христа и апостолов в медальонах обрамлены «виньетками» в виде сплетшихся хвостами дельфинов.Поражающее воображение богатство орнаментальных форм, сияние глубоких и насыщенных цветов смальты в сочетании с сиянием золота, создает ощущение, что человек, находящийся в храме, является свидетелем существования иного, прекрасного, не поддающегося описанию словами мира, где в гармонии и радости сосуществует все земное.

Что это за мир, поясняет надпись, сохранившаяся на одной из орнаментальных заставок древней болгарской рукописи XIII века: «Се есть Рай, иже нарицается Парадис».

Икона дня

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации