Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Поперечная флейта. как играть на флейте

ВАЗ 2106 Карбюратор Жигули

1. На карбюраторе с автоматической
воздушной заслонкой снимите шланг системы охлаждения с патрубка корпуса
карбюратора.

2. Снимите тягу пускового устройства
со свободного рычага.

3. Снимите кронштейн с разъемом.

4. Снимите пусковое устройство.

5. Снимите стержень ускорительного
насоса из рычага дроссельной заслонки.

6. Снимите крышку поплавковой камеры,
выверните винт «B» и снимите корпус карбюратора.

7. Выверните винты «A» и снимите
крышку поплавковой камеры с главного корпуса.

8. Для снятия крышки поплавковой камеры вставьте
лезвие плоской отвертки между крышкой и главным корпусом и, действуя
отверткой как рычагом, медленно отделите крышку.

Предупреждение

При снятии
крышки не применяйте чрезмерную силу.

9. Снимите шпильку и затем снимите
поплавок и игольчатый клапан.

Предупреждение

Не уроните
поплавок

Соблюдайте осторожность,
чтобы не повредить игольчатый клапан

10. Плоской отверткой, как рычагом,
извлеките гнездо игольчатого клапана.

Предупреждение

При извлечении
гнезда игольчатого клапана не повредите поплавковую камеру.

11. Снимите держатель и электромагнитный
клапан принудительного холостого хода.

12. Отверткой с тонким лезвием отожмите фиксаторы
и достаньте два контакта из разъема электромагнитного клапана принудительного
холостого хода.

13. Снимите кронштейн поддержки троса акселератора.

14. Снимите жиклеры холостого хода
и главный воздушный жиклер.

Предупреждение

Для снятия
жиклеров используйте отвертку с тонким лезвием и работайте осторожно,
чтобы не повредить жиклеры. Чтобы снять
ускорительный насос, не переворачивайте корпус со смесительными
камерами. Проверьте шарик и грузик через отверстия в прокладке

Проверьте шарик и грузик через отверстия в прокладке

15. Снимите ускорительный насос
и проверьте шарик и грузик.

Предупреждение

Чтобы снять
ускорительный насос, не переворачивайте корпус со смесительными
камерами. Проверьте шарик и грузик через отверстия в прокладке.

16. Отделите поплавковую камеру от корпуса
карбюратора.

17. Снимите главные жиклеры.

Предупреждение

Для снятия
жиклеров используйте отвертку с тонким лезвием и работайте осторожно,
чтобы не повредить жиклеры. Клапан обогащения
топливной смеси состоит из многих маленьких деталей. Не потеряйте
их

Не потеряйте
их

18. Выверните три винта крепления крышки
клапана обогащения топливной смеси к корпусу поплавковой камеры. Снимите
крышку, пружину и диафрагму.

19. Отверткой ослабьте трубку обогащения
топливной смеси и снимите пружину и шарик.

Предупреждение

Клапан обогащения
топливной смеси состоит из многих маленьких деталей. Не потеряйте
их.

20. Выверните четыре винта крепления ускорительного
насоса к крышке поплавковой камеры. Снимите крышку насоса, диафрагму,
пружину и прокладку.

Предупреждение

Перед вворачиванием
винтов крепления ускорительного насоса нанесите на их резьбу блокирующий
состав, препятствующий их отворачиванию.

21. Снимите E-образный зажим и шайбы
с оси дроссельной заслонки вторичной камеры и снимите пружину диафрагмы.

22. Выверните два винта крепления кронштейна
диафрагмы к корпусу карбюратора и снимите диафрагму дроссельной заслонки.

23. Снимите вспомогательный ускорительный
насос.

24. Просверлите отверстие диаметром 2 мм
в центральном отверстии для винта регулировки топливной смеси (MAS),
после чего рассверлите отверстие сверлом диаметром 3 мм. Вставьте
в просверленное отверстие выколотку и выбейте пробку.

Как выбрать для начинающих?

В первую очередь начинающему музыканту выбрать подходящий инструмент может помочь преподаватель.

Конечно, деревянная блокфлейта выглядит намного привлекательнее и представительнее, но приобретать её новичку не рекомендуется. Для начинающего музыканта – как для взрослого, так и для ребёнка – она намного тяжелее в освоении. Инструмент капризный, игра напрямую зависит от влажности. Для игры на деревянной флейте музыкальный слух должен быть развит практически идеально. Если всё-таки была приобретена модель из дерева, то рекомендуется приобрести к ней пластиковый мундштук.

Пластиковый инструмент тоже может быть неидеальным, чаще всего здесь имеются проблемы со звучанием – оно некрасивое. Новичку необходимо развивать музыкальный слух и технику игры, но с таким инструментом стремление к красивой музыке будет постепенно пропадать.

Применение в искусстве

В искусстве для этой небольшой трубки придумали множество невероятных смыслов, от образа мирной и тихой сельской жизни до любовно-лирических, иногда трагических, чувств героев. Ведь поэтическая зачарованность, импровизация, утонченность, простота, идиллия, свобода — все эти образы являются взглядом человека на непостоянную природу. И именно то, он увидел в этой, постоянно приобретающий новый вид, жизни и выливается в музыку.

Флейта при всей, как кажется на первый взгляд, простоте удивляет многие:

  • Во-первых, своей историей.
  • Во-вторых, своим диапазоном.
  • В-третьих, удивительным звучанием и способностью передавать чувства и переживания.

Она не оставила равнодушным никого. Ведь за все время своего существования успела побывать во всех странах.

В конце рассказа о флейте хочется сказать, что хоть и понадобились тысячелетия, чтобы обычная дудка стала прекрасной, но зато теперь у нас есть такой удивительный, незаменимый и волшебный музыкальный инструмент. В многоликом и многокрасочном симфоническом оркестре, где в слаженный ансамбль вливают свои голоса медь, деревянные духовые и ударные, словно басы, баритоны, тенора, альты и сопрано в общем хоре, где-то выше всех, рядом со скрипками мы ясно слышим знакомый голос колоратурного сопрано симфонического оркестра — флейты.

Таким образом, дети, знакомясь на уроках музыки в классе с происхождением, историей возникновения музыкальных инструментов, смогут лучше понять великую музыку. Для этого учителя задают им создавать краткие проекты о том или ином инструменте.

Предыдущая
Культурология«Девушка, освещенная солнцем» — описание картины В. Серова
Следующая
КультурологияСообщение о фортепиано — история появления, описание и принцип работы инструмента

Вибрирующая струя воздуха

Поток воздуха из губ музыканта пересекает открытое амбушюрное отверстие и ударяется о внешнюю его кромку. Таким образом, струя воздуха разделяется примерно пополам: внутрь инструмента и наружу. При этом небольшие волнообразные колебания распространяются по потоку воздуха, из-за завихрения, вызывая звук типа шума ветра. Скорость таких возмущений в струе воздуха равна половине скорости воздуха (которая обычно составляет от 20 до 60 метров секунду, в зависимости от давления воздуха во рту музыканта). В свою очередь, звуковые колебания, распространяющиеся в трубе флейты, вызывают возмущения потока воздуха, но только на резонансных частотах. Происходит это следующим образом: волна сжатия внутри флейты (а это и есть звуковая волна) распространяется до открытого клапана и возвращается назад, выталкивая струю воздуха наружу. В свою очередь, возвращаясь назад струя воздуха, подталкивает звуковую волну и она становится больше, т.е. звук становится громче (флейтовый термин – «раздувать звук» — очень точно отображает суть этого процесса). Аналогия – это небольшими толчками вы раскачиваете качели до очень большой амплитуды колебания. Такой процесс в физике называется параметрическим резонансом. Таким образом, чтобы сыграть чистую ноту, флейтист должен так подстроить свой амбушюр и скорость струи воздуха, чтобы первичные колебания струи усилили собственный резонанс трубки. Например, чтобы сыграть звук более высокого регистра, необходимо увеличить скорость потока, что, в свою очередь, увеличит скорость и частоту первичного возбуждения. Все это флейтист учится делать в самом начале обучения.
На рисунке слева – струя ударяет в кромку амбушюрного отверстия и разделяется на два потока. Рисунок справа показывает поперечный разрез на уровне амбушюрного отверстия флейты и рта музыканта и показывает правильное направление потока воздуха.

Из кастрюли

Коптильню из кастрюли можно сделать из нескольких емкостей одинакового диаметра.

Верхняя емкость вставляется плотно в нижнюю, так, чтобы дым не просачивался в щели. В днище верхней кастрюли нужно проделать отверстия для прохода дыма с нижней части коптильни, в которой будет находиться топливо. Чем больше отверстий, тем лучше.

Сетка для продуктов копчения крепится в верхней кастрюле ближе к крышке, но не впритык, а на достаточном расстоянии, чтобы крышка не касалась продуктов (примерно на 2/3 высоты верхней емкости). Сетка крепится по простейшему принципу: в стенках кастрюли сверлятся дырки в количестве четырех штук, чтобы в них можно было провести тонкие прутья арматуры, на которых и будет лежать сетка.

Между сеткой и днищем верхней кастрюли нужно установить металлический поддон на ножках. Он не должен стыковаться со стенками емкости, но требуется обязательно для того, чтобы защитить продукты в том случае если топливо загорится. Но ключевое его предназначение – в сборе стекающих с продуктов соков и жира. Ведь они не должны попадать на топливо, стекая вниз. Опилки из фруктовых деревьев перед выкладкой на дно немного смачивают.

Интересно: ни в коем случае нельзя использовать опилки хвойных деревьев для топлива. Они будут вырабатывать смолу и давать горечь продуктам копчения.

После сборки вся конструкция ставится на электрическую печку или медленный огонь. Отсчет периода копчения начинается с появления дыма, заполнившего емкость.

Как изготавливают

Процесс создания инструмента достаточно трудоемкий и требует высокого уровня мастерства: подбираются трубки определенного диаметра, четко вымеривается их длина (для того чтобы инструмент имел правильную темперацию — настроенность). Затем производят наружную и внутреннюю шлифовку, склеивают и закрепляют на специальном кронштейне, который может быть ровным или дугообразным (румынский «най»), последний шаг в изготовлении – покрытие лаком.

Если изменить угол наклона отверстия во время исполнения, можно повышать или понижать звуки на интервалы меньше полутона, что придает инструменту дополнительные хроматические возможности, особый колорит, и является незаменимым при исполнении различной восточной народной музыки. Так же данный инструмент позволяет исполнять многие музыкальные приемы и штрихи, такие как глиссандо, арпеджио, стаккато, легато и т. д.

К флейте Пана обращались и великие мировые классики. «Первооткрывателем» которой стал Моцарт, использовавший инструмент в своей опере «Волшебная флейта». Ее звучание можно услышать в опере-балете Римского-Корсакова «Млада».

Панфлейта, благодаря своему неповторимо мягкому, бархатному и необычному «песочному» звуку, уже многие столетия является одним из популярнейших инструментов во всем мире, звучание которого любят и узнают даже те, кто не особо интересуется музыкальным искусством.

Акустика

Флейта издает звук, когда поток воздуха, направленный через отверстие в инструменте, создает вибрацию воздуха в отверстии. Воздушный поток создает Бернулли или сифон. Это возбуждает воздух, содержащийся в обычно цилиндрической резонансной полости внутри флейты. Флейтист изменяет высоту звука, создаваемого открытием и закрытием отверстий в корпусе инструмента, таким образом изменяя эффективную длину резонатора и соответствующую ему резонансную частоту . Изменяя давление воздуха, флейтист может также изменять высоту звука, заставляя воздух в канавке резонировать на гармонической, а не на основной частоте, не открывая и не закрывая какие-либо отверстия.

Геометрия сочленения головы кажется особенно важной для акустических характеристик и звука, но среди производителей нет четкого консенсуса относительно конкретной формы. Акустический импеданс амбушюры оказывается наиболее важным параметром

Критические переменные, влияющие на этот акустический импеданс, включают в себя: длину дымохода (отверстие между губной пластиной и головной трубой), диаметр дымохода, а также радиусы или кривизну концов дымохода, а также любые конструктивные ограничения в «горловине» инструмента, такие как в японской флейте Нохкан .

Исследование, в котором профессиональным флейтистам завязывали глаза, не обнаружило существенных различий между флейтами, сделанными из разных металлов. В двух разных сериях слепого прослушивания ни одна флейта не была правильно идентифицирована при первом прослушивании, а во втором — только серебряная флейта. Исследование пришло к выводу, что «не было доказательств того, что материал стены оказывает какое-либо заметное влияние на цвет звука или динамический диапазон».

Фото советы как нарисовать флейту

Лучшие поперечные флейты

Современный оркестровый инструмент, который музыкант держит не перед собой, а в горизонтальном положении.

Yamaha YFL-677H

5

★★★★★
оценка редакции

100%
покупателей рекомендуют этот товар

Профессиональный инструмент с серебряной головкой, коленом и корпусом. Вся механика флейты посеребренная. Надежные стойки хорошо крепятся благодаря продуманной форме. Каждый клапан установлен и отрегулирован вручную, они очень удобно расположены обеспечивая естественное положение рук музыканта во время игры.

Фирменные регулировочные винты в механике помогают настраивать ход клапана, при этом основной винт не раскручивается. На колено нанесены специальные отметки для легкости сборки инструмента. Тональные отверстия здесь тянутые, с закругленными краями.

Достоинства:

  • Посеребренная механика;
  • Массивные стойки;
  • Идеальное качество сборки;
  • Точная настройка;
  • Классический дизайн.

Недостатки:

Дорогая.

Профессиональная флейта с толстыми стенками и пружинами из нержавейки поставляется с красивым утепленным кейсом из кожзама, шомполом и двумя салфетками: для очистки и полировки инструмента.

Roy Benson FL-402 R2

4.9

★★★★★
оценка редакции

95%
покупателей рекомендуют этот товар

Достоинства:

  • Подушки Pisoni;
  • Дополнительная изогнутая головка;
  • Пробковые стыки;
  • Ткань для очистки и щетка идут в комплекте;
  • Хороший кейс.

Недостатки:

Требует частой полировки.

Модель разработана для обучения, она обладает прекрасным соотношением цены и качества.

Что это такое?

Флейта-пикколо или же, как её ещё называют, малая флейта, особенно выделяется среди других духовых музыкальных инструментов высотой своего звучания, оно является самым высоким из всех.

Это маленькая флейта, размер которой почти в два раза меньше обыкновенной флейты, однако их аппликатуры являются в целом схожими. Её длина составляет не более 30 сантиметров. Из-за своих размеров данный музыкальный инструмент совсем нетрудно спутать с детской игрушкой.

Однако отличается флейта-пикколо от обыкновенной флейты не только своим размером. Она способна брать такие высокие звуки, которые простой флейте недоступны. Её звучание выше на целую октаву.

Что касается строения флейты-пикколо, то оно мало чем отличается от строения обыкновенной флейты. Их основные составляющие части достаточно схожи. У обычных флейт их всего 3.

  • Первая – это головка. Она располагается в самой верхней части и включает в себя отверстия, а также пробки с колпачком.
  • Второй частью является так называемое тело. Именно на нём располагаются клапаны, а также отверстия, которые могут и открываться, и закрываться, тем самым порождая то или иное звучание.
  • Третья часть данного музыкального инструмента – это колено. На нём находятся специальные клавиши для пальцев, однако эта часть у малой флейты полностью отсутствует.

Кроме этого, в строении малой флейты можно отметить ещё ряд некоторых особенностей. Так, например, размеры отверстий для воздуха у неё в разы меньше, она имеет обратноконическую форму сечения ствола и, кроме этого, промежутки между всеми её отверстиями и клапанами достаточно малы.

Традиционную пикколо делают из такого материала, как дерево. Однако в нынешнее время на полках магазинов можно встретить не только деревянные экземпляры. Ныне этот музыкальный инструмент могут делать из пластика, металла или серебра. Разумеется, модели из обыкновенного пластика или металла значительно меньше по стоимости тех моделей, что сделаны из древесины или же серебра. Однако играть на флейте-пикколо, которая выполнена из древесины, несколько труднее, чем на той, что сделана из металла.

Конструкция

Флейта, не в линию, с закрытыми клапанами, без ми-механики, колено «До».

Флейта с резонаторами

Флейта в разобранном виде

Поперечная флейта представляет собой продолговатую цилиндрическую трубку с системой клапанов, закрытую с одного конца, около которого находится специальное боковое отверстие для прикладывания губ и вдувания воздуха. Современная флейта делится на три части: головку, тело и колено.

Головка

Губки на головке флейты

Колено флейты (до)

У большой флейты головка прямая, но существуют и загнутые головки — на детских инструментах, а также на альтовых и басовых флейтах, чтобы инструмент было удобнее держать. Головка может быть сделана из различных материалов и их комбинаций — никеля, дерева, серебра, золота, платины. Головка современной флейты, в отличие от тела инструмента, имеет не цилиндрическую, а коническо-параболическую форму. В левом конце внутри головки находится пробка, положение которой влияет на общий строй инструмента и должно регулярно проверяться (обычно с помощью обратного конца палочки для протирки инструмента — шомпола). Форма отверстия головки, форма и загиб губок имеют большое влияние на звук всего инструмента. Часто исполнители используют головки другого производителя, нежели основной производитель инструмента. Некоторые флейтовые производители — как Lafin или Faulisi — специализируются исключительно на изготовлении головок.

Тело флейты

Конструкция клапанного механизма флейты может быть двух типов: «inline» («в линию») — когда все клапаны образуют одну линию, и «offset» — когда клапан соль выступает. Также существует два типа клапанов — закрытые (без резонаторов) и открытые (с резонаторами). Открытые клапаны получили наибольшее распространение, так как имеют несколько преимуществ по сравнению с закрытыми: флейтист может почувствовать скорость струи воздуха и резонанс звука под пальцами, с помощью открытых клапанов можно корректировать интонацию, а при исполнении современной музыки без них практически не обойтись. Для детских или маленьких рук существуют пластиковые пробки, которыми в случае необходимости можно временно закрыть все или некоторые клапаны на инструменте.

Колено

На большой флейте может применяться колено двух типов: колено до или колено си. На флейте с коленом до нижним звуком является до первой октавы, на флейтах с коленом си — си малой октавы соответственно. Колено си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене си существует рычажок «гизмо», который должен дополнительно употребляться в аппликатуре до четвёртой октавы.

Ми-механика

Многие флейты обладают так называемой ми-механикой. Ми-механика была изобретена в начале XX века одновременно, независимо друг от друга, немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузеном и французским мастером Джалма Жюлио для того чтобы облегчить звукоизвлечение и улучшить интонацию ноты ми третьей октавы. Многие профессиональные флейтисты не используют ми-механику, так как хорошее владение инструментом позволяет легко извлекать этот звук и без её помощи. Существуют также альтернативы ми-механики — пластинка, закрывающая половину внутреннего отверстия (второго парного) клапана соль, разработанная фирмой Powell, а также парный клапан соль уменьшенного размера, разработанный фирмой Sankyo (не получивший большого распространения в основном из-за эстетических соображений). На флейтах немецкой системы ми-механика не требуется функционально (парные клапаны соль разделены изначально).

Современная флейта системы Бёма с закрытыми клапанами не в линию, с ми-механикой и до-коленом

Типы бамбуковых флейт

Народ Китая и Японии считает бамбук священным растением, которое продлевает жизнь, приносит удачу и защищает от бедствий. В истории выделяют несколько типов инструментов из этого растения. Отметим китайскую бамбуковую флейту «Ди». Данный музыкальный прибор имеет поперечную длину от 40 до 120 см и диаметр 2-3 см. Обычно в корпусе устройства насчитывается от 10 до 13 игровых отверстий. Чаще всего ствол флейты изготавливается из тростника или бамбука, но иногда «Ди» делают из дерева либо камня нефрита.

В верхней части флейты расположено отверстие, через которое вдувается воздух. Качество звучания зависит от правильного расположения специальной пленки, которая передает оригинальный традиционный звук. Бамбуковая флейта «Ди» характеризуется очень звонким тембром. Она имеет широкий диапазон звуков. На данный момент флейта «Ди» – самый популярный музыкальный инструмент в Китае. Ее часто используют как аккомпанирующее устройство для ансамбля и национального оркестра.

Следующей разновидностью китайской флейты является «Сяо». Инструмент изготавливается из бамбука и имеет продольную форму. Верхнюю его часть венчает свисток, корпус насчитывает шесть отверстий. Наличие подобного свистка дает возможность исполнителю создавать очень нежное и мягкое звучание. Стандартная длина «Сяо» составляет от 75 до 80 см. Духовой инструмент прост в использовании. На нем можно легко научиться играть даже не имея слуха.

От этой флейты произошла японская бамбуковая флейта под названием «Сякухати»

В 20 веке инструмент завоевал внимание японского народа и стал популярен в поп-музыке. Устройство имеет длину 54,5 сантиметра

Данный прибор насчитывает пять отверстий. Цвет «Сякухати» может меняться с зеленого до коричневого, а поверхность покрывается слоем лака. Японцы верят, что игра на этой флейте восстанавливает силы и успокаивает.

Многоствольные

Основная статья: Многоствольная флейта.

Многоствольные флейты состоят из нескольких скреплённых или нескреплённых между собой трубочек разной длины, каждая из которых издаёт один основной тон. Верхние концы трубочек располагаются на одном уровне рядом друг с другом. Нижний конец трубочки открыт или закрыт пробкой. Трубочки подносят к губам в вертикальном положении и дуют на их верхний срез.

Сиринга (пан)

Основная статья: Сиринга.

Сири́нга (греч. σῦριγξ) — древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной флейты. Термин впервые встречается в «Илиаде» Гомера (X,13). Различались одноствольная сиринга (σῦριγξ μονοκάλαμος) и многоствольная сиринга (σῦριγξ πολυκάλαμος); за последней позднее закрепилось название флейты Пана. Русские переводчики традиционно передают σῦριγξ несколько невнятным словом «свирель». Греческое слово послужило анатомическим наименованием голосового органа птиц (см. сиринкс).

Сиринга известна как традиционный духовой инструмент пастухов и крестьян в эпоху античности. Данная разновидность часто фигурирует в древнегреческой поэзии; использовалась также в целях музыкального сопровождения сценических представлений, в том числе — в Древнем Риме. Впоследствии инструмент проник также и в позднейшую европейскую народную музыку.

Флейта Пана

Фле́йта Па́на — класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние — открыты.

Наименование связано с тем, что в эпоху античности изобретение данной разновидности флейты мифологически приписывалось божеству лесов и полей Пану. При игре музыкант направляет поток воздуха от одного конца трубок к другому, в результате чего заключённые внутри воздушные столбы начинают колебаться, и инструмент производит свист определённой высоты; каждая из трубок издаёт один базовый звук, акустические характеристики которого зависят от её длины и диаметра. Соответственно, количество и величина трубок определяют диапазон панфлейты. У инструмента может быть подвижная или неподвижная пробка; в зависимости от этого используются различные способы его тонкой настройки.

Кугиклы

Основная статья: Кугиклы.

Куги́клы (куви́клы, цевни́ца) — русский народный духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью многоствольчатой флейты.

Инструмент представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола.

Флейта обычно составлена из 3—5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется «парой».

Техника игры

Флейта — один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из группы духовых. В её исполнении типичны гаммообразные пассажи в быстром темпе, арпеджио, скачки на широкие интервалы. Реже флейте поручаются продолжительные кантиленные эпизоды, поскольку дыхание на ней расходуется быстрее, чем на других деревянных духовых. Хорошо звучат трели на протяжении всего диапазона (за исключением нескольких трелей на самых низких звуках).

Слабым местом инструмента является его сравнительно небольшой диапазон в динамике — разница между piano и forte в первой и второй октавах составляет около 25 dB, в верхнем регистре не более 10 dB. Этот недостаток флейтисты компенсируют меняя окраски тембра, а также другими средствами музыкальной выразительности.

Диапазон инструмента делится на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижнем регистре сравнительно легко играть piano и legato, но forte и staccato требует зрелого мастерства. Средний регистр наименее богат обертонами, часто звучит тускло, поэтому мало применяется для мелодий кантиленного характера. В верхнем регистре легко играть на forte, владение piano в третьей октаве требует нескольких лет обучения на инструменте. Начиная с до-диез четвёртой октавы тихое извлечение звуков становится невозможным.

Окраска тембра и красота звука на флейте зависит от многих факторов в постановке и мастерстве исполнителя — важную роль играет открытое горло, достаточно открытое отверстие головки инструмента (обычно на 2/3), правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха с помощью «опоры» (совокупность мышц брюшного пресса, части межрёберных мышц и части мышц спины, влияющих на работу диафрагмы).

Флейте доступен широкий спектр приёмов игры. Повсеместно используется двойное (слоги ту-ку) и тройное (слоги ту-ку-ту ту-ку-ту) staccato. Начиная с конца XIX — начала XX веков для особых эффектов используется приём frullato — игра на инструменте одновременно с произношением звука, вроде «трр» с помощью кончика языка или горла. Впервые техника frullato была использована Рихардом Штраусом в симфонической поэме «Дон Кихот» (—).
В XX веке было изобретено множество дополнительных техник и приёмов:

  • Мультифоники — извлечение двух и более звуков одновременно с помощью специальной аппликатуры. Существуют специальные таблицы мультифоников в помощь композиторам и исполнителям, например в книгах Пьер Ива Арто или Роберта Дика.
  • Whistle tones — напоминает тихий свист. Извлекается при полностью расслабленном амбушюре и направлении струи поверх того места, где обычно находится желаемый звук.
  • «Танграм» — короткий звук, напоминающий хлопок. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами с помощью быстрого движения языка. Звучит на большую септиму ниже аппликатуры, которую применяет исполнитель.
  • «Jet whistle» — звучащая струя воздуха (без звука), быстро меняющая высоту сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от указания композитора. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами, при сильном выдохе и произношении слога похожего на «фюить».

Существуют и другие приёмы современных техник — стук клапанами, игра одним шипом без звука, пение одновременно с извлечением звука и другие.

История


Костяная флейта эпохи палеолита (ориньякская культура)

Древнейшей формой флейты является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 — 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом, флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов.

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. В Европе была широко распространена в XV—XVII вв.
Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.
Ныне изредка применяется при исполнении старинной музыки.

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространённым народным инструментом.

К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Оттетер, которые, в частности, добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

Между 1832 и 1847 Теобальд Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он ввёл следующие наиболее важные новшества: 1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей с помощью 9 пальцев закрывать 15-17 отверстий или даже больше в зависимости от так называемых опций и системы инструмента (немецкой, являющейся оригинальной системой Бёма, или французской, являющейся гибридом системы Бёма и старофранцузской); 3) использовал цилиндрический канал сечения ствола с конически-параболической головкой вместо имевшего место вплоть до 1847 г. обратноконического, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах; 4) перешёл на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания. (Ранее чаще всего использовались деревянные флейты, а также, реже, из стекла и слоновой кости. В результате многочисленных экспериментов с разными материалами Бём пришёл к заключению, что наиболее чистому звучанию способствует серебро, поэтому в наши дни оно входит в состав как сплавов для более дешёвых ученических моделей, так и является добавкой к золоту и платине в наиболее дорогостоящих профессиональных моделях.) Но наибольшая заслуга Бёма заключается в том, что благодаря гениальному клапанному механизму стало возможным исполнение на флейте хроматической гаммы и произведений во всех без исключения тональностях.

В современных оркестрах используют обычную большую флейту (её тембр разнообразен, но несколько холодноват, и сила звука мала), малую флейту с резким звуком (октавой выше), реже альтовую флейту в строе Соль (её тембр чуть теплее), крайне редко басовую флейту (октавой ниже).

Примечания

  1. .
  2. ↑ , с. 622.
  3. .
  4. , с. 10.
  5. , с. 11.
  6. ↑ .
  7. . slovari.yandex.ru. Дата обращения 8 мая 2013. (недоступная ссылка с 04-01-2016 )
  8. Larsen G. The essential guide to irish flute and tin whistle. — 2003.
  9. . slovari.yandex.ru. Дата обращения 8 мая 2013. (недоступная ссылка с 04-01-2016 )
  10. Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — ISBN 5-7805-0537-3.

  11. Сопель // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. Симон — Хейлер. — С. 212. — 1054 с. — 102 200 экз.
  12. Например, в переводе «Поэтики» Аристотеля В.Аппельрота: «…только гармонией и ритмом пользуются авлетика и кифаристика и другие музыкальные искусства, относящиеся <к этому же роду>, например, искусство игры на свирели»(ἡ <τέχνη> τῶν συρίγγων). Так же в переводах данного места у Н. Новосадского и М. Гаспарова.
  13. Сиринга // Словарь античности : перевод с немецкого / отв. ред. В. И. Кузищин. — М.: Прогресс, 1989. — ISBN 5-01-001588-9.
  14. А. А. Розенберг. Флейта Пана // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. Симон — Хейлер. — С. 847—848. — 1054 с. — 102 200 экз.
  15. . slovari.yandex.ru. Дата обращения 8 мая 2013. (недоступная ссылка с 04-01-2016 )
  16. Флейта // Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка (рус.). — 1990.
  17. Рогаль-Левицкий Д. Ч. I // Современный оркестр. — М: Государственное музыкальное издательство, 1953.
  18. The Essential Guide to Irish Flute and Tin Whistle by Grey Larsen
  19. О. Т. Леонтьева. Ди // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. Гондольера — Корсов. — С. 231. — 958 с. — 102 200 экз.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации