Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Сюрреализм в фотографии

Пабло Пикассо «Сон»

«Сон», 1932, Пабло Пикассо. Находится в частной коллекции Стивена Коэна

Как и многие художники вдохновлялся любовными переживаниями, воплощая их в творчестве. На картине «Сон» он изобразил своё новое увлечение — Мари-Терез Вальтер, которую ласково называл валькирией.

Мари-Терез Вальтер было 17 лет, когда она встретила Пабло Пикассо, который был старше её на 28 лет и к тому же женат. Тем не менее, их отношения развивались очень стремительно и страстно, спровоцировав целую серию сюрреалистических портретов, нарисованных Пикассо в 1932 году.

В картине «Сон», нарисованной всего за один день, Пикассо использует любопытный приём, разделив изображенное в анфас лицо на две половинки так, что можно наблюдать и линию профиля. Подобное сочетание несовместимых ракурсов положило начало новому направлению в портретной живописи. Пикассо отказывается от реалистичного изображения спящей девушки, используя форму и цвета так, чтобы вызвать эмоции и передать общее ощущение покоя и умиротворения.

В 2006 году владелец решил продать картину и уже договорился с покупателем о сумме сделки в 139 миллионов долларов, но случайно проткнул полотно локтём. Далее произведение ждали ремонт, который обошёлся незадачливому владельцу в $90,000, установление экспертами новой цены и несколько судебных процессов по страховым вопросам. В 2013 году покупатель всё же получил «Сон» Пикассо, заплатив за него 155 миллионов долларов, что на тот момент сделало картину самым дорогим произведением искусства в истории.

«Выше облаков»



Сюрреалистические работы цифрового художника Саида Афхамзаде показывают мир на грани сна и реальности.

Альтернативная реальность Рафала Олбински

Рафал Олбински (Rafel Olbinski) родился в городе Кельц (Польша). В 1982 году, окончив архитектурный факультет Политехнической Варшавской школы, эмигрировал в США, где стал известен как выдающийся художник, иллюстратор, дизайнер.Именитый сюрреалист, один из немногих, кому удается заставить зрителя видеть совершенно обычные вещи в непривычном ракурсе, под углом своего мировоззрения. Сюрреалистические иллюзии Рафала Олбински зачаровывают особым глубоким символизмом, увлекают в фантастический мир гармонии. Они снискали мировую славу и вошли во многие частные коллекции.

Сюрреализм от Rafel Olbinski. 


Сюрреализм от Rafel Olbinski. 


Сюрреализм от Rafel Olbinski. 


Сюрреализм от Rafel Olbinski.

Двуногая подножка для велосипеда

Длина подножки регулируется в пределах примерно 29-35 см (в разложенном состоянии) Сам я не взвешивал ее, но продавец утверждает, что ее вес 548 г. Вторая (подвижная) нога перемещается относительно корпуса, касаясь его роликом (виден на предыдущем фото), в разложенном положении немного люфтит (не критично).

Работа подножки на перевернутом велосипеде

Итак, впечатления: Теперь велосипед можно поставить где угодно, а не искать «к чему бы его прислонить», ну с этим и одноногая за 300 р. справляется. Велосипед стоит устойчиво, опираясь на подножку и переднее колесо, заднее остается вывешенным (что кстати дает возможность обслуживать вел в таком положении). Вот тут и начинаются отличия от одноногих. В таком положении я спокойно устанавливаю на багажник детское кресло, и впоследствии усаживаю в это кресло и пристегиваю сынишку трех лет от роду. Оставить без присмотра ребенка конечно же нельзя, но на метр отойти — взять сумку или одеть перчатки — можно. Ну а для остановки «зайти в магазин» максимум что нужно — это предмет, к которому можно привязаться.

Плюсы: + она работает + устойчивость + возможность регулировки

Минусы: — цена — вес

Благодарю за прочтение, конструктивная критика приветствуется, на вопросы отвечу, что не дописал — дополню.

Рене Магритт

Еще один из известнейших авторов, работавших в стиле сюрреализм, — бельгийский художник Рене Магритт. Он достиг такой популярности благодаря своеобразному подходу к стилю: сюрреализм, в котором Магритт писал картины, называют парадоксальным. Изображения, прекрасные в своей ясности и простоте, в то же время провоцируют тревожные мысли; это только на первый взгляд кажется, будто они ничего под собой не скрывают.

Магритт обладал талантом увидеть простую, обыденную вещь и придать ее образу нечто таинственное и мифическое. Он терпеть не мог психоанализ в живописи, его работы можно назвать скорее философско-поэтическими. Художник стремился избегать отвлекающих факторов, используемых в большей части современной живописи, и придерживался изобразительной техники, которая четко определяла содержание его картин.

Ключевым элементом творчества Магритта можно назвать мужчин в котелках, которые очень часто появляются на его картинах. Их часто интерпретируют как автопортреты художника, хотя их можно рассматривать и как банальные источники его вдохновения, которые, как известно, находятся вокруг нас в самых обыденных мелочах.

«Влюбленные» (1928)

На этом популярном произведении живописи в стиле сюрреализм изображена целующаяся пара, лица которой полностью обернуты белой тканью. Магритт довольно часто оставлял комментарии к своим работам, однако эта осталась без авторского объяснения. Отсюда и происходит множество самых разных интерпретаций, которые выдвигают арт-критики и поклонники художника.

Распространенные версии — «Любовь слепа», «От любви теряют голову», которые, однако, кажутся слишком банальными. Специалисты считают, что это попытка двух людей победить отчуждение, которое они чувствуют по отношению друг к другу, но им не удается это сделать даже в момент близости. Существует и версия о том, будто все люди — загадки друг для друга, даже влюбленные.

«Сын человеческий» (1964)

На этой картине изображен мужчина, одетый в пальто и шляпу; за его спиной мы видим каменную стену, которая обрывается и открывает вид на синее небо, облака и бескрайнее море. Лицо мужчины закрывает словно бы зависшее в воздухе зеленое яблоко.

Исходя из названия произведения живописи, «Сын человеческий», можно сделать предположение о ее значении: несмотря на то, что на ней изображен современный деловой человек, он все равно остается сыном Божьим и, подобно Адаму, способен поддаваться земным искушениям, которые и символизирует яблоко, подобно плоду с древа познания.

Значение термина

Сюрреали́зм – от французского surréalisme (сверхреализм). Но с таким термином (сверхреализм) мы уже встречались – так переводится слово «гиперреализм». Приставка «гипер» (hyper) – в переводе с греческого означает «над, сверх, по ту сторону, превышение нормы». Таким образом, гиперреализм – это сверхреализм. Но в чём тогда разница между гиперреализмом и сюрреализмом?Разница значительная. В гиперреализме предметы изображаются с фотографической точностью, порой рисунок не отличим от фотографии. Вот, например, как эта картина художника-гиперреалиста.

Картина итальянского художника-гиперреалиста Роберто БернардиВ сюрреализме же сверхреализм проявляется как раз практически в полном отсутствии реализма. Звучит парадоксально, но сюрреализм как раз и претендует на парадоксальность. Он использует аллюзии и парадоксальные сочетания форм. Аллю́зия (лат. allusio – намёк, шутка) – указание, аналогия или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. В сюрреализме совмещены сон и реальность, сновидение наяву.

Рене Магритт «Вероломство образов»

«Это не трубка», 1928, Рене Магритт. Находится в музее Лос Анджелеса LACMA

Картина «Вероломство образов», написанная во второй половине 1920-х годов, изображает курительную трубку, кажущуюся чересчур реальной — тонкие линии изгиба, блики и тени. Вероятно, произведение не вызвало бы бурного обсуждения в художественном мире, если бы не одна деталь: выведенная словно детским аккуратным почерком надпись «Ceci n’est pas une pipe», что в переводе с французского означает «Это не трубка».

В этом весь : наше видение (в данном случае воплощенное на холсте) и реальный объект не тождественны. Как можно быть уверенным, что мы видим действительно то, что видим? Вспомните, как однажды ошиблись, приняв в темноте предмет за то, чем он не является — вдруг мы допускаем эту оплошность постоянно?

В 1966 году Магритт создаёт работу под названием «Две загадки», где вновь фигурирует курительная трубка. Художник предлагает развитие своих ранних идей: если мы не уверены, что наше восприятие соответствует действительности, то как мы можем подтвердить истинность этого суждения, не попадая в свою же ловушку?

«Две тайны», 1966, Рене Магритт. Находится в частной коллекции

Подобная концепция оказала влияние на дальнейшее развитие искусства и литературы. Например, известный философ Мишель Фуко написал эссе «Это не трубка», где подробно анализировал и дополнял идеи Магритта. Более того, формулировка «Это не…» была взята на вооружение маркетологами. Самой оригинальной является рекламная кампания страховой фирмы Allianz, где на плакатах с изображениями курительной трубки, молотка, и банановой кожуры, соответственно, находятся надписи «Это не трубка — Это загрязнитель бронхов», «Это не молоток — Это вечный расплющиватель пальцев», «Это не кожура банана — Это злостный вредитель спине».

Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не банановая кожура» Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не молоток» Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не черепица»

История сюрреализма

Сюрреализм (от фр. surréalisme — сверхреализм) сформировался как отдельное направление в европейском искусстве в 20-х гг прошлого века в послевоенной Франции. Его основоположником принято считать Андре Бретона (André Breton). Предвестником нового движения стало сочинение «Магнитные поля», а после публикации в 1924 году «Манифеста сюрреализма» движение обрело четкую программу и признанного лидера.

Сюрреалистические мотивы использовали в своих работах еще мастера Эпохи Возрождения. Триптих Иеронима Босха (Jheronimus Bosch) «Сад земных наслаждений» переполнен загадочными фигурами, порожденными фантазией мастера. На картине изображены облеченные в плоть галлюцинации, странные чудовища и сложные машины для пыток.

Кисти Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) принадлежат фантасмагорические циклы «Времена года» и «Четыре элемента». На них художник изобразил аллегорические портреты человека, составленные из живых и неживых предметов. Сальвадор Дали называл этого итальянского живописца отцом сюрреализма.

Непосредственным предшественником направления «сюр» в искусстве был дадаизм. Многие представители французской школы этого нигилистического движения впоследствии стали сюрреалистами. Значительное влияние на формирование нового направления также оказало творчество выдающихся представителей символизма Гюстава Моро (Gustave Moreau) и Одилона Редона (Odilon Redon). Научное обоснование своим идеям сюрреалисты находили в философии Фридриха Ницше и работах по психоанализу Зигмунда Фрейда.

Первая выставка «сюр» была организована в Париже в ноябре 1925 года. В это же время в Бельгии начал издаваться специализированный журнал Correspondance. В 1929 году из Испании во Францию переезжает Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и примыкает к группе Андре Бретона.

В конце 20-х — начале 30-х гг прошлого столетия в направлении назревает первый серьезный кризис. Причиной этому послужила активная политическая позиция лидера. Андре Бретон становится ярым сторонником левых троцкистских убеждений, вступает в Коммунистическую партию Франции. В это время часть сюрреалистов покидает движение.

Всемирную известность направление снискало на международных выставках в Лондоне и Нью-Йорке (1936 г), Токио (1937 г), Париже (1938 г). А начало Второй Мировой войны многими экспертами искусства расценивается как окончание организованного движения «сюр».

В 40-е годы в творчестве наиболее известного в мире представителя жанра — Сальвадора Дали отчетливо наблюдается эволюция взглядов. Художник отдаляется от строгих сюрреалистических норм, в его картинах четко проявляются черты академизма. Эксцентричный испанец эмигрирует в США и успешно ведет коммерческую деятельность. Произведения мастера пользуются большим успехом и хорошо продаются.

В 60-70-е годы ХХ века публика постепенно теряет интерес к сюрреализму, направление растворяется во второй волне авангардизма.

Хуан Миро

Всю карьеру этого испанского художника можно охарактеризовать как настойчивый эксперимент и бесконечные заигрывания с беспредметностью.

Особенностями творчества Миро называют биоморфические формы, геометрические фигуры и полуабстрактные предметы. Художник часто работал с ограниченной цветовой палитрой, но при этом используемые им цвета были достаточно смелые и претенциозные.

Миро изобрел новый вид живописного пространства, в котором визуальные объекты, созданные исключительно из воображения художника, соседствуют с основными, узнаваемыми формами – небесными телами, животными, лестницами и т. д. Появляется даже ощущение, будто реальные и нереальные формы всегда сосуществовали вместе, как в материальной сфере, так и в пространстве живописи Миро.

«Ферма» (1921)

Это полотно предлагает зрителю взглянуть на занятную испанскую семейную ферму. Сам Миро говорил, будто именно «Ферма» стала ключевой работой, итогом всей его жизни в деревенской местности. Он хотел поместить на холст все, что любил в деревне, – от огромного дерева до крошечной улитки.

Бывало, что Миро проводил по восемь часов в день за работой над этой картиной, и все это на протяжении девяти месяцев

Почти с маниакальным вниманием к деталям он поместил различные объекты напротив монохроматических участков пространства для создания особого контраста

Впоследствии картина была продана американскому писателю Эрнесту Хэмингуэю.

«Вспаханное поле» (1923)

Наполненное сложными, непостижимыми фигурами, произведение живописи является изображением одного из пейзажей родины художника – Каталонии. Она кишит органическими формами, растениями, птицами и животными, которые объединяются и сливаются воедино вне зависимости от вида, казалось бы, вопреки природе.

Картина может рассматриваться как дань уважения к прошлому Испании и заявление о пережитых страной современных политических потрясениях. В подобных работах, а также работах до и во время Второй мировой войны, Миро нередко выражал свои собственные политические настроения.

Сюрреализм в живописи имел немало представителей в прошлом веке, а еще больше последователей находит сейчас. В Интернете есть множество ресурсов, где можно увидеть картины в стиле сюрреализм авторства и современных художников, и признанных мастеров XX столетия.

В этом видео вы подробнее узнаете об истоках сюрреализма в живописи и его последующем развитии:

Сюрреализм в литературе

Отличительные черты сюрреализма, которые используются писателями в литературе этого стиля:

  • автоматическое письмо — записывается всё, что приходит в голову автору, не останавливая, не структурируя свои мысли; писатель «плывёт по течению» своих мыслей без фильтра, позволяя всем появляющимся идеям появляться на бумаге;
  • сопоставление образов — ставить бок о бок, казалось бы, несовместимые вещи, которые обычно люди не ассоциируют друг с другом, таким образом заставляя читателей увидеть вещи в новом свете; например, сравнение двери со змеёй или чаши с деревом;
  • иррациональность — авторы-сюрреалисты стремились исследовать всё царство опыта, который существует вне рационального разума;
  • бессознательное — сюрреалисты были очень заинтересованы в бессознательном, потому что: а) бессознательное является источником иррационального, и б) бессознательное также является источником творчества;
  • ассоциация — странные связи, устанавливающиеся между очень разными мыслями, идеями или образами (автоматическое письмо зависит от ассоциации, как литературной техники);
  • сновидения и фантазии — это часто средства, с помощью которых наше бессознательное и наши иррациональные побуждения находят своё выражение; и зачастую у читателя создаётся впечатление, будто он входит в мир снов;
  • революция — сюрреализм начался сразу после Первой мировой войны (и это движение возникло частично, как ответ на войну), а писатели-сюрреалисты были революционными писателями, которые пытались изменить общество и стремились ввести новые способы мышления, более продуктивные, чем разрушительные;
  • дадаизм (или дада) — предшественник сюрреализма; дадаизм также был вовлечён в иррациональное, также хотел уничтожить старые культурные формы и создать новые, также игнорировал традиционные художественные соглашения (он даже любил их разрушать). Дада послужила источником вдохновения для писателей-сюрреалистов, живущих в Париже; но эти движения различаются: а) у дадаистского движения не было «лидера» как у сюрреалистического (его возглавлял основоположник сюрреализма Андре Бретон); б) сюрреализм базировался в Париже и был очень тесно связан с городом, тогда как дадаистские художники и писатели были разбросаны по всей Европе.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали и сюрреализм уже почти стали синонимами — фамилия именно этого испанского художника первой приходит на ум при упоминании данного стиля живописи. За время своей долгой карьеры Дали добился успеха в скульптуре, моде, рекламе, литературе и кинематографе, в частности, благодаря своему сотрудничеству с Луисом Бунюэлем и Альфредом Хичкоком, но всемирно известен он благодаря своему вкладу в искусство живописи. Его работы теперь находятся в крупнейших художественных музеях мира.

В основе попыток Дали создать формальный и визуальный язык, способный передавать его сны и галлюцинации, лежит теория Фрейда. Его работы пронизывают навязчивые темы эротизма, смерти и упадка, отражая их схожесть с психоаналитическими теориями того периода. Опираясь на очевидно автобиографические материалы и детские воспоминания, творчество Дали изобилует готовым к интерпретации символизмом, от фетишей и образов животных до религиозных символов.

В своем творчестве он использовал так называемый параноидально-критический метод познания — состояние, в котором можно создавать иллюзию, сохраняя собственное здравомыслие. Дали считал, что обладает такой способностью, и может освобождаться от рациональных и моральных установок, приобретая мышление сумасшедшего человека.

«Постоянство времени» (1931)

Этот культовый шедевр живописи в стиле сюрреализм, репродукции которого создавались наиболее часто, иногда встречается под названием «Мягкие часы». На нем изображены четверо часов, которые показывают собственное время. Находятся они в окружении пустынной местности. При этом часы не твердые и плоские, а изображены в мягком, плавящемся и растекающемся состоянии.

Дали использовал часы, чтобы символизировать смертность, прежде всего, свою собственную (взгляните на часы, которые уже поедают муравьи), и скоротечность времени. В отличие от распространенного мнения о том, что время имеет линейную форму, подобно прямой, с началом и концом, художник считал, что время — органический процесс, который и сжимается, и растягивается. А пришла идея написания этой картины к Дали после того, как он увидел на тарелке плавленный сыр камамбер.

«Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937)

Как и во многих других работах в стиле сюрреализм, значение этой картины нелегко уловить сразу. Условно эту картину можно поделить на две части: плавающих в озере лебедей и их отражение. Мы можем видеть, как элементы реального изображения переходят в нереальное: склонившиеся шеи лебедей отражаются в озере и превращаются в слоновьи хоботы, оперенные крылья — в уши слонов, а стволы деревьев в отражении становятся их лапами.

Перед утесом изображен мужчина — считается, что это автопортрет Дали. Он стоит к озеру спиной, отчего чувствуется некая тревога: вдруг он повернется назад, и окажется, что лебеди и слоны были всего лишь миражом? Именно столкновение действительности и фантазии является основной идеей этой работы.

Приемы отображения сюрреальности

Для отображения сюрреальности фотографам пришлось искать собственные художественные средства и нестандартные приемы. В частности, для этого фотографы-сюрреалисты стали использовать комбинированную печать, монтаж, технику деформации и искажения. Наиболее же популярным приемом стало многократное экспонирование, то есть получение фотоизображения в результате последовательной съемки нескольких объектов на один и тот же участок пленки. Таким образом, при многократном экспонировании одно изображение накладывалось на другое. В итоге получался снимок, состоящий из нескольких взаимно просвечивающих изображений. Техника искажения часто применялась для получения изображений со сверхъестественными и ирреальными образами. Подобные фотографические приемы позволяли создавать действительно незаурядные и запоминающиеся изображения.

Поначалу сюрреалистическая фотография была лишь определенным жанровым искусством, над которым трудились фотографы-экспериментаторы, обогащая свое мастерство. Однако, интересные и нестандартные находки сюрреалистов вскоре заинтересовали многие рекламные компании. Ведь образы сюрреалистической фотографии способны порой рождать у зрителя необычные смысловые и визуальные ассоциации

Это эмоциональное воздействие от просмотра фотоизображений привлекало внимание общественности. Фотографии, выполненные в стиле сюрреализма, начали использоваться для рекламных целей и публикаций в модных журналах

И сегодня сюрреалистические фотоизображения применяются в коммерческих областях декоративного искусства. Ведь, несмотря на всю свою абсурдность и нереальность, фотографические произведения сюрреализма способны стимулировать сознание зрителя и пробуждать в нем сильное ассоциативное воображение. Тем более, что с появлением цифровой фотографии и компьютерного редактирования изображений возможности сюрреализма значительно выросли.

«Дали атомикус»

Благодаря своим работам в стиле сюрреализма получили широкую известность такие фотографы, как Ангус Макбин, Билл Брандт, Йозеф Судек, Чема Мадоз и многие другие. Однако, родоначальником сюрреализма в фотографии стал Филипп Халсман. Именно он показал, что добиться оригинальных эффектов сюрреализма можно даже без монтажа, используя исключительно фотографические средства. Сделанный им снимок «Дали атомикус» является настоящей классикой фотоискусства, которая посвящена знаменитому художнику-сюрреалисту Сальвадору Дали. Для создания этого уникального снимка потребовалось около шести часов напряженной работы. На фотографии Дали выпрыгивал вверх, а ассистенты фотографа подбрасывали в воздух кошек и мебель. Один из помощников Халсмана также одновременно лил из ведра воду. Этот необыкновенный сюжет был снят с помощью сильных павильонных вспышек, чтобы вся искусственно созданная ситуация была изображена максимально резко. Снимок «Дали атомикус»  основывался на представлении о составе атома, в котором вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны. Чтобы показать это постоянное движение, Халсману и пришлось использовать эти необычные приемы с прыжком Дали, летающими кошками и мебелью. В 1959 году Филипп Халсман выпустил книгу «Прыжки» («Jump Book»), которая была составлена из необычных портретов знаменитостей, сфотографированных в момент прыжка. Свою оригинальную идею фотограф объяснил тем, что, по его мнению, в момент прыжка люди внутренне раскрепощаются и становится возможным разглядеть их «истинную сущность».

Работа Филиппа Хольсмана

Сюрреализм в фотографии позволяет находить оригинальные ходы и своеобразные решения, которые помогают рождать у зрителя  необычные визуальные ассоциации. Сюрреализм – это экспериментальное творчество, где все зависит от таланта и неординарного мышления фотографа. С помощью многократного экспонирования кадра, фотомонтажа или искусственно подготовленных форм можно создать изображение с идиллическими грезами или ирреальными художественными образами, которые будут активно воздействовать на сознание зрителя.

Макс Эрнст

Немец по происхождению, Макс Эрнст был инновационным художником, провокатором, извлекающим из своего подсознания сновидческие сюжеты, потешающиеся над социальными устоями. Он был глубоко заинтересован в искусстве живописи, создаваемом душевнобольными, как средстве доступа к первобытным эмоциям и беспрепятственному творчеству.

Именно Эрнст изобрел технику под названием фроттаж: перевод на бумагу текстуры какой-либо шероховатой или выпуклой поверхности, например, коры дерева. А желание рисовать от подсознательного, также известное, как автоматическая живопись, заняло центральное место в его творчестве в стиле сюрреализм и впоследствии окажет влияние на абстрактный импрессионизм.

«Двое детей и соловей» (1924)

К поверхности картины прикреплен красный деревянный забор, калитка которого приоткрыта в приветственной манере и показывает нам, на первый взгляд, идиллическую картину, которая на самом деле является сценой ужаса и беспорядка.

Одна из девочек находится в явно бедственном положении: в поднятой вверх руке она держит нож и словно отбивается от маленькой птицы над головой – соловья. Другая девочка, в таком же сером одеянии, вообще лежит на земле, будто потеряла сознание. Эрнст ввел в эту работу две автобиографические отсылки: смерть его сестры и его детская галлюцинация во время лихорадки – рядом со своей кроватью он видел птицу.

«Ангел домашнего очага» (1937)

На картине изображено неизвестное фантастическое существо с продолговатыми конечностями, которое совершает прыжок, причем с довольно радостным выражением лица. Монстр одет в лохмотья, которые очень странно разукрашены; выглядит он уродливо. Более того, из его правой ноги, похоже, рождается еще один непонятный монстр – подобно тому, как размножаются клетки раковой опухоли.

Эта работа одна из редких произведений живописи Эрнста в стиле сюрреализм, вдохновленных непосредственно мировыми политическими событиями – она была создана после поражения республиканской Испании в преддверии наступления и распространения немецкого фашизма. Название картины нарочно вводит зрителей в заблуждение, чтобы сыграть на контрасте и шокировать аудиторию, наводя ее на размышления.

Помещикова (Зубова) Любовь Александровна



Помещикова (Зубова) Любовь Александровна — художник-сюрреалист.

Современный сюрреализм: 5 художников, которые пленили мир своими живописными иллюзиями

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации