Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Акваланг своими руками из доступных материалов

Заправка аквалангов от лодочного мотора

«Заправка аквалангов от лодочного мотора» — статья не про подводную охоту, но пусть будет в этом разделе. Итак, поговорим, как можно заправить акваланг при помощи подвесного лодочного мотора (в данном случае использовался мотор «Москва»).

О сложности вопроса

Современное снаряжение аквалангиста ориентировано на его комфорт и безопасность. Все узлы и элементы оснащения должны быть продуманы до мелочей. Специалистами разработаны правила по применению снаряжения, нарушать которые настоятельно не рекомендуется. Любитель-новичок при возникновении малейших трудностей в эксплуатации оборудования должен обратиться за советом к своему тренеру, так как беспроблемное использование аппаратуры является залогом безопасного подводного плавания.

Акваланг является достаточно сложным устройством. Специалисты уверяют, что создать акваланг самодельный в домашних условиях довольно непросто. Для этого необходимо обладать соответствующими знаниями и иметь возможность работать на хорошем токарном оборудовании. Те, кого заинтересовал вопрос, как сделать самодельный акваланг своими руками, должны узнать об этом устройстве как можно больше.

Приспособление для подводного плавания из газовых баллонов

Акваланг своими руками реально сделать из газовых баллонов. Ниже приведены этапы работ:

  1. В качестве основной емкости используют баллоны до 22 литров. Как вариант, можно взять два резервуара по 5-7 л.
  2. Далее нужно подготовить редуктор, сопоставимый с давлением емкости.
  3. Редуктор соединяется с баллоном, давление в нем должно быть на 6-10 бар выше, чем показатель окружающей среды.
  4. К редуктору подключается шланг с легочным автоматом.
  5. Затем подсоединяют регуляторы. Количество их зависит от предполагаемых задач. Например, для планируемого дайвинга потребуется основной и запасной элемент.
  6. Также можно поставить компенсатор плавучести, что увеличит безопасность эксплуатации акваланга.

На последнем этапе следует наполнить воздушной смесью баллон, проверить работу всего устройства. Первое погружение желательно провести на небольшую глубину, чтобы убедиться в исправности агрегата.

В завершение

Заправка акваланга от мотора «Москва»

Подводный спорт завоевал широкое признание нашей молодежи. Многие спортсмены-любители уже не довольствуются маской и трубкой, и это понятно: гораздо большие возможности имеют спортсмены с аквалангами. Акваланг является совершенным прибором, который позволяет продолжительное время находиться под водой, тем не менее, многие любители подводного спорта воздерживаются от приобретения аквалангов, в первую очередь потому, что акваланг нужно заряжать воздухом, а для этого необходимо специальное оборудование, стоимость которого много больше стоимости самого аппарата.

В стационарных условиях заправка аквалангов — не проблема. На каждой спасательной станции ДОСААФ имеются компрессоры высокого давления, работающие от электросети, или баллоны со сжатым воздухом. Имеются и специальные зарядные станции, где за небольшую плату можно заправить акваланг и запасные к нему баллоны, но таких станций пока еще мало и они сосредоточены в основном в крупных промышленных городах и отдельных пунктах Черноморского побережья. Это конечно очень удобно, но только тогда, когда вы решили погружаться в районе расположения этих станций. Ну, а если вам захотелось обследовать озеро или реку, где нет таких станций?

Нужно сказать, что подводный спорт — это спорт коллективный. Обычно спортсмены-подводники объединяются в группы и выезжают в намеченные заранее пункты каким-либо транспортом. Чтобы не быть связанным с зарядными станциями, нужно приобрести трехступенчатый компрессор высокого давления АК-150В. Для коллектива спортсменов в 3—5 чел. это уже не составит больших трудностей, а в большинстве случаев спортсмены-подводники объединяются именно в такие группы.

Из этой краткой характеристики видно, что компрессор удовлетворяет основным требованиям аквалангистов: имеет небольшой вес и удовлетворительную производительность (акваланг АВМ-1 емкостью баллонов 2,1 м³ можно зарядить за 40 мин.). Однако вся установка с фильтрами очистки, электроприводом и другими элементами обычно весит очень много (180 кг). Но пусть это вас не пугает! Фильтры очистки воздуха можно сделать очень легкими; решается и вопрос с приводом.

Некоторые спортсмены используют для этого двигатели автомобилей. Компрессор при помощи несложного устройства крепят болтами к переднему бамперу автомобиля. Компрессор работает вполне удовлетворительно, но имеет один серьезный недостаток — плохую систему смазки. Смазка осуществляется от шестеренчатого насоса двигателя, но общая система смазки не позволяет получить в компрессоре нужное давление масла, а применяемый в автомобильных двигателях автол (или «СУ») малопригоден для компрессоров высокого давления. Это вызывает высокий износ поршневой группы, а в отдельных случаях — порчу клапанов. Масла следует применять специальные компрессорные или авиационные марок МС-20 или МК-22, обладающие высокой вязкостью и улучшенные специальными присадками.

В журнале «Техника молодежи» № 7 за 1961 г. было дано описание зарядного агрегата. Эта конструкция имеет целый ряд недостатков и вряд ли будет работать удовлетворительно хотя бы потому, что компрессор не имеет принудительного воздушного охлаждения. Тем, кто желает лучше ознакомиться с конструкциями компрессоров для заправки аквалангов, рекомендуем прочесть сборник «В помощь спортсмену-подводнику» № 1 изд. ДОСААФ (1962 г.).

Для спортсменов-подводников, занимающихся водно-моторным спортом и туризмом, наиболее удобна примененная нами конструкция аппарата для заправки аквалангов, работающего от подвесного лодочного мотора «Москва».

Установка компрессора. Компрессор АК-150В при помощи фланцевого соединения устанавливается на подводную часть мотора (рис. 1, 2) вместо съемной части корпуса редуктора. Корпус редуктора вместе с гребным винтом легко снимается, для чего следует отвернуть три болта.

Таким образом, компрессор полностью находится под водой. Забор воздуха производится через гофрированный шланг длиной 3-4 м (подобный шлангам от аквалангов), который выносится в носовую часть лодки, подальше от работающего мотора.

Смазка компрессора производится под давлением 4-5 атм. от шестеренчатого насоса мотоцикла «М-72».

На съемную часть корпуса редуктора 2 (рис. 3) насаживается и приваривается фланец 1, изготовленный из дуралюмина. Вращение от мотора на компрессор передается через валик 3 с внутренними шлицами. Чтобы гипоидное масло редуктора не смешивалось с компрессорным маслом, в корпусе 2 установлены две резиновые манжеты 4, металлическая обойма которых перед запрессовкой смазывается эпоксидным клеем. Фланец 1 крепится к фланцу компрессора четырьмя болтами М6. В нем имеются каналы для циркуляции масла (7 — штуцер маслопровода). Масляный насос смонтирован на противоположной стороне компрессора.

Задняя крышка компрессора В засверливается строго по центру. Вместо гайки, стягивающей вал компрессора, наворачивается валик 9, передающий вращение на насос и имеющий канал для циркуляции масла.

Корпус насоса крепится к пластине из нержавеющей стали на паронитовой прокладке. Пластина привинчивается болтами с потайной головкой к задней крышке.

Шестерня 6, манжеты 4, съемная часть редуктора и подшипник 5 использованы от мотора «Москва».

Для подгонки компрессора к мотору необходимо оба цилиндра компрессора развернуть на 180°, так как штуцеры и соединительная трубка будут упираться в антикавитационную плиту. Делается это так. Отворачивают четыре гайки, крепящие цилиндр высокого давления, и медленно поворачивают цилиндр ключом за вал компрессора. Вместе с поршнем будет подыматься и открепленный цилиндр. Когда цилиндр освободится от шпилек, его поворачивают на 180° и снова закрепляют. Точно так же поступают и со вторым цилиндром. Не рекомендуется делать наоборот, т. е. приподнимать цилиндр на неподвижном поршне. Это приведет к тому, что многочисленные компрессионные кольца выйдут из цилиндров и их будет очень трудно правильно установить обратно.

Соединительную трубку компрессора разрезают на две равные части и надставляют другой трубкой большего диаметра, а места соединения пропаивают серебром или латунью.

Масляный бачок (емкостью 1 л) соединяют с компрессором резиновыми маслостойкими шлангами (рис. 4). Завинчивающаяся крышка бачка имеет отверстие для сообщения с атмосферой. Контроль за работой насоса осуществляется по манометру, который крепится рядом с бачком.

Фильтры высокого давления. Благодаря тому, что заправка акваланга ведется с лодки, фильтры высокого давления можно сделать предельно простыми, так как воздух над водной поверхностью, как известно, достаточно чист. Хорошее охлаждение компрессора и соединительных трубок способствует незначительному образованию паров масла, что также обусловливает возможность снижения габаритов фильтров.

Оба фильтра изготовляют из однодюймовых оцинкованных труб (рис. 5) и крепят к транцу лодки на струбцинах. Первый фильтр служит для конденсации и отстаивания паров масла и воды, второй — для очистки воздуха от посторонних газов и частиц. В верхней части фильтров установлен манометр высокого давления.

При заправке аквалангов лодку надо ставить на якоря (носовой и кормовой) по ветру, чтобы выхлопные газы не попадали в заборный шланг.

После прогрева двигателя на холостых оборотах включают ручку реверса в положение «передний ход» и плавно доводят число оборотов мотора до среднего. При этом мотор не должен развивать более 3200 об/мин, что соответствует примерно 8 л. с. С увеличением давления в системе увеличивается нагрузка на мотор, поэтому в процессе работы необходимо выравнивать обороты.

После зарядки акваланга нужно закрыть вентили на аппарате и открыть продувочный кран фильтра для удаления из него влаги и масла.

В нерабочем состоянии все штуцеры в компрессоре должны быть плотно закрыты от попадания грязи и вытекания масла, которое в значительных количествах скапливается в картере.

Хорошее охлаждение компрессора, масла и нагнетаемого воздуха, а также легкость запуска (благодаря наличию нейтральной скорости и нужной редукции) делает такой способ заправки аквалангов весьма удобным. Производительность компрессора повышается более чем в два раза.

Акваланг АВМ-1 можно зарядить до 150 атм. за 15 мин.

В течение нескольких лет я и мои товарищи, отправляясь в туристский поход на моторных лодках, берем с собой акваланги и компрессор. Мы не можем назвать себя специалистами-подводниками, но мы любим этот замечательный вид спорта. Подводные прогулки в Финском заливе, на Ладожском и Онежском озерах, а также по рекам (Волга, Свирь, Волхов) доставляют нам большое удовольствие. Благодаря моторным судам мы побывали в таких местах, куда трудно попасть другим видом транспорта, а благодаря использованию описанного устройства для заправки аквалангов наши аппараты были всегда готовы к погружению.

Э. М. Медведев, «Катера и яхты», 1964 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Акваланг своими руками из бутылки

Для изготовления данного приспособления потребуется помповый опрыскиватель, гибкий пластиковый шланг, трубка для ныряния, бутылка.

Производство аппарата осуществляется следующим образом:

  1. Первым делом снимается ограничитель, имеющийся в опрыскивателе. Это позволит увеличить выход воздушной смеси.
  2. На верхушку опрыскивателя надевается шланг, место соединения герметизируется при помощи силикона либо горячего клея.
  3. Снизу подводной трубки монтируется крышка от пластиковой бутылки, в которой необходимо заранее проделать отверстие по диаметру шланга.
  4. Шланг вставляется в подготовленное гнездо и тщательно герметизируется.

Бутылка взаимодействует с помповым опрыскивателем и наполняется воздушной смесью. Например, резервуар объемом 330 мл наполняется примерно за 50 качаний. Этого хватит на 4 полноценных вдоха. Более объемные емкости требуют усиления грузом, так как при наполнении воздухом стремятся всплыть. Чтобы извлечь смесь из бутылки, достаточно нажать на кнопку распылителя.

Водолаз.Фигура из металла.

В качестве вступления текст из книжки детства. Золотовский Константин Дмитриевич «Подводные мастера»:

«Что делает водолаз? Вы думаете, с осьминогами сражается, добывает жемчуг и кораллы в океане, вылавливает погибших капитанов с ядром, привязанным к ноге? Про таких водолазов я и сам читал, когда мне было лет десять-одиннадцать. До сих пор помню картинку: каюта затонувшего корабля, посредине каюты стол, за столом скелеты в морской офицерской форме, у одного даже трубка в зубах. Над столом рыбки гуляют, а в дверях живой водолаз стоит, за медную голову руками держится, оттого, наверно, что сроду не видал, как мертвецы курят. А теперь я водолазное дело знаю не по рассказам. Я сам был водолазом глубоководником.»

Давно уже хотел сделать своего водолаза, до этого делал совсем маленьких-по 5см высотой для композиций с подводной лодкой.

А сейчас решил сделать солидного, с хорошей деталировкой и высотой см 25 примерно.

взял велосипедные трубки и часть рамы и сварил из них тело.На ноги пошла велосипедная вилка.

Придал слегка дутую форму водолазной рубахе, низ ног сузил, под башмаки.

Сделал шлем из пустотелого шара 50мм купленного в строймаге, части крацовки на болгарку 75мм и вставки в раму под подшипник передней вилки от советского велосипеда.

Манишку сделал просто из листвого металла, загнутого о трубу.

Далее от какой то автомобильной резьбовой втулки отрезал кольцо с фаской, для лицевого иллюминатора и два поменьше из трубы на боковые, приварил.

Сделал решетки из тонких проволочек, что бы вид был более старинный.

Добавил по контуру манишки окантовку из мягкой проволоки.

На шлем приварил часть, за которую цепляют шлем .

Когда зачищал втулку велосипедную от нагара хром слез, а омеднение осталось-очень в тему.

Ну и специально снял видео, с пояснением, из чего сделан шлем.

Не трехболтовка конечно, но в целом вид есть.

Позже дошло, что для трехболтовки поменьше можно взять пару держателей транзистора типа КТ805,с тремя отверстиями, ловите идею!

Сделал рукавицы на руках.

взял закругления от ручки старого ведра и вварил в руки, большой палец сделал из прутка.

Галоши сделал из двух роликов от конического подшипника, плоского металла на подошвы и части пальца от трапеции москвич-отличные полукруглые носы вышли.Добавил еще окантовку из проволоки.

Далее в ход пошли хомуты от катушки ЭЛТ телевизора, и шайба, держащая кинескоп на корпусе.

один хомут латунный пошел на пояс, другой на ремень, который пропущен между ног.

Ремень закрепил кусочками прутка на сварку.

Добавил на ноги подобие прорезиненных усилителей на водолазной рубахе.Так я и не разобрался, по идее они должны быть на коленях, но на некоторых фото явно идут от колена и ниже.

Сделал водолазный нож из столового ножа завода «Труд» г. Вача.

Обрезал, оставил часть рисунка на рукоятке, приварил на пояс.

Из металлического крючка сделал якорь, покрыл его точками сварки, что бы был вид обросшего ракушками и ржавчиной.

За якорем приварил пучок растений, сделанный из расплющенной на железной дороге вязальной проволоки, у нее интересный вид, так специально не сделаешь.доработал еще ее сваркой.

Из железки сделал подобие камня на морском дне, с которого сходит водолаз.

Все это прикрепил к листу металла, сваркой навел линий имитирующих неровности дна.

Одна сторона листа отрезана газовым резаком, у нее шикарный волнистый край.

Добавил воздушный шланг за спиной водолаза.

сигнальный конец решил не делать.

Шланг сделан из пружинной оболочки от тросика стиральной машины, внутрь вставлена сварочная проволока и все юто зажато в кусочки тормозной трубки-что бы легче было приварить, тк пружина легко сгорает.

Покрасил шлем медной краской, манишку тоже, а середину оставил без покраски-там виден слой омеднения .

Так-же покрасил носки башмаков.

Рубаху пыльнул слегка медной краской другого оттенка.

Сверху прозрачный лак.

Вот такой вышел красавец.

Ну и как всегда, видеообзор :

Спасибо за внимание!

Работают профессионалы, или где заправляют баллоны акваланга

Опытные ныряльщики знают, что снаряжение, подготовленное в соответствии с правилами техники безопасности – важнейший момент в дайвинге. Экипировку для подводного плавания можно приобрести в магазине спортивных товаров с уже заряженным аквалангом. Однако в дальнейшем заполнять оборудование воздухом придется либо самостоятельно, либо с помощью специалистов, поэтому необходимо выяснить заранее, где заправляют баллоны аквала

 Зарядить снаряжение можно в любом месте, где обслуживают аппараты, предназначенные для дыхания. Это может быть пожарная часть, МЧС, дайвинг-клуб. Главное, чтобы при проведении процедуры учитывались необходимые технические детали:

  • Баллоны, содержащие кислород должны быть маркированными,
  • На заправленных баллонах в обязательном порядке должен указываться состав смеси,
  • Концентрация кислорода не должна превышать норму, иначе неизбежно образование коррозии,
  • Отсутствие примесей угарного и углекислого газов – обязательное условие, при погружении они представляют смертельную опасность.

 В специализированных центрах должны соблюдаться все меры предосторожности при перекачке газа, поскольку слишком велика опасность взрыва. Поэтому сотрудники перед заправкой должны проверить баллон на предмет коррозии внутренних стенок и неисправности резьбы в месте присоединения вентиля

Кроме этого, недопустимо резкое колебание температуры, от этого объем газа изменяется.

 Один из самых распространенных вопросов среди начинающих ныряльщиков: сколько стоит заправить акваланг? Следует отметить, что цена зависит как от размера баллона, так и от состава закачиваемой воздушной смеси. В среднем она составляет от 20 до 60 рублей за литр.

Сам себе мастер, или как заправить акваланг в домашних условиях

 Если вы набрались опыта и уже достаточно хорошо изучили снаряжение для подводного плавания, то можно попробовать заправить акваланг в домашних условиях. Правда, для этого потребуются немалые средства для закупки дорогостоящего оборудования. Многие дайверы-единомышленники для этого объединяются и приобретают его, скооперировав бюджет, в таком случае экономическая эффективность от покупки налицо.

В первую очередь следует определиться, какой именно компрессор вам подойдет. Электрический имеет смысл приобретать лишь в том случае, если погружения производятся в условиях цивилизации, то есть присутствует сеть 220 вольт, к которой его можно подключить. Если же вы любите понырять долго и вдали от людей, тогда необходимо оборудование, работающее на бензине. Выбор компрессоров достаточно велик, поэтому, проконсультировавшись со специалистами и обозначив свои потребности, непременно подберете наиболее подходящий вариант.

 Итак, что нужно знать и уметь, для того, чтобы заправить баллон акваланга:

  • Прежде чем приступить к заправке баллона, необходимо произвести проверку, включая шланги, клапаны и крепления, на целостность. Трещины и опрелости недопустимы, в случае их обнаружения, аксессуар необходимо заменить.
  • Убедившись в исправности акваланга, нужно подключить его к компрессору, установить необходимое давление, включить компрессор и открыть вентиль.
  • В среднем, на заправку 14-ти литрового баллона требуется около 12 минут, после чего нужно перекрыть подачу воздуха и отключить компрессор.
  • Самое главное, каждый раз после того, как зарядили акваланг, необходимо проверить качество воздуха, используя для этого газоанализатор. При малейшем намеке на посторонние примеси следует выпустить воздух и проделать всю операцию заново.

 Достаточно один раз погрузиться с аквалангом – и человек превращается в заядлого ныряльщика, романтика и искателя приключений, не представляющего дальнейшей жизни без дайвинга. Помните, от соблюдения правил и техники безопасности зависит ваша жизнь. Удачных погружений!

Результат

Аппарат является надежным и безотказным в работе. Основная проблема в обслуживании — коррозия дюралевого корпуса редуктора в соленой воде. Для решения проблемы рекомендуется применять силиконовую смазку. Оборудование не оснащено манометром, отсутствуют фильтры (можно использовать сифонную трубку в баллоне с небольшими отверстиями на конце). Вес — 9,5 кг.

В интернете имеются и другие варианты самодельных моделей аквалангов из огнетушителя.

Дыхательные аппараты открытого цикла

Дыхательные аппараты можно разделить на аппараты открытого цикла (акваланги) и аппараты замкнутого цикла.

Аппараты открытого цикла отличаются тем, что выдох производится в окружающую среду.

В 1943 году Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели первый акваланг.

Дыхание пловца-подводника обеспечивается сжатым воздухом из баллонов. Для того чтобы снизить давление вдыхаемого воздуха используется регулятор.

Первые регуляторы состояли из одного редуктора, который понижал давление газа до давления окружающей среды и двух шлангов, подводящих дыхательный газ к загубнику и отводящего продукты выдоха к месту крепления редуктора. Недостатком данной схемы является большая работа, совершаемая при дыхании в положении «лицом вниз» или «вниз головой» по причине того, что редуктор находится выше лёгких примерно на 15-20 сантиметров, что создаёт перепад давления в 0,01-0,02 атм. При положении же «на спине» регулятор может встать на свободную подачу. Поэтому в современных регуляторах первая и вторая ступени разнесены. Однако, фирма Aqualung из ностальгических соображений по-прежнему выпускает регулятор «Мистраль», копирующий первые регуляторы с совмещенными первой и второй ступенями редуцирования.

В СССР первым серийно выпускаемым аквалангом стал АВМ-1. Аппарат был предназначен для автономных спусков под воду на глубины до 40 метров. В нем использовался одноступенчатый регулятор. АВМ-1 до сих пор используется в некоторых дайв-клубах.

Схема работы АВМ-1:

Схема дыхания в воздушно-дыхательном аппарате 1-трубка вдоха; 2 — клапанная коробка с загубником; 3 — трубка выдоха; 4 — дыхательный автомат; 5 — редуктор; 6 — баллон сжатого воздуха

Сегодня, как правило, используются регуляторы состоящие из двух ступеней : редуктора (1 ступень) и лёгочного автомата (2 ступень). Воздух под давлением из баллона подаётся в редуктор, который понижает давление до так называемого промежуточного или среднего, которое на 6-11 атм больше, чем давление окружающей среды, и далее по шлангу среднего давления передаётся в лёгочный автомат (загубник которого берётся в рот), который понижает давление до давления окружающей среды, обеспечивая комфортное дыхание при любом положении тела.

Октопус — лёгочный автомат (2-я ступень), предназначен для оказания помощи напарнику (в случае, если он остался без воздуха) или замены вышедшего из строя основного лёгочного автомата. Обычно корпус октопуса окрашен в жёлтый цвет, как и шланг.

В современном мире слово акваланг практически не используется, вместо него применяют термин скуба (англ. SCUBA, Self-contained underwater breathing apparatus, автономный аппарат для дыхания под водой). SCUBA состоит из регулятора, баллона и компенсатора плавучести. Компенсатор — это такой жилет, с воздушной камерой, служащий для изменения плавучести дайвера.

Про аппараты замкнутого цикла (ребризеры) я расскажу в следующем посте

Описание результата

На глубине 10 м акваланг позволяет выполнять тяжелую физическую работу (таскание по дну булыжников или быстрое плавание) без эффекта недостатка воздуха. Не оснащен кнопкой продува, но и без нее вполне можно обойтись. Легочный автомат нуждается в настройке только при первом применении, после чего минимальная настройка производится движением клапанов вдоха. Работает при давлении в 6-7 бар. Усилия на вдох характеризуются как вполне приемлемые, аналогичные к АВМ-5. Вес — 300 г. Подсоединяется к шлангу без прокладок, при помощи конусного соединения. Аппарат является весьма лёгким (около 11,5 кг), компактным и обтекаемым. В нем отсутствует указатель минимального давления.

Второй вариант

В этом случае приспособление изготавливается из двухлитрового баллона-ресивера от огнетушителя. Аппарат пристегивается в районе груди, вместо регулятора применяется самодельная пневматическая кнопка для механической подачи воздуха на вдох. Резервуар имеет обратный клапан, который перекрывает воздушный отсек при обрыве шланга.

Поскольку редуктор отсутствует, акваланг используется на ограниченной глубине. К седлу клапана мембрана прижимается под воздействием пружины. При нажатии на рычаг она поднимается и идет подача воздушной смеси на вдох. Выдох уходит в воду через специальный клапан. С поверхности воздух подается посредством сварочного баллона (объем до 40 литров), к которому подсоединен легочный автомат. Пневматическую кнопку можно закрепить на руке, что позволит сделать погружение удобнее.

Особенности

Желающим создать акваланг самодельный необходимо знать об особенностях его составляющих.

  • Баллон высокого давления, входящий в состав акваланга, является резервуаром для хранения воздуха. Рабочее давление в нем — 150 атмосфер. Стандартный баллон емкостью в 7 л при таком давлении вмещает в себя 1050 л воздуха.
  • Используются акваланги одно-, двух- или трёхбаллонные. Обычно емкость баллонов — 5 и 7 л, но при необходимости применяются баллоны 10-, 14- литровые.
  • Форма баллонов – цилиндрическая, с вытянутой горловиной, снабженной внутренней резьбой для крепления трубки высокого давления или патрубка.
  • Баллоны выполняются из стали или алюминия. Стальные баллоны покрываются защитным антикоррозийным слоем, в качестве которого применяют цинк. Баллоны из стали являются более прочными по сравнению с алюминиевыми, но они отличаются меньшей плавучестью.
  • Баллоны заполняются газовой смесью или сжатым фильтрованным воздухом. Современные емкости оснащены защитой от переполнения.
  • Они подсоединяются к воздушному редуктору, на всем протяжении работы акваланга снижающему давление со 150 до 6 атмосфер. С такими показателями давления дыхательная смесь поступает в легочный автомат.
  • Легочный автомат является главным приспособлением в устройстве акваланга, так как с его помощью подается воздух для дыхания, давление которого равно давлению воды на область грудной клетки дайвера.

Заправка баллона в домашних условиях

До 1990 годов для заправки баллонов использовали обычную воздушную смесь, состоящую из 79 процентов азота и 21 процента кислорода. Увы, она была очень опасна на глубине, так как её использование было чревато азотным наркозом, который мог привести к гибели. Потом пробовали применять как обогащённые кислородом смеси, так и обеднённые им. Но практика не прижилась из-за того, что не понижала, а повышала опасность для жизни.

Сегодня продолжают заправку обычным воздухом и дыхательными смесями с добавлением гелия, которые работают в разы лучше, но и стоимость имеют намного более высокую.

Как уже упоминалось, заправлять баллоны лучше в специальных местах, пользуясь услугами профессионалов. Но если вы достаточно опытны, хорошо знаете своё оборудование и можете позволить себе купить всё необходимое — то этим можно заниматься и дома. Для этого вам понадобятся: акваланг, газоанализатор, бензиновый или электрический компрессор.

Поэтапная инструкция по заправке:

Не имея навыков обращения с компрессорным оборудованием, за самостоятельную заправку лучше не браться. В противном случае — приготовьте солидную сумму на компрессор. Конечно, идеальным вариантом станет складчина с единомышленниками, с которыми вы совершаете регулярные погружения — тогда расходы на оборудование для заправки будут экономически обоснованы.

Выбор бензинового или электрического компрессора зависит от мест, где вы осуществляете погружения. Если там есть такая роскошь, как подключение к электросети — берите электрический. Но более универсальным вариантом станет всё же бензиновый. А в выборе всегда помогут эксперты в любом специализированном магазине.

  • Перед началом проверьте все клапаны и мембраны, сколько бы их ни было. На них не должно быть опрелостей, повреждений — всё должно быть в идеальном состоянии. Также осмотрите пружины клапанов, крепления, зажимы, воздушные шланги. Если нашли малейший дефект — меняйте на новое, без промедления.
  • Приступая к заправке, присоедините акваланг к компрессору и выставьте на нём давление, на которое рассчитан баллон. Далее, включайте компрессор и открывайте вентиль. Стандартные баллоны на 12–14 литров наполняются минут десять. Потом перекройте воздух и выключайте компрессор.
  • Самая важная часть — проверка состава воздуха с помощью анализатора газов. При малейшем отклонении от нормы — спускайте всё содержимое и повторяйте процедуру. От этого зависит ваша жизнь.

Далее, баллон хранится столько, сколько потребуется. Не переживайте, их нужно хранить в заправленном состоянии, так как это существенно снижает риск попадания внутрь различных примесей и во избежание начала окислительных реакций на внутренних стенках.

Вариант №2

  • Применяется баллон от огнетушителя (1.5 л).
  • В аппарате используется система ручной подачи на вдох.
  • Оборудование оснащено клапаном – пневмокнопкой, вентилем и редуктором.
  • Состоит из трубки, вкрученной в штуцер от огнетушителя, в которой находится обратный пластиковый клапан, прижатый к конусному седлу сжатым воздухом и пружиной. На трубку накручивают корпус с мембраной и шпилькой, давящей на пластиковый клапан. С обратной стороны расположен рычаг, предназначенный для нажимания пальцем.
  • Воздух, выходящий из этого устройства, проходит через дюзу (диаметр — 2 мм), затем идет на вдох в загубник. Выдох осуществляется с помощью клапана.
  • Грузовой пояс достаточно прост в изготовлении. Производится из свинцовых цилиндров, отлитых из дюралевой трубки с продольным разрезом. Оснащен самодельной быстроразъёмной пряжкой.

В надежном функционировании аппаратуры сомневаться не приходится, но проблематичной является герметичность пластикового клапана, закрывающего баллон

Применение акваланга

Акваланг помогает человеку плавать под водой свободно. Исключается необходимость все время ходить по дну или пребывать в вертикальном положении. Этим обусловлено широчайшее применение оборудования не только дайверами, но и кинооператорами, ремонтниками, археологами, ихтиологами, гидротехниками и фотографами и др.

Многие пытаются изготовить акваланг самодельный своими руками. Мотивацией для принятия такого решения может быть как желание сэкономить, так и неодолимая любовь к техническому творчеству. Пользователи сетей охотно делятся советами и рекомендациями относительно производства аппарата в домашних условиях.

Условия эксплуатации

Акваланг из огнетушителя своими руками

Для изготовления подобного устройства потребуется резервуар кислотного огнетушителя, рассчитанный на давление 150 бар, емкостью 5 литров. Следующие манипуляции проводятся в несколько этапов:

  • Вентиль обтачивается до придания ему круглой формы, вкручивается в специальный Т-образный штуцер, оснащенный клапаном зарядки.
  • На нем крепится пара дюралевых пластин, стянутых между собой.
  • В качестве редуктора используется переработанная вторая ступень аналогичного элемента кислородного кресла (функционирует от 8 бар).
  • Подготавливается самодельный предохранительный клапан, диаметр мембраны следует уменьшить при помощи двух пластин.
  • Изготавливается ложе редукторного клапана (сечением 1,2 мм), фторопластовая подушка для этого же элемента.
  • Легочный автомат стягивают болтами.

Баллон фиксируется дюралевыми хомутами на спинке из стеклопластика. Можно считать, что мини-акваланг, своими руками сделанный, готов.

Рассматриваемый агрегат является надежным в работе. Среди основных недостатков отмечается коррозия корпуса редуктора из дюрали в соленой воде. Решить эту проблему поможет силиконовая смазка. Средний вес оборудования в сборе составит порядка 9,5 кг.

Вариант №1

  • Аппарат изготавливают из баллона — ресивера (2 л) от огнетушителя.
  • Пристегивается к области груди.
  • Вместо регулятора используется самодельная пневмокнопка для ручной подачи воздуха на вдох.
  • Аппарат оснащен обратным клапаном, которым отсекается воздушная магистраль в случае разрыва шланга, подающего воздух.
  • Отсутствует редуктор, поэтому используется на ограниченной глубине погружения.
  • Мембрану к седлу клапана прижимает пружина. При нажатии на рычаг она поднимается и воздух идет на вдох. Выдох производится в воду при помощи клапана выдоха.
  • Подача воздуха с поверхности осуществляется от транспортного сварочного баллона объемом до 40 л. К аппарату подсоединяется легочный автомат.
  • Закрепленная на руке пневмокнопка удобнее кнопки, которую приходится держать в руке. Рука частично высвобождается и используется для выполнения какой — либо работы.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации