Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

Экранопланы: как в ссср совершали прорыв в области авиации

Введение

Стороннему наблюдателю этот покачивающийся на ленивой каспийской волне корабль покажется диковинкой. Или плодом воображения конструктора. Длинный, стремительный корпус, смахивающий на фюзеляж авиалайнера, переходящий в «дельфиний нос» кабины, ветровые стекла которой пугающе походят на раскосые глаза. Турбореактивные двигатели. Самолетный киль — хвост. Когда эту непонятную махину отбуксируют на чистую воду, оглушительно взревут моторы и узкое хищное тулово рванется вперед в туче брызг. Набрав скорость, машина выскользнет из воды и со скоростью истребителя помчится на высоте нескольких метров над морской зыбью.

Самолет или корабль?

Если судить по конструкции и условиям эксплуатации, то экраноплан почти не отличается от гидросамолета. Различие — в его способности к устойчивому приэкранному режиму крейсерского полета на высотах до пяти метров. Также экраноплан имеет возможность самостоятельной стабилизации по высоте, крену и тангажу, что обеспечивает безопасность полета на малых высотах над волнами. Экраноплан летает, следовательно, он является летательным аппаратом.

Но у морских ученых есть свое мнение на этот счет: экраноплан является последней ступенью развития идеи о подъеме корпуса скоростного судна из воды (глиссер, судно на подводных крыльях, судно на воздушной подушке, экраноплан). Экранопланы более грузоподъемны и экономичны в отличие от обычных летательных аппаратов. ИМО (Международная морская комиссия) и ИКАО (Международная организация гражданской авиации) пришли к соглашению, что экранопланы считаются кораблями, которые могут летать, а не самолетами, которые могут плавать.

Так как экранопланы могут летать на высотах, где действуют авиационные правила, то ИМО и ИКАО разделили сферы полномочий и разделили экранопланы на три типа:

— Тип А — судно, которое эксплуатируется только в зоне действия экранного эффекта. Такие суда подчиняются морским требованиям во всех режимах эксплуатации.

— Тип В — судно, которое может кратковременно покидать пределы действия экранного эффекта. При этом расстояние от поверхности не должно превышать 150 метров. Такие суда тоже подчиняются морским требованиям.

— Тип С — судно, сертифицированное для полетов вне зоны действия экранного эффекта при высоте более 150 метров. Такие суда подчиняются морским требованиям во всех режимах эксплуатации, кроме полетов выше 150 метров, где их безопасность обеспечивается только авиационными требованиями, с учетом особенностей экранопланов.

Боевые экранопланы

Теперь перейдем к вопросу боевого применения экрано планов. Бесспорным приоритетом в этой области обладает СССР, в котором были созданы два типа боевых экранопланов. Была разработана концепция их боевого применения, в которой учитывались все достоинства данного класса ЛА. К достоинствам экранопланов можно отнести их высокую по сравнению с судами скорость, неуязвимость для минноторпедного оружия, высокую по сравнению с самолетами массу (а, следовательно, дальность, боевую нагрузку, мореходность, огневую мощь и живучесть), низкую радиолокационную заметность и малую уязвимость от средств противовоздушной обороны. Трудности радиолокационного обнаружения данного класса ЛА обусловлены тем, что весь полет проходит на высоте в несколько метров над поверхностью воды, а малая уязвимость от ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух» связана с трудностью захвата целей данного класса как тепловыми, так и радиолокационными головками самонаведения.

Концепция боевого применения экранопланов предполагала четыре основных направления:

  • транспортно-десантное — учитывая их высокую мобильность и амфибийность, предполагалось использовать десантные экранопланы для захвата плацдармов, на которые дальнейшая высадка войск должна была производиться с обыкновенных десантных кораблей;
  • поисково-спасательное — для спасения в океане терпящих бедствие судов. В этом случае благодаря своей скорости и дальности экранопланы могут придти в заданный район практически в любой точке мирового океана гораздо быстрее спасательных кораблей. Высокая мореходность и полезная нагрузка позволит им осуществлять спасение и оказание необходимой помощи прямо в открытом море при большем волнении, чем это могут делать гидросамолеты;
  • ударное — предполагалось использовать экранопланы для борьбы с авианосными соединениями вероятного противника. При этом учитывалась их высокая скорость, дальность, огневая мощь, малая заметность и трудность поражения экранопланов средствами ПВО;
  • патрульно-противолодочное — слежение и борьба с подводными лодками противника, а также перехват базирующихся на них баллистических ракет на разгонном участке траектории;

Уникальный многолетний опыт использования экранопланов подтвердил основные положения этой концепции. В ходе эксплуатации была подтверждена высокая эффективность использования аппаратов данного класса.

Окончание

Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

Предыдущая статья
Продолжаются испытания вооружения на китайском разведывательно-ударном БПЛА «Вилун» II

Следующая статья
Вчера ПАК ФА, сегодня ПАК ДА, а завтра ПАК ДП!

Будущее российского экранопланостроения

Первый пассажирский экраноплан А-050-742D «Чайка-2» уже имеет завершенный эскизный проект, и сейчас ведется работа над его технической составляющей. Помимо этого, ведется работа по созданию эскизного проекта экраноплана А-080. У обоих типов будет по два стартовых и по два маршевых двигателя. Они имеют высокую топливную эффективность, безопасность, высокую скорость, мореходность, а также высокие летные характеристики и всепогодность использования. Начать использование экраноплана «Чайка А-050» планируют уже в этом году.

Также военная модификация данного судна станет развитием «Каспийского монстра». Разработчики предлагают Минобороны новое поколение экранопланов. «Чайка-2» сможет развивать скорость до 480 км/ч при помощи авиадвигателей на любой ровной поверхности. Эксперты уверены, что у аппарата есть будущее. Экраноплан неприхотлив. Он может приземлиться на аэродроме, на озеро, реку. Для взлета и посадки даже полутораметровая волна не будет помехой. Аппарат может двигаться, используя действие экранного эффекта, а может лететь как самолет, преодолевая расстояние до 3000 метров. «Чайка-2» может выходить на необорудованную сушу с уклоном до пяти градусов. Экраноплан может перебрасывать военных, оружие и боеприпасы, перевозить пассажиров, использоваться как альтернатива санитарной авиации.

В марте 2019 года вышел совместный приказ Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства транспорта РФ «О создании Межведомственной рабочей группы по координации развития экранопланостроения в Российской Федерации», куда вошли и представители Минобороны РФ. Также на совещании этой Межведомственной рабочей группы, которое состоялось 4 июня нынешнего года, была рассмотрена и принята концепция «Развитие экранопланостроения в Российской Федерации».

К сожалению, после смерти Ростислава Алексеева, совершившего прорыв в области экранопланостроения, многое было утеряно, но разработки ведутся, и это радует, ведь любые технические новшества — это потенциально полезные для общества или армии открытия. Другие крупные страны, такие как США и Китай, тоже не сидят сложа руки, проводя исследования в области экранопланостроения и даже представляя макеты и прототипы своих машин.

Главное сейчас — не упустить время, пока Россия может занять лидирующую позицию в развитии этих интереснейших аппаратов!

Технические характеристики

Представлены проектные технические характеристики «С-90» для режимов Самолет/Экраноплан/СВП.

Массы и нагрузки

  • Максимальный взлетный вес 7900/9500/10500 кг;
  • Вес пустого снаряженный 4500/4500/4500 кг;
  • Максимальный вес коммерческой нагрузки 2500/3100/4500 кг;
  • Нормальный запас топлива 1500/2500/3000 кг;
  • Максимальный запас топлива 3000/3000/3000 кг.

Лётные данные

  • Крейсерская скорость 400/400/80 км/ч;
  • Высота полета 0.5/4000/0.05 м;
  • Взлетная скорость 120 км/ч;
  • Посадочная скорость 120 км/ч;
  • Дальность полета:
    • с макс. запасом топлива 3100 км;
    • с 19 пассажирами 1260/2940/ км;
    • с 25 пассажирами 760/2450/ км;
    • с 31 пассажиром 1870/1970/ км;
  • Топливная экономичность38/30/49 г/пасс*км;
  • Длина разбега/пробега 230/240/ м;
  • Потребная длина ВПП (по АП-25) 800/0/ м.

Диапазон высот полёта — от 0,5 метра до 4000 метров. Дальность — свыше 3000 километров без груза.

Бывают ли белые грибы червивыми. Можно ли спасти червивый гриб?

Что же делать, если гриб червивый, а выбросить его жаль? Особенно когда он с виду такой крепкий, молоденький. Как радостно бывает от встречи на полянке с подберезовиком, рыжиком, боровиком! Но часто радость сменяется разочарованием. Очень обидно видеть на срезе дырочки, свидетельствующие о присутствии неприятных гостей. Червей в грибах видеть не хочется, конечно. Можно ли спасти свою добычу, следует ли положить находку в корзину и принести домой? Или лучше сразу выбросить? Нередко бывает, что слегка подпорченных находок много. Можно ли их есть?

Вы боитесь летающих насекомых? Здесь вы найдете проверенные методы и советы энтомологии, чтобы избавиться от фруктовых мух, 5 лучших ловушек и сумасшедших способов охоты на них. Итак, у вас есть мотыльки в вашем доме. Они не кусают, но это неприятность. Прежде всего, давайте выясним, какие бабочки у вас есть в вашем доме. На первый взгляд все выглядит одинаково, и люди обычно путают их, но поскольку они представляют разные виды, мы должны использовать разные методы контроля и продукты уничтожения.

Тактико-технические характеристики экраноплана Лунь

— Спущен на воду: 16 июля 1986 года— Выведен из состава флота: На момент декабря 2001 года в составе флота Российской Федерации не числится— Статус: Списан и законсервирован

Экипаж экраноплана Лунь

— 10 человек

Размеры экраноплана Лунь

— Размах крыла: 44,00 м— Длина: 73,80 м— Высота: 19,20 м— Площадь крыла: 550,00 м2

Вес экраноплана Лунь

— Масса пустого самолёта 243000 кг; максимальная взлётная — 380000 кг

Двигатель экраноплана Лунь

— Тип двигателей: НК-87— Тяга: 8 х 13000 кгс

Скорость экраноплана Лунь

— Максимальная скорость: 500 км/ч

Практическая дальность экраноплана Лунь

— 2000 км

Высота полёта на экране: 1-5 мМореходность: 5-6 баллов

Аналоги цитокининовой пасты: характеристика и цены

Вместо цитокининовой пасты можно использовать аналогичные препараты. Чаще всего в качестве альтернативы предлагаются следующие средства:

НазваниеОписаниеСредняя цена
«KeikiGrow Plus»Канадский препарат в виде мази зелёного цвета. Выпускается в пузырьках по 15 мл. Иногда попадается ручная фасовка по 1,5 мл. Помимо цитокинина, состав обогащён витаминами группы В.450 рублей за ручную фасовку.

1550 рублей за оригинальный пузырёк.

«Цитодеф»Выпускается компанией «Fitofert», которая известна как производитель линейки удобрений «Фертика». Препарат содержит так называемый «суперцитокинин» (триазолил мочевины) и калийные соли. По сути, это не гормональное, а минеральное стимулирующее средство.4532 рубля за 200 г.

За счет чего экраноплан летает

Принцип полета экранопланов мало похож на те, что используются обычными самолетами или кораблями на воздушной подушке. Экраноплан поддерживается в воздухе также за счет воздушной подушки, но она не нагнетается специальными двигателями, а возникает за счет набегающего потока.

Обычный самолет взлетает и летит, потому что форма и профиль его крыла создает над его плоскостью давление ниже, чем под ней. У экраноплана все не так. За счет воздушных возмущений под его крылом создает область повышенного давления, которая достигает поверхности и отражает обратно. Это так называемый экранный эффект. Создать его можно только на очень небольших высотах. Он зависит от формы крыла и его удлинения, поэтому крыло самолета и экраноплана сильно отличаются.

Экранный эффект мешает пилотам самолетов проводить маневры на низких высотах, но именно он формирует воздушную подушку, которая удерживает экранопланы в воздухе. Подобный эффект сильно заинтересовал кораблестроителей: сначала появились суда на подводных крыльях, а затем корабли на воздушной подушке. Однако и те и другие имели ограничения максимальной скорости.

definition — С-90_(экранолёт)

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

С-90 (экранолёт)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

С-90 — проектируемый экранолёт. Многофункциональное авиационное транспортное средство безаэродромного базирования для перевозки пассажиров и грузов в труднодоступных районах.

Главный конструктор экранолёта — Александр Поляков. Этот летательный аппарат может использоваться в трёх режимах — как самолёт, экраноплан и судно на воздушной подушке. Отличительная особенность экранолета является его способность летать на разных высотах (от нескольких метров до нескольких тысяч метров) при одинаковой нагрузке при дальности порядка тысячи километров.

Благодаря шасси на воздушной подушке для его базирования не требуется аэродром, эта особенность отличает аппарат от всех других видов самолётов.

Экранолет «С-90» имеет три основных режима эксплуатации:

  1. самолет местных воздушных линий с шасси на воздушной подушке (ШВП);
  2. экраноплан, то есть летящий на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда.
  3. судно на воздушной подушке (СВП)/ самоходная баржа.

В последнее время экранолёты несколько устарели, ввиду их «непригодности» с точки зрения вооруженных сил[источник не указан 152 дня]. В нынешнее время существуют модификации летательных аппаратов, а в т. ч. самолетов, которые модерированны концепцией летательного аппарата и выполняют функции вертолета и самолета вместе взятых. У них потрясающая[источник не указан 152 дня] аэродинамика и эргономичность, ввиду которых они являются на данный момент идеальными летательными средствами[источник не указан 152 дня], не уступающими ни по одному параметру другим летательным конструкциям других государств.

Технические характеристики

Представлены проектные технические характеристики «С-90» для режимов Самолет/Экраноплан/СВП.

Массы и нагрузки

  • Максимальный взлетный вес 7900/9500/10500 кг;
  • Вес пустого снаряженный 4500/4500/4500 кг;
  • Максимальный вес коммерческой нагрузки 2500/3100/4500 кг;
  • Нормальный запас топлива 1500/2500/3000 кг;
  • Максимальный запас топлива 3000/3000/3000 кг.

Лётные данные

  • Крейсерская скорость 400/400/80 км/ч;
  • Высота полета 0.5/4000/0.05 м;
  • Взлетная скорость 120 км/ч;
  • Посадочная скорость 120 км/ч;
  • Дальность полета:
    • с макс. запасом топлива 3100 км;
    • с 19 пассажирами 1260/2940/ км;
    • с 25 пассажирами 760/2450/ км;
    • с 31 пассажиром 1870/1970/ км;
  • Топливная экономичность38/30/49 г/пасс*км;
  • Длина разбега/пробега 230/240/ м;
  • Потребная длина ВПП (по АП-25) 800/0/ м.

Диапазон высот полёта — от 0,5 метра до 4000 метров. Дальность — свыше 3000 километров без груза.

  • КБ Сухой

Экраноплан – птица гордая

Экраноплан представляет собой высокоскоростной транспорт, способный летать в пределах аэродинамического экрана, то есть на относительно небольших высотах. Имея одинаковые с самолетом вес и скорость, размер крыла экраноплана намного меньше. В международных классификаторах такое транспортное средство относят к морским судам.

Экранопланы могут проходить по маршрутам, не доступным  обычным судам. Обладая гидроаэродинамическими характеристиками и мореходностью, данный вид транспорта относится к так называемым амфибиям – машинам-вездеходам. Они могут как передвигаться по воздуху над землей, водой, снегом, льдом, так и держаться на их поверхности.

Таким образом, экранопланы обладают качествами морского судна и самолета. Отдельные модели, способные долгое время находиться в воздухе, получили название экранолетов.

К числу их неоспоримых достоинств относят:

  • безопасность — экранолеты в случае неисправности могут сесть на воду;
  • скорость – передвигаются быстрее судов на воздушной подушке;
  • экономичность.

Дачная жизнь

Как провести сборку?

Чтобы не только верно собрать кастомный самокат для трюков, но и быть полностью уверенным в его безопасности, стоит следовать пошаговой инструкции по его монтажу.

  • Как правило, она начинается с установки руля. На вилку надевают проставочное кольцо (отдельные модели имеют уже встроенное), затем подшипник и после этого вилку вставляют в углубление деки. Далее опять надевают подшипник, потом кольцо и затем крышку. Таким образом, рулевая колонка готова.
  • Монтаж компрессионной системы обусловлен разновидностью кикскутера, а конкретнее – зависит от вида компрессии на нем. Наиболее простая – это резьба, когда руль и рулевую колонку фиксируют только гайкой. Большинство райдеров отдает предпочтение компрессионной системе СКС, при которой на рулевую колонку надевают хомут, вставляют в него шайбу и фиксируют болтом. Стоит учесть, что при сильно затянутой компрессии руль будет сложно поворачивать, и это может спровоцировать определенный дискомфорт при езде. Хомут пока не стоит закреплять, это действие проводят после того, как установят руль.
  • Теперь пришло время колес. Для этого их помещают в соответствующие разъемы, вставляют ось и затягивают. Определенные модели имеют отдельно устанавливающиеся спейсеры. Эти элементы помогают равномерно распределить боковую нагрузку на подшипники в колесе. Обязательно нужно проверить, чтобы колесо было затянуто должным образом: не шаталось, но и не вращалось очень туго.
  • Чтобы установить рулевую стойку, ее сначала вставляют в хомут. Затем на нем закручивают все болты, делая это поэтапно: сначала каждый понемногу, и так несколько раз. При затягивании в один прием до упора болты могут покоробиться или вообще треснуть.

Наглядная сборка самоката продемонстрирована в следующем видео.

Оно вообще летать-то будет?

Превратится ли экспериментальная модель в настоящий экранолет, большой вопрос. Достаточно заметить, что некоторые технологии для его работы еще попросту не появились или находятся на самых ранних стадиях разработки. Например, экранолет будет работать на сжиженном природном газе, по сути на криогенном ракетном топливе. Для этого нужен специфический двигатель.

— Мы предполагаем, что это должны быть некие перспективные винтовентиляторные двигатели с тягой порядка 50 тонн, — объясняет Крутов. —  В принципе турбовентиляторные двигатели с такой тягой уже существуют и используются, например на «Боинге 777-300ER». Они активно используются с 2000-х годов. Осталось сделать так, чтобы такой двигатель работал именно на сжиженном природном газе.

Возможности применения криогенного топлива на дозвуковых пассажирских самолетах проверяли в СССР. В 1988 году летал ТУ-155 — экспериментальный аналог пассажирского самолета ТУ-154. Его переоборудовали специальным образом: убрали пассажирский салон, поставили бак с криогенным топливом, а один из двигателей приспособили для работы на жидком водороде и сжиженном природном газе. Обычные же самолеты летают на керосине.

— Это давняя мечта ученых всего мира — переходить на жидкий водород, так как это наиболее экологичный вид топлива, — объясняет Александр Крутов. — Да, при разливе он образует гремучий газ, взрывоопасность у него очень высокая по сравнению с керосином, но и испарение разлитого водорода происходит быстро. Но все же практическое использование этого топлива в авиации — дело далекой перспективы, не в последнюю очередь из-за экстремально низкой температуры его хранения и крайне низкой плотности. Другое дело — сжиженный природный газ.

Сжиженный природный газ легкий и при этом более теплотворный, чем керосин, то есть выдает на единицу массы больше энергии. Кроме того, от него меньше выбросов. Правда, из-за низкой плотности и объем баков ему нужен больший, и эти баки должны иметь достаточную теплоизоляцию.

Кроме того, экранолеты сложны в управлении, так что выгоднее частично или полностью поручить его автоматике, которую еще нужно разработать.

Особенности выращивания и уход

Первую неделю картошка должна прорастать при температурном режиме 20 градусов, вторую неделю при температуре 12-15 градусов. Мера необходима для сохранения ростками силы, пока клубни не будут посажены.

Посадка и уход

Корнеплоды рекомендовано высаживать в первых числах мая, когда земля окончательно прогреется. Размещать клубни можно в лунки или борозды. Глубина посадки 10-15 сантиметров. В каждую лунку добавьте стакан древесной золы, которая отпугивает проволочника, послужит прекрасным удобрением.

Соблюдайте расстояние между корнеплодами 30-35 сантиметров. Между рядами с картофелем оставляйте 60-70 сантиметров. В случае, когда почва заражена нематодами, обработайте её «Немабактом» (упаковка на 10 литров, расход раствора 1 литр на метр).

В период роста используйте азотные удобрения, а во время цветения калийные и фосфорные удобрения (расход удобрений на 1 сотку составляет 1 кг). Поливайте в период роста и цветения. За две недели до выкапывания, орошение прекращают.

Выкапывайте корнеплоды в сухую погоду. Собранный картофель просушите и переберите. Отбросьте гнилые и порченые клубни. Храните урожай в сухом и прохладном погребе или складе. Влажность воздуха в помещении не должна превышать 80%. Температура в хранилище должна быть в пределах 0- 2 градуса. Овощи поместите в деревянные контейнеры, ящики или сетки. Между емкостями должен циркулировать воздух, чтобы не образовывалась плесень. В январе необходимо перебрать картофель, убрать ростки.

Что дальше?

Несмотря на целый ряд недостатков, схема полета с использованием экранного эффекта выглядит очень заманчиво. Впечатляющая грузоподъемность экранопланов делает из этих аппаратов идеальный транспортный корабль, способный перевозить людей и грузы над океанскими просторами.

Советским экранопланам просто не повезло: целый ряд обидных и необязательных аварий, смена руководства, распад государства поставили крест на этом потенциально очень интересном проекте. Алексеев планировал не только создавать огромные ударные и десантные машины, но и использовать экранопланы в качестве плавучего авианосца и даже космодрома. Этому не суждено было сбыться.

Ведутся работы по созданию подобных аппаратов в Германии, Франции, Китае и Южной Корее. Однако речь идет о небольших машинах, с максимальной грузоподъемностью в несколько десятков тонн.

Экранопланы небольшого размера разрабатываются сегодня и в России.

Навигация

История создания

В 1967 году американские военные, изучая снимки, сделанные спутником-шпионом, обнаружили в акватории Каспийского моря огромный летательный аппарат, который они сразу же получил прозвище «Каспийский монстр». В будущем это название закрепилось за всеми советскими аппаратами подобного типа. Что же так удивило американских специалистов на снимках?

Они увидели настоящего гиганта, самолет длиною в сто метров с непропорционально маленькими крыльями – всего лишь сорок метров. При этом «Каспийский монстр» мог развивать скорость до 500 км/ч и передвигался на высоте неконтролируемой ПВО противника. Естественно, что все это сильно озадачило экспертов Пентагона.

В 1967 году в ЦРУ состоялось специальное совещание, на котором обсуждались интригующие спутниковые снимки. На него были приглашены эксперты НАСА и военного ведомства, большинство из которых посчитало удивительный летательный аппарат фокусом или уловкой русских и только несколько инженеров пришли к выводу, что они имеют дело с новым типом летательных аппаратов.

На снимках американцы увидели первое масштабное творение Алексеева – экраноплан с названием «Корабль-Макет» или «КМ». Его полетный вес составлял 544 тонны, а площадь крыла равнялась 662,5 м2. На этой машине советские конструкторы отрабатывали технические решения, которые планировали использовать при постройке серийных экранопланов.

В 1972 году на воду был спущен первый серийный экраноплан «Орленок», вес которого достигал 120 тонн. «Орлята» относились к новому типу летательных аппаратов – экранолётов, во время полета они могли использовать экран или лететь как обычный самолет. «Орленок» был способен перебрасывать десантников на расстояние до 1500 км. Изначально планировали построить 24 экраноплана такого типа, но сделано было всего лишь пять машин.

В ходе реализации проекта конструкторы столкнулись с целым рядом сложных технических задач, связанных с тем, что экранопланы имели особенности как морских судов, так и самолетов. Нужны были легкие материалы, способные противостоять коррозии и выдержать удар о воду на скорости около 500 км/ч. Кроме того, техника пилотирования экранопланов очень сильно отличалась от самолетной.

«Лунь» был вооружен шестью противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», попадания хотя бы одной из них и сегодня является фатальным практически для любого корабля. Скорость экранопланов проекта 903 составляла 500 км/ч.

В 1990 году «Лунь» приняли в опытную эксплуатацию, а уже через год он был снят с нее и законсервирован. Первоначально планировали построить восемь ракетных экранопланов проекта 903 «Лунь», но реализованы они не были. Причиной этого стала тяжелая экономическая ситуация в стране и признание военной нецелесообразности использования подобных аппаратов.

Единственный экраноплан проекта 903 «Лунь» сегодня находится на консервации в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск). С него демонтирована вся электроника.

После распада СССР и прекращения финансирования второе судно проекта «Лунь» хотели превратить в поисково-спасательное, ему дали название «Спасатель». Он должен был не только проводить спасательные операции на море, но и иметь на своем борту госпиталь на 150 человек. Несмотря на 75% готовность «Спасателя», он так и не был достроен.

Дальнейшая судьба уже построенных экранопланов «Лунь» и всего проекта в целом остается довольно туманной. В 2011 году представители российского Министерства обороны заявили о решении полностью отказаться от разработки и строительства экранопланов. Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что «Спасатель» и «Лунь» планируют сделать частью музейных экспозиций, но финансирования для транспортировки машин нет.

В 2020 году сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о том, что Россия возобновит строительство ударных экранопланов. Согласно озвученной информации работы должны начаться в Нижнем Новгороде после 2020 года. В том же году было объявлено о завершении эскизного проекта нового морского боевого экраноплана А-050 со взлетной массой 54 тонны.

В августе 2020 года российское военное ведомство поставило перед конструкторами задачу создать к 2020 году машину с грузоподъемностью 240–300 тонн. Однако, учитывая нынешнее не слишком блестящее положение российской экономики и секвестр оборонного бюджета, будущее экранопланов нельзя назвать безоблачным.

Описание конструкции

Экраноплан «Лунь» изготовлен по самолетной схеме моноплана и имеет крыло трапециевидной формы, расположенное в центре корпуса. В передней части находится кабина пилотов, также здесь установлен пилон, на котором расположены восемь двигателей НК-87. Корпус экраноплана полностью выполнен из магниево-алюминиевого сплава, что значительно уменьшает вес «Луня» и снижает вероятность коррозии. Толщина обшивки составляет от четырех до двенадцати миллиметров.

На верхней части корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных крылатых ракет «Москит».

В кормовой части экраноплана находится хвостовое оперение, которое имеет Т-образную форму.

Длина корпуса «Луня» составляет семьдесят три метра, он разделен перегородками на десять водонепроницаемых отсеков, также корпус экраноплана делится на три палубы. Снизу на корпусе установлено гидролыжное устройство, применяемое при посадке и взлете аппарата.

Размах крыла – 44 метра, на его концах установлена концевидная шайба. Крыло водонепроницаемо, в нем размещены четыре емкости с топливом.

Экипаж экраноплана состоял из семи офицеров и четырех мичманов. Автономность «Луня» — пять суток.

Силовая установка экраноплана состояла из восьми двигателей НК-87, ее мощность составляла 104 кгс (8 х 13000).

История создания 240-тонного летательного аппарата

В середине 1960-х годов производилось проектирование, вычислялись основные характеристики самого большого гибриднодвижущегося аппарата КМ (корабль-макет). После выхода в свет корабля, главным конструктором которого являлся Алексеев, зарубежные спецслужбы расшифровали буквы КМ на борту экранолета как «Каспийский монстр».

Ростислав Алексеев — создатель «Каспийского монстра»

Данное название закрепилось за пределами Советского Союза, а вскоре российские газетчики и сами испытатели стали называть махину не иначе как «монстр». Подобное имя отлично подходило аппарату, так как его длина была 92 метра, размах крыльев почти 40 метров, а те, кто видел экранолет, не уставали восхищаться его габаритами и мощью.

КМ был перспективным проектом. Его хотели использовать в военных целях и для работы спасателей. Документы подтверждали, что «Каспийский монстр» — это корабль, так как он лишь на несколько метров поднимался над водой и по конструкторским особенностям был приближен к лодкам. Но, скорее, это был аппарат-амфибия, потому что управляли им летчики.

«Потомок» КМ — экранолет «Лунь»

В 1966 году готовый корабль-макет спустили на воду с верфи Нижнего Новгорода, после чего он был переправлен на полигон в Каспийск.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации