Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

«раптор» ф-22 (f-22 raptor) — многоцелевой истребитель пятого поколения

Перестройка не заканчивается никогда

К приборной начинке предъявлялись просто немыслимые по тем временам требования. Так, бортовой компьютер должен был иметь производительность не менее 10 Гфлопс и оперативную память в один гигабайт. Нужно сказать, что разработчикам все же удалось решить столь нетривиальную задачу, используя простенький процессор i486. Но тут военных ждал удар: в 1996 году, всего за год до первого полета, корпорация «Интел» сообщила о свертывании производства устаревшей модели. Между тем изначально Пентагон рассчитывал получить не менее 1200 самолетов, каждому из которых требовалось 80 (!) процессоров. Откуда же их брать-то? Lockheed Martin неоднократно пыталась «прижать» разработчиков, но «Интел» оказался крепким орешком и не захотел выпускать крайне устаревшее оборудование малыми партиями.

А потому пришлось срочно переписывать все ПО под новый процессор. Только на переделки, по официальным сведениям, пришлось потратить не менее миллиарда долларов. В общем, «неограниченные лимиты времени» оказались чертовски затратным делом. И это было только начало. Действительно, истребитель пятого поколения…

VariantsEdit

Under the Navalized Advanced Tactical Fighter (NATF) program, a carrier-borne variant of the F-22 with swing-wings was proposed for the U.S. Navy to replace the Grumman F-14 Tomcat, though the program was subsequently cancelled in 1993. A two-seat F-22B trainer variant was planned, but was cut in 1996 to save development costs.

Another more recent proposal is the FB-22 Strike Raptor, which would be used as a deep strike bomber for the USAF, but there has yet to be any word on whether the USAF plans further development of the program. Also, the X-44 MANTA, short for Multi-Axis, No-Tail Aircraft, is an experimental aircraft which itself is an F-22 with enhanced thrust vectoring controls and no aerodynamic backup (i.e. the aircraft is controlled solely by thrust vectoring, without rudders, ailerons, or elevators), is another example.

История создания F-22 Raptor

В 1981 году американское военное ведомство подготовило техническое задание для разработки нового истребителя. Работы над новой машиной должны были вестись с учетом новейших технических достижений того времени: военные требовали оснастить истребитель совершенной авионикой, сделать малозаметным для радаров противника, установить на него принципиально новые двигатели.

Основной задачей нового самолета должно было стать завоевание господства в воздухе.

В 1986 году начался конкурс, участие в котором принимали крупнейшие американские компании. В его финальную часть вышли две группы компаний: Northrop/McDonnell Douglas и Lockheed/Boeing/General Dynamics. Именно они в 1990 году презентовали два прототипа самолетов. В следующем году победителем конкурса была объявлена группа Lockheed/Boeing/General Dynamics, она должна была построить американский истребитель пятого поколения.

На постройку предсерийной машины ушло шесть лет, первый самолет F-22 Raptor поднялся в воздух в 1997 году, серийное производство стартовало в 2001 году, а с 2005 года этот самолет начал официально эксплуатироваться.

Первая эскадрилья, полностью укомплектованная этими машинами, появилась в 2006 году.

Следует отметить, что количество машин, которые планировало закупать американское военное ведомство у производителя, постоянно снижалось. В 2006 году военные хотели приобрести 384 машины, однако уже через два года их количество снизилось более чем вдвое, до 188 самолетов. Основной причиной послужила высокая стоимость истребителя, а также разразившийся мировой кризис, который заставил американских военных несколько умерить аппетиты.

В 2009 году министр обороны США заявил о планах прекращения производства самолетов. В 2011 году с конвейера сошел последний F-22 Raptor. В том же году конгрессом США было принято решение об активизации программы другого истребителя пятого поколения — F-35 Lightning, который имел более низкую стоимость.

На сегодняшний день F-22 является единственным истребителем пятого поколения, которые прошел испытания и принят на вооружение. Кроме того, этот самолет является самым дорогим истребителем за всю историю авиации. Стоимость одной машины, без учета средств, потраченных на его разработку, составляет 146 млн долларов.

Довольно дорого обходится и обслуживание этого самолета. Основной проблемой является уязвимость радиопоглощающего покрытия, которое требует особого ухода.

F-22 Raptor не использовался в реальных боевых условиях против боевых самолетов противника. Единственный случай его применения состоялся в 2014 году, когда был нанесен ракетный удар по исламским террористам в Сирии. Но этот случай вряд ли можно назвать полноценным применением истребителя.

Сильные стороны F-22 Raptor

Концепцию применения самолета можно описать таким девизом: «Раньше обнаружил – быстрее уничтожил».

Прекрасный комплекс электронного оборудования, в особенности мощная и совершенная РЛС, дает истребителю возможность обнаруживать противника на дальних дистанциях, а самому оставаться незамеченным.

Низкая радиолокационная заметность истребителя способствует тому, что F-22 Raptor может первым обнаружить вражеский самолет и уничтожить его. Кроме того, современные самолеты четвертого поколения перед запуском ракеты включают форсаж, чтобы набрать скорость, «Раптору» этого делать не нужно.

F-22 Raptor имеет значительный практический потолок, что также является преимуществом в воздушном бою.

По своим маневренным характеристикам F-22 превосходит любые самолеты четвертого поколения. Отличные аэродинамические качества самолета, двигатели с управляемым вектором тяги обеспечивают истребителю отличную маневренность и управляемость на любых режимах полета.

Многофункциональность. F-22 Raptor изначально проектировали в качестве истребителя, который должен завоевать господство в воздухе. Поэтому он не очень хорошо приспособлен для нанесения ударов по наземным объектам. Большая часть стандартного американского оружия «воздух-земля» просто не помещается в его внутренних отсеках. Можно крепить оружие на наружной подвеске, но в этом случае истребитель теряет свое главное преимущество: малозаметность.

Друзья (1):

Система жизнеобеспечения пилота

Может сложиться впечатление, что ВВС США получили машину, являющуюся набором технических нелепиц. В принципе, основания для такого мнения есть, но на самом деле эта техника имеет в своем составе немало прорывных технологий. Вот только они настолько «сырые», что все даваемые ими преимущества – ничто перед лицом тех проблем, которые они же и создают. Новинки сложны, дороги и капризны в отладке. Одним из наиболее характерных примеров является специальный костюм жизнеобеспечения пилота. По сути, этот «костюмчик» по сложности едва ли не превосходит космический скафандр.

Система настолько навороченная, что управлять ей приходится используя далеко не самый слабый компьютер. Если она откажет, есть вариант ручного переключения на мануальное управление (сейчас переключение идет автоматически). Но уже при первых испытаниях в строевых частях начальство пилотов стало десятками получать рапорты от пилотов с просьбами пересадить их c Lockheed Boeing F-22 Raptor на что-то более адекватное. Дело в том, что при входе и выходе из маневров с сильной перегрузкой все летчики испытывали острое кислородное голодание, на грани обморока. Тогда армейские бюрократы не придали жалобам никакого значения. Вот только в 2010 году очередной летчик оказался «слабоват» и попросту упал в обморок при выводе «Раптора» из виража. В результате машина рухнула, человек погиб.

Впоследствии выяснилось, что система стравливания и нагнетания воздуха в костюм пилота плохо проработана. Точнее, «химичил» клапан: из-за его неадекватной работы воздух не успевал нормально стравливаться, в результате чего людей попросту сжимало избыточным давлением. Причем перегрузка была настолько сильной, что сжимались даже легочные альвеолы. В результате полторы сотни машин, находившихся к тому времени в строю, пришлось экстренно переоборудовать. Более года «Рапторам» было строжайше запрещено подниматься свыше пяти тысяч метров (при потолке в 20 тысяч).

Крылатые поколения

Прежде чем говорить о самолетах пятого поколения, нужно сказать несколько слов о требованиях, которые предъявляют этим машинам. Какие именно особенности и характеристики дают основание причислить конкретную машину к этому поколению.

К первому поколению истребителей относятся машины, сделанные в 40-50 годах прошлого столетия. Они имели прямое крыло и дозвуковую скорость полета. К таким машинам можно отнести Мессершмитт Me.262, F-80 «Шутинг Стар», МиГ-9.

Во второе поколение истребителей вошли самолеты, выпущенные в 50-60 годы. Эти машины имели околозвуковую скорость, стреловидное крыло, двигатель с форсажной камерой, а на самолете устанавливался радар. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и F-86 «Сэйбр».

Третье поколение истребителей выпускалось между 60-ми и 80-ми годами прошлого столетия. Эти машины могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), имели более совершенный реактивный двигатель, были вооружены ракетами класса «воздух-воздух». К этой группе относятся МиГ-21, МиГ-23, F-4 «Фантом».

Четвертое поколение истребителей появилось в начале 80-х годов прошлого столетия, большая часть самолетов, которые стоят на вооружении разных стран мира, относятся именно к этому поколению. Их до сих пор продолжают выпускать и разрабатывать. К этому поколению относятся: МиГ-29, Су-27, F-15, F-16 и многие другие. Основными отличиями этих самолетов от предыдущего поколения являются: наличие более совершенной авионики, двухконтурный авиационный двигатель, управляемое вооружение.

В конце 70-х годов прошлого столетия, когда истребители четвертого поколения еще только «становились на крыло», в США и СССР уже начались подготовительные работы над созданием истребителя пятого поколения, которые и привели к созданию F-22 Raptor.

В чем же основные отличия самолетов пятого поколения? Вот список критериев, которым должны соответствовать истребители, чтобы быть причисленным к этой группе:

  • низкий уровень заметности для радаров противника;
  • возможность полета на сверхзвуковой скорости без включения форсажа;
  • высокая маневренность;
  • многофункциональность;
  • способность к всеракурсному поражению целей;
  • круговая информационная система;
  • более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, в состав которого входит РЛС с активной фазированной решеткой.

Описание конструкции

Самолет выполнен по интегральной схеме, он имеет высокорасположенное крыло трапециевидной формы. Стреловидность передней кромки крыла – 42 градуса. В конструкции планера широко использованы титановые сплавы, алюминиевые сплавы, композитные и радиопоглощающие материалы. Композитные материалы не только позволили уменьшить уровень радиолокационной заметности самолета, но и значительно снизили его массу.

Вертикальное оперение – двухкилевое. Кили широко расставлены и имеют наклон наружу (28 градусов). Горизонтальное оперение – цельноповоротное.

Все стыки, образованные на месте соединения различных деталей и частей самолета, имеют пилообразную форму, которая уменьшает отражение электромагнитных волн.

Большое внимание уделено живучести машины, учитывалась живучесть самолета после попадания осколочно-фугасных боеприпасов, аналогичных тем, что стоят на вооружении российских ВВС. Кабина пилота имеет беспереплетный фонарь, изготовленный из поликарбоната

Он имеет особое покрытие, которое рассеивает радиоволны

Кабина пилота имеет беспереплетный фонарь, изготовленный из поликарбоната. Он имеет особое покрытие, которое рассеивает радиоволны.

Шасси самолета трехопорное.

Силовая установка F-22 Raptor состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей Pratt & Whitney F119-PW-100, они позволяют самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований для самолетов пятого поколения.

Кроме того, эти двигатели оснащены управляемым вектором тяги, что значительно повышает маневренность истребителя. Сопла имеют неподвижные боковые стенки и отклоняющиеся нижние и верхние грани, что позволяют машине менять отклонения вектора тяги и регулировать сечение сопла. Кроме того, плоские сопла уменьшают заметность самолета в ИК-диапазоне.

Воздухозаборники нерегулируемые, ромбовидные, имеют S-образный канал для экранирования компрессоров двигателя от облучения.

Самолет оснащен бортовой системой БРЭО, разработанной компанией TRW, в нее входит система обработки данных, система связи, навигации и опознавания ICNIA и боевой электронный комплекс, включающий: систему РЭБ «Сандерс/Дженерал Электрик» AN/ALR-944 и БРЛС AN/APG-77.

О радаре, установленном на истребителе, стоит сказать отдельно. Это антенна с активной фазированной решеткой, которая состоит из 2 тысяч элементов, излучающих и принимающих сигнал. Данная РЛС может обнаруживать цели с ЭПР 1 м² на расстоянии 225 км в обычном режиме и на 193 км в режиме LPI, крылатые ракеты с ЭПР 0,1 м² — на дистанции 125 км.

Режим низкой вероятности перехвата (LPI) позволяет F-22 Raptor обнаруживать цели, но при этом самому оставаться незамеченным.

«Раптор» вооружен пушкой 20-мм M61A2 Vulcan, а также ракетами «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM и AIM-9M Sidewinder.

1. B-2 Spirit

Самый дорогостоящий военный самолет на 2020 год — 2,1 млрд долларов

Northrop B-2 Spirit, также известный как бомбардировщик-невидимка, является американским стратегическим тяжелым бомбардировщиком, использующим технологию малозаметности, разработанную для прорыва плотной системы ПВО. Задача B-2 Spirit — доставка обычного или ядерного оружия.

Первоначальная стоимость самого дорогого серийного самолета в истории составляла 737 миллионов долларов, что делало его самым дорогим самолетом из когда-либо построенных. Однако в результате модернизации и корректировок в 1997 году его общая стоимость достигла 2,1 миллиарда долларов.  Эксплуатация B-2 Spirit стоит 135 000 долларов в час.

Самолет имеет два основных средства защиты от обнаружения радаров:

  1. дорогостоящее покрытие из радиопоглощающих материалов, известное как «альтернативный высокочастотный материал»,
  2. конструкцию по аэродинамической схеме «летающее крыло».

Реактивные струи его двигателей экранируются. В результате стелс бомбардировщик практически невозможно обнаружить с помощью инфракрасных, акустических, электромагнитных, визуальных или радиолокационных сигналов, что делает его ценным, но крайне дорогостоящим оружием.

Каждые семь лет на самолетах B-2 Spirit проводится общая модернизация на сумму 60 млн долларов.

Американское правительство разместило заказ на 21 такое воздушное судно, но затем прекратило производство из-за огромных затрат на строительство.

Истребители пятого поколения

На вооружении:
В разработке:
  • F-35
  • Т-50 ПАК ФА
  • Mitsubishi ATD-X

Характеристики самолетов

ПАК ФА

Страна
СамолётПАК ФА (Т-50)
Фото
Максимальная взлётная масса, кг35 480
Максимальная скорость, км/ч2 600
Боевой радиус, кмн/д
Дальность с боевой нагрузкой, км2 700
Максимальная дальность, км5 500
Рабочий потолок, м20 000
Совместная тяга двигателей, кгс2*17 600
Применение технологий снижения заметностида
Единиц произведено4

F22 Raptor

Страна
СамолётF-22 Raptor
Фото
Максимальная взлётная масса, кг38 000
Максимальная скорость, км/ч2 500
Боевой радиус, км760 — 1 100
Дальность с боевой нагрузкой, км1 900
Максимальная дальность, км3330
Рабочий потолок, м19 800
Совместная тяга двигателей, кгс2*15 876
Применение технологий снижения заметностида
Единиц произведено181

Chengdu J20

Страна
СамолётChengdu J-20
Фото
Максимальная взлётная масса, кг34 000 — 36 000
Максимальная скорость, км/чн/д
Боевой радиус, кмн/д
Дальность с боевой нагрузкой, кмн/д
Максимальная дальность, кмн/д
Рабочий потолок, мн/д
Совместная тяга двигателей, кгсн/д
Применение технологий снижения заметностида
Единиц произведенон/д
Страна
СамолётMitsubishi ATD-X
Фото
Максимальная взлётная масса, кгн/д
Максимальная скорость, км/чн/д
Боевой радиус, кмн/д
Дальность с боевой нагрузкой, кмн/д
Максимальная дальность, кмн/д
Рабочий потолок, мн/д
Совместная тяга двигателей, кгсн/д
Применение технологий снижения заметностида
Единиц произведенон/д

Как пользоваться шпильковертом?

Работа шпильковертом не требует каких-либо особых знаний, а весь процесс вкратце выглядит следующим образом:

  • Инструмент надевается на шпильку.
  • Эксцентрик плотно поджимается к крепежу.
  • Инструмент проворачивается рожковым или накидным ключом за шестигранник, либо же воротком, вставленным в предусмотренное под него квадратное отверстие.

Направление вращения зависит от того, необходимо вкрутить или выкрутить крепеж.

В начале работы необходимо проследить, чтобы эксцентрик плотно поджал шпильку.

Декоративная штукатурка гротто

Декоративная штукатурка гротто: из чего состоитНе секрет, что в основе покрытия гротто лежит натуральная известь. Экологически чистый материал плюс доступная стоимость делает этот вид отделки весьма востребованным. Если сравнивать гротто с другими популярными на сегодняшний день штукатурками (венецианская, травертин, отточенто и пр.), то цена нанесения у всех будет примерно одинаковой, однако стоимость у описываемого нами материала ниже.Мы уже говорили о том, что у каждого мастера есть свой почерк нанесения декоративной штукатурки. Техника отличается прикладываемой силой, направлением движения руки и даже способом держания шпателя. От этого зависит конечный результат, который у двух мастеров никогда не будет идентичным на 100%.Но кроме этого, у штукатурки гротто есть одна особенность, которая тоже влияет на результат. Речь идет о способе нанесения. Чаще всего встречается фактурная отделка, состоящая из двух слоев (как правило, с помощью смеси имитируют натуральный камень, известняк, прочие горные породы и даже древесную кору). Но также можно сделать поверхность гладкой и однородной по типу венецианской штукатурки.Особенности декоративной штукатурки GrottoУ этого покрытия имеются положительные качества, присущие всем видам декоративных штукатурок. Но есть и собственные плюсы, характерные только для гротто.Бесшовность. В отличие от обоев или панелей, поверхности, декорированные штукатуркой гротто, не имеют швов и видимых стыков.Высокая прочность и стойкость к механическим повреждениям. Поверхность довольно сложно повредить, поэтому ее рекомендуют для отделки помещений с высоким риском точечных ударов и механических повреждений (например, для прихожей).Долговечность. Этот пункт вытекает из предыдущего. Если специально не ковырять стены острыми предметами и не оббивать углы, то покрытие прослужит долго.Экологичность. Гротто изготавливается на основе извести с добавление минеральных наполнителей, поэтому ее безопасность гарантирована.Влагостойкость. Не боится повышенной влажности, можно использовать для декора ванной комнаты, кухни. Не заводится грибок и плесень. Это очень хорошее качество для помещений с повышенной влажностью.Скрывает мелкие недостатки стен. Безусловно, идеальный результат получится только если выровнять стены до идеала, но в некоторых случаях мелкие трещинки и выбоины можно скрыть за слоем декоративной штукатурки.Есть возможность мыть и чистить поверхности с применением бытовой химии, в т.ч. щелочных средств.Мало кто знает, что штукатурку стен гротто можно использовать не только внутри помещения, но и снаружи для отделки фасадов.Место гротто в интерьере жилого пространстваС помощью этой штукатурки можно создать поистине уникальный интерьер. Многообразие цветовой гаммы и фактуры позволит вписать поверхности с такой отделкой практически в любой интерьер.С помощью гротто поверхностям можно придать налет старины. Имитация потертых и ветхих стен – не проблема для данного декоративного покрытия. Это хорошее решение для помещений в стиле ретро.Стены «под камень» могут напомнить старинный замок или пещеру (этот вариант подойдет для прихожей, балконов, лоджий, веранд).Шелковистая текстура и мягкие пастельные тона отделки хорошо впишутся в классический интерьер гостиной.А лаки с эффектом перламутра или под металлик идеально дополнят современный интерьер.Как видите, штукатурка гротто в интерьере дома или квартиры подойдет для любого стиля. Главное – правильно выбрать цвет, фактуру и вид финишного слоя.Это безопасное покрытие, поэтому его можно применять для декора гостиных, спален, детских, а влагостойкие свойства позволяют оформлять с помощью гротто прихожие, ванные, санузлы и кухни.Как наносить декоративную штукатурку гроттоВ принципе, процесс нанесения гротто особо не отличается от нанесения других декоративных штукатурок. Практически та же последовательность работ. Итак, как наносится декоративная штукатурка гротто своими руками?Поверхность необходимо тщательно очистить от старых настенных покрытий. Если нужно, ее нужно выровнять.
Следующий обязательный этап – грунтовка. Это не только хорошая адгезия материала со стенами, но и обеспыливание поверхностей.Сначала наносится кварцевый песок. Делать это можно щеткой или валиком.После высыхания (3-4 часа) можно приступать к непосредственному нанесению штукатурки. Первый слой наносится всплошную, ровным однородным слоем. Время высыхания первого слоя доходит до 12 час.После того как первый слой высох, можно наносить второй слой. Он наносится не всплошную, а островками. При этом раствор на шпатель накладывается тоже не сплошным слоем, а горками. Для этого лучше

откладывать смесь небольшими частями на какую-либо ровную поверхность и с нее уже набирать на шпатель. На этом этапе используется шпатель с идеально гладкой металлической поверхностью из нержавеющий стали (в народе его называют «гладилка»).Когда «островки» подсохнут, можно приступать к разглаживанию. Делают это не за один и даже не за два подхода, каждый раз усиливая нажим на шпатель.На этом нанесение считается завершенным. Но по желанию на верхний слой можно нанести лак или воск, чтобы придать ему необходимые декоративные свойства.Вот так, шаг за шагом, наносится декоративная штукатурка гротто. Если у вас нет опыта, то лучше это дело доверить профессионалам. Иначе можно разочароваться результатом. Хотя на самом деле выглядит это покрытие весьма эффектно.Автор статьи Александр Куликов

Описание

Покрытие Марморино (Marmorino) воссоздает срез мрамора, имитирует полированную поверхность натурального камня. Но в отличие от декоративной венецианской штукатурки Марморино имеет не гладкую поверхность, а с небольшой фактурой. Это связано с тем, что её наносят в два слоя: первый — сплошной, а второй — фактурный.


На фото штукатурка Marmorino Pasta Media, покрытая воском с глиттером (блестками).

Глянец и блеск присущи верхнему слою, а небольшие впадинки имеют шероховатости.

В состав этой декоративной штукатурки, как можно догадаться по названию, входит мрамор в измельченном виде (величина крошки 0,5-0,8 мм). Вяжущая основа — это известь и полимерные добавки. Все это замешено на воде и продается в готовом к нанесению виде.

Достоинства Марморино:

  • Отличная адгезия на любые стены.
  • Не боится влаги абсолютно.
  • Подойдет для внутренних и наружных работ.
  • Высокая прочность благодаря натуральному минеральному составу.
  • Долговечность, износоустойчивость.
  • Защищает стены от грибка и плесени благодаря извести.
  • Подходит для новичков, легко наносится.

В общем, рекомендую присмотреться повнимательнее к этой декоративной штукатурке, очень практичная и классная вещь!

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации